Равновесие производителя

Задача производителя состоит в том, чтобы, использовав все бюджетные средства на два переменных фактора, получить наибольший объем продукта, то есть занять максимально отдаленную от начала координат изокванту.

Действуя таким же методом, как при определении равновесия потребителя, совместим карту изоквант с изокостой. Та изокванта, по отношению к которой изокоста займет положение касательной, определит наибольший объем производства, при заданных бюджетных возможностях. Точка касания изокванты изокостой будет точкой наиболее рационального поведения производителя.

Любая изокванта, расположенная ближе к началу координат, даст меньший объем выпускаемого продукта (изокванта Q1). Те изокванты, которые расположены выше и правее изокванты Q2, потребуют большего количества факторов, чем может позволить бюджетное ограничение производителя. Следовательно, точка касания изокосты и изокванты - это оптимальная точка, в которой производитель получает желаемый для себя результат.

Равновесие производителя - student2.ru

При анализе изокванты мы выяснили, что ее наклон в какой-либо точке определяется углом наклона касательной, или нормой технологического замещения:

MRTSx,y = - Равновесие производителя - student2.ru y/ Равновесие производителя - student2.ru x .

Изокоста в точке E совпадает с касательной. Hаклон изокосты, как мы определили ранее, равен угловому коэффициенту -Px/Py . Исходя из этого, можно определить точку равновесия потребителя как равенство соотношений между ценами на факторы производства и изменением этих факторов.

При исследовании данного вопроса необходимо ввести понятие предельного продукта переменного фактора производства, в данном случае это MPx и MPy.

Если предположить, что фактор y уменьшается, то для того, чтобы объем производства (Q) остался на прежнем уровне, необходимо увеличить использование фактора x на некую величину.

Вспомним, что значение предельного продукта MP = Равновесие производителя - student2.ru Q/ Равновесие производителя - student2.ru x . Обозначим колебания объема производства в результате изменения фактора y - через Qy, а фактора x - через Qx. Тогда значения предельных продуктов выразятся формулами: MPx = Равновесие производителя - student2.ru Qx/ Равновесие производителя - student2.ru x; MPy = Равновесие производителя - student2.ru Qy/ Равновесие производителя - student2.ru y. Если обе части этих равенств умножить соотвественно на Равновесие производителя - student2.ru x и Равновесие производителя - student2.ru y, то получим Равновесие производителя - student2.ru Qx = MPx· Равновесие производителя - student2.ru x; Равновесие производителя - student2.ru Qy = MPy· Равновесие производителя - student2.ru y. Для того, чтобы производитель при уменьшении использования одного из факторов (в нашем случае фактора y) остался бы на прежней изокванте, то есть сохранил объем производства, должно выполняться равенство: Равновесие производителя - student2.ru Qy = Равновесие производителя - student2.ru Qx. Следовательно, можно записать, что MPy· Равновесие производителя - student2.ru y = MPx· Равновесие производителя - student2.ru x. Преобразовав это выражение получим, что при постоянном объеме производства отношения предельных продуктов равны обратному отношению изменений факторов производства:

MPx/MPy = - Равновесие производителя - student2.ru y/ Равновесие производителя - student2.ru x .

В таком случае, предельную норму технологического замещения MRTSxy можно выразить следующим образом:

MRTSxy = - Равновесие производителя - student2.ru y/ Равновесие производителя - student2.ru x =MPx/MPy .

В точке равновесия производителя, когда MRTSxy = - Равновесие производителя - student2.ru y/ Равновесие производителя - student2.ru x =Px/Py можно сказать, что отношение предельного продукта фактора x к предельному продукту фактора y будет равно отношению цены фактора x к цене фактора y:

MPx/MPy =Px/Py , или MPx/Px =MPy/Py

Следовательно, равновесие производителя достигается тогда, когда образуется равенство отношений предельных продуктов факторов к ценам на эти факторы производства.

Равновесие производителя - student2.ru y/ Равновесие производителя - student2.ru x =Px/Py

Важное значение имеет эффект масштаба производства.

ТИПОЛОГИЯ РЫНКОВ

Типология рынков – классификация рынков, построенная по типообразующим признакам и устанавливающая определенные зависимости между ними. Типология рынков производится с целью выявления и описания конкретных типов рынков, характеризующимися отличительными чертами экономических отношений. Она предусматривает построение общей схемы дифференциации рынков с последующим ее уточнением и дополнением, в зависимости от конкретных задач исследования. В качестве типообразующих признаков могут выступать различные критерии, например такие как: методы управления, размер, пути ценообразования, географическое положение.

Однако, наибольший интерес с экономической точки зрения представляют следующие типы рынков, классифицированные по типу конкуренции:

1.Рынок совершенной конкуренции;

2.Рынки несовершенной конкуренции:

- Рынок монополистической конкуренции;

- Рынок олигополии;

- Рынок монополии.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

· наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

· свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

· разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

· совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

· влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Олигополия —это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.Индекс Херфиндаля, Индекс Херфиндаля-Хиршмана, Индекс Герфиндаля-Гиршмана — показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли. Вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

· малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

· дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

· наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

· фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Монополия - это такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Обычно различают несколько видов монополии:

• Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой и институтом авторских прав;

• Естественная монополия- отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К этому следует добавить, что с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами;

• Открытая монополия- вид монополии, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией;

• Чистая монополия - рыночная ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этому товара нет близкого заменителя в других отраслях. В настоящее время, как было показано выше, чистые монополии - достаточно редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Как правило, чистые монополии существуют при покровительстве государства. При этом, они характерны чаще местным рынкам, нежели общенациональным. В целом можно утверждать, что понятие чистой монополии является абстракцией, т. к. имеется немного товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

• одна фирма и много покупателей,т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

• отсутствие товаров-заменителей -нет совершенных заменителей продукта монополиста.

• отсутствие свободы выхода на рынок(либо в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. (Более подробно о входных барьерах см. ниже);

• фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данную рыночную реальность;

• совершенная информированность фирмы-монополиста.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Чистая монополия– это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

а) одна фирма и много покупателей,т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей(нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок(в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

• экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);

• правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;

высокие издержки входа – экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;

• реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;

• контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других

специализированных ресурсов;

• высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода устанавливать цену на свой товар.

Кривая спроса монополиста является нисходящей (имеет отрицательный наклон). Она совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при каждой цене монополист может продать количество товара, равное объему рыночного спроса.

От кривой рыночного спроса, которая определяет кривую предельной выручки монополии, зависит решение монополии об объеме выпуска. Поэтому говорят, что монополия не имеет кривой предложения.

Максимизация прибыли монополистом также решается двумя ана­литическими инструментами: 1) сравнением TR и ТС; 2) сравнением MR и МС. Оба метода равноценны и дают одинаковый результат.

Кривая TR монополиста имеет холмообразный вид. Максимум об­щей прибыли будет получен при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна (рис. 1 а). Линия MR (рис. 1 б, в ) снижается быстрее, чем линия спроса, так как в условиях несовершенной конкуренции MR <Р (ведь для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополист снижает цену). Фирма все время должна сопоставлять предельную вы­ручку и предельные затраты. Когда MR > МС, фирма расширяет свое производство; если же MR < МС, фирма сокращает производство; при условии равенства MR и МС наступает равновесие фирмы.

Равновесие производителя - student2.ru

Рис.1. Равновесие монополии

Цена определяется высотой кривой спроса (а не высотой предель­ной выручки) в точке выпуска, дающего максимум прибыли или ми­нимум убытков (рис. 1, б, в). Равновесие монополии достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают свое­го минимума. Цена при этом больше средних издержек.

Поскольку фирма-монополист является единственной фирмой в от­расли, постольку равновесие, достигнутое ею в краткосрочном перио­де, будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного равновесия монополист в отличие от совершенно кон­курентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки) вследствие сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.

Налогообложение монополиста: разные варианты. Потери общества от монополии. Проблемы естественной монополии.

Рассмотрим различные виды налогообложения монополиста.

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска (от нем. pauschal ≈ взимаемые в целом, англ, lump-sumtaxes).

Влияние потоварного налога. Обозначим ставку потоварного налога Т. Тогда прибыль монополиста составит

p(Q) = TR(Q) - STC(Q) - ТQ.

Ее максимизация требует, чтобы

dp(Q)/dQ = (dTR(Q/i>)/dQ) - (dSTC(Q)/dQ) - T = 0,

т. е. чтобы

MR(Q) = MC(Q) + Т

Монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога. Полный дифференциал будет

(d2TR(Q/i>)/dQ2)dQ - (d2STC(Q)/dQ2)dQ - dT = 0,

откуда

dT/dQ = 1/[d2TR(Q)/dQ2 √ d2STC(Q)/dQ2

Поскольку, согласно условию максимизации прибыли второго порядка, требуется, чтобы знаменатель правой части был отрицателен, dQ/dT < 0 и значит, введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены.

Влияние паушального налога. В отличие от потоварного сумма паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

p(Q)= TR(Q) - STC(Q) - G,

где G ≈ сумма паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

dp(Q)/dQ = MR(Q) - SMC(Q) = 0, или

MR(Q) = SMC(Q).

Такое же, как паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль (pN):

max pN(Q) =pN(100 - t) = TR(Q) - STC(Q) - t[TR(Q) - STC(Q)] = (100 - t)[TR(Q) - STC(Q)].

Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие

dpN(Q)/dQ = (100 - t)[MR(Q) √ MC(Q)] = 0.

Если t < 100, (100 - t) > 0 и, следовательно, MR(Q) -MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = MC(Q) . Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся.

Паушальный (аккордный) налог - это налог постоянной величины, или, налог, который даст одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине ЧНП.

Подоходный налог - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Потоварный налог — налог, выплачиваемый производителями или потребителями продукции в виде процента от цены единицы блага или суммы, отчисляемой с каждой проданной единицы блага.

Ущербом, приносимым монополией, называется величина, на которую сокращается суммарный потребительский излишек в результате монополизации рынка.

Равновесие на совершенно конкурентном рынке достигается в точ­ке Е, в которой равновесная цена равна Р , равновесный выпуск - Q, (рис. 2).

Потребительский излишек равен площади треугольника AEP1. Пос­ле монополизации рынка равновесие достигается в точке пересечения MR и МС. Равновесная цена — Р2, равновесный выпуск — Q2. Как видим, в результате монополизации рынка выпуск продукта уменьшается, а цена увеличивается. Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника АКР2 т. е. он уменьшается на вели­чину, равную площади трапеции P2KEP1. Эта величина составляет ущерб, приносимый монополией.

Равновесие производителя - student2.ru

Рис. 2. Ущерб, приносимый монополией

Его можно разделить на две части: первая часть, равная P1P2KN, пере­ходит от покупателей к монополии и служит источником ее прибыли. Вторая часть, равная площади треугольника KNE, составляет безвоз­вратные потери, так как ее не получают ни покупатели, ни монополист.

Монополист может увеличить свою экономическую прибыль путем проведения сложной стратегии ценообразования, связанной в первую очередь с назначением разных цен для различных покупателей.

Общественные потери:

o монополия устанавливает обычно более высокие цены;

o монополия присваивает значительную часть потребительского излишка;

o монополия препятствует эффективному распределению ресурсов;

o монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен.

Экономические последствия монополий с точки зрения общества сводятся к следующим:

1. Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный производитель. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов.

2. Эффект масштаба, с одной стороны позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, для монополистов свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.

3. По вопросу о том, способствует ли монополия НТП, есть две точки зрения: 1) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность обеспечивать большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование НИОКР; 2) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.

4. Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах.

Большинство монополизированных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат государственному регулированию. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти.

Особое место в рассмотрении вопроса рынка монополии занимают естественные монополии. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Для того, чтобы фирма-монополист избежала ухода с рынка в ряде случаев, ей потребуется дотация, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берет на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Ценовая дискриминация – это реализация одних и тех же товаров, произведенных одним предприятием и с одинаковыми затратами, разным покупателям по различным ценам.

Если на рынке сложились условия совершенной конкуренции, то ценовая дискриминация невозможна, т. к. на конкурентном рынке формируются на основе взаимодействия спроса и предложения единые рыночные цены на однородный товар. Ценовая дискриминация возможна только при отсутствии на рынке конкуренции.

Необходимые для ценовой дискриминации условия.

1. У фирмы есть монопольная власть.

2. Фирма имеет возможность определить эластичность спроса по цене на разных сегментах рынка и группы покупателей с различными резервными ценами.

3. Эластичность спроса по цене у разных групп покупателей должна существенно различаться.

4. Если в отношении данного товара проводится политика ценовой дискриминации, то он не должен перепродаваться между покупателями разных рынков. Если товар будет свободно перепродаваться между рынками, на которых действуют разные цены, то невозможно будет осуществление ценовой дискриминации.

Самые благоприятные условия для ценовой дискриминации создаются в сфере услуг, так как перепродажа услуг невозможна. В сфере товарного обращения условия для ценовой дискриминации создаются в том случае, если между рынками с разными ценами на товар, в отношении которого проводится ценовая дискриминация, разделены географически или высокими тарифными барьерами, т. е. перепродажа товара сопряжена с высокими затратами.

Выделяют три типа ценовой дискриминации:

1) совершенная ценовая дискриминация (дискриминация первой степени) проводится при условии, что на каждую единицу идентичного товара устанавливается цена, которая определяется ценой спроса. В этом случае весь покупательский излишек изымается фирмой—монополистом. В чистом виде данный тип ценовой дискриминации редко встречается, так как является трудноосуществимым. Он может приближенно осуществляться при условии индивидуального производства, т. е. производства, для которого характерно изготовление каждого вида продукции по конкретным потребительским заказам. Цены в этом случае определяются в договоре;

2) ценовая дискриминация второй степени осуществляется следующим образом: предприятие—монополист реализует по разным ценам не каждую отдельную единицу продукции, а целые ее партии соответственно одной и той же кривой спроса. Практически ценовая дискриминация второго типа часто реализуется посредством различных скидок;

3) ценовая дискриминация третьей степени базируется в отличие от первых двух типов не на различиях цен спроса на единицы продукции, а на сегментации рынка, т. е. на разделении покупателей на отдельные группы, причем для каждой группы характерна своя функция спроса. При проведении ценовой дискриминации такого типа монополисту необходимо установить цены для каждой отдельной группы покупателей, что в результате должно максимизировать общую прибыль.

Наши рекомендации