Функции и уровни управления транспортом как системой
Вещественными элементами транспортной системы, то есть ее технологическим звеном являются подвижной состав и постоянные технические устройства. Для осуществления перевозки груза и получения транспортной продукции необходимо также наличие производственного персонала.
Однако, для того, чтобы рассматриваемое технологическое звено смогло обеспечить целенаправленный, упорядоченный и скоординированный транспортный процесс, к нему необходимо подключить управляющее звено, предназначенное для выработки и реализации управляющей функции (рис. 11.1).
Следовательно транспортная система должна быть представлена состоящей из двух подсистем: управляющей и управляемой. Первая вырабатывает и реализует управленческую функцию, или иначе говоря, осуществляет организационное управление транспортным производством. Вторая - непосредственно управляет транспортным процессом, осуществляя технологическую функцию в рамках заданных параметров управления.
Следовательно транспортная система должна быть представлена состоящей из двух подсистем: управляющей и управляемой. Первая вырабатывает и реализует управленческую функцию, или иначе говоря, осуществляет организационное непосредственно управляет транспортным процессом, управление
Транспортная система | |
Возмущающие факторы | |
Рис. 11.1. Схема взаимодействия управляющей и управляемой подсистем в транспортном процессе.
транспортным производством. Вторая - осуществляя технологическую функцию в рамках заданных параметров управления.
Транспорт, как и любая другая отрасль материального производства, требует наличия несколько уровней управления. Структура управления транспортом включает:
- министерство транспорта;
- главное управление видом транспорта (железнодорожным, морским, автомобильным и др.)
- объединения (управления и отделения железных дорог, пароходства и др.);
- линейные подразделения и предприятия (станции, порты, депо и др.)
Следовательно, управляющую подсистему транспорта можно представить как иерархическую структуру с несколькими уровнями управления. Для достижения цели, поставленной всей транспортной системе, каждый уровень управления вырабатывает и осуществляет свою конкретную управленческую функцию. Поэтому организующая управленческая функция характеризуется следующими свойствами:
1) интегративностью, то есть многоплановостью и неоднородностью, когда свойства управленческой функции изменяются для каждого уровня управления;
2) информационностью, при которой воздействие на подчиненные уровни управления производятся путем посылки закодированной определенным методом информации, главным образом документов (приказов, распоряжений, планов, графиков, директивных писем и т.д.). С их помощью обеспечивается целенаправленное и рациональное функционирование отдельных звеньев и всей транспортной системы в целом.
На уровне линейных подразделений транспорта (станция, порт, аэропорт и т.д.), непосредственно управляющих транспортным процессом, управленческая функция превращается в конкретные действия по управлению определенными технологическими процессами. Например: пропуск, прием, отправление, расформирование и формирование поездов; прием, разгрузка-погрузка и отправление судна; прием-вылет самолета и т.д.). То есть на этом уровне управляющая функция трансформируется в технологическую функцию, основным управляющим воздействием которой является электрический или другой физический сигнал.
При существующей многоуровневой структуре управление на транспорте включает в себя следующие функции: руководство, технико-экономическое планирование, оперативное планирование, оперативное управление, контроль и регулирование. Первые четыре функции составляют в совокупности организационное управление транспортной системой и ее отраслями (рис.11.2).
Руководство транспортом осуществляется на государственном уровне Министерством
транспорта и заключается в определении целей и критериев функционирования ЕТС страны и определения приоритетов и уровня развития отдельных видов транспорта.
Технико-экономическое планирование осуществляется на уровне руководства видами транспорта (Государственной администрацией железных дорог, департаментом морского транспорта и т.д.). Оно делится на перспективное (на 2-3 года) и текущее (на 1 год), и заключается в определении путей, комплекса мер и ресурсов для достижения цели, поставленной на Государственном уровне.
Оперативное планирование и управление осуществляется на уровне транспортных объединений (управлений и отделений железных дорог, пароходств и др.). Эти функции включают:
а) разработку в развитие технико-экономических планов перевозки грузов, графиков движения, планов ремонта технических средств и других документов, регламентирующих работу транспорта в рамках объединения;
б) доведение этих документов до линейных подразделений и предприятий;
в) осуществление действий по обеспечению выполнения плановых и нормативных документов.
Контроль и регулирование осуществляется на уровне линейных подразделений и предприятий транспорта.
Контроль - совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода транспортного процесса.
Регулирование - действия персонала, направленные на поддержание хода перевозочного процесса в заданном режиме в рамках показателей, установленных плановыми и нормативными документами.
|
Рис.11.2. Принципиальная схема управления транспортной системой
В совокупности контроль и регулирование представляют собой технологическую функцию управления перевозочным процессом.