Теории прибыли. Рентабельность
Разница между общими доходами фирмы и общими издержками производства называется прибылью, которая определяется путем вычета из общей суммы продаж всех видов затрат: амортизации, зарплаты, процентов по ссудам и т.д. В этом случае прибыль называют чистым доходом.
В теории К. Маркса прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости и выступает в виде разницы между стоимостью (ценой) и издержками производства. При этом прибыль как искаженная форма стоимости маскирует источник обогащения капиталистов — неоплаченный труд наемного работника. В обычном представлении прибыль выступает как надбавка к цене затраченных ресурсов.
Современная трактовка прибыли противоречива: если доход на капитал выступает в виде процента, то прибыль объединяет все формы доходов — процент, зарплату и ренту или выступает четвертой формой доходов. В экономической литературе существует несколько определений прибыли, как экономической категории. Одни экономисты считают, что прибыль это доход от нововведений, причем временный, как бы плата за риск, удачу. Другие характеризуют прибыль как «монопольный доход» в условиях естественного или умышленного дефицита ресурсов.
К. Макконнелл и С. Брю считают плату за выполнение предприятием своих функций нормальной прибылью, а если общий доход выше всей суммы издержек (нормальная прибыль включается в издержки), то разница, по их мнению, будет называться чистой, или экономической, прибылью. Другие экономисты определяют прибыль как вознаграждение за удачное использование факторов производства, смешивая разные формы доходов, или же она выступает как плата за риск.
Прибыль является основной формой доходов и источником расширенного воспроизводства. Прибыль — главный источник инвестирования капитала. Многим предпринимателям этот внутренний источник финансирования предпочтительнее росту внешней задолженности или выпуску акций.
В России итоговым показателем деятельности предприятия является валовая прибыль.
Валовая прибыльпредставляет собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от нереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию включаемых в себестоимость продукции. Доходы (расходы) нереализуемых операций включают доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам и другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стимулирующих
инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую
устойчивость, гарантируя полноту финансовой независимости фирмы.
Вместе с тем прибыль обеспечивает устойчивость и общественных систем,
так как она является источником налогообложения и образования доходов
государственного бюджета. Их использование обеспечивает
прогрессивную экономическую и социальную динамику общества.
Как и издержки, прибыль может получать различные количественные
выражения и разные названия. Имеется множество методов расчета
прибыли.
Виды и методы расчета прибыли:
Общая прибыль = валовый доход – издержки производства
Экономическая прибыль = валовый доход – экономические издержки на
все ресурсы
Бухгалтерская прибыль = валовый доход – явные издержки
Чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные
издержки производства
Чистая прибыль = общая прибыль – налоги, обязательные платежи
Нормальная прибыль = нормативная отдача на капитал + норма
предпринимательского дохода
Хозяйственная прибыль = нормальная прибыль + экономическая прибыль
Предельная прибыль = предельный доход – предельные издержки.
Эффективность применения инвестированного капитала, авансированных затрат проявляется в сопоставлении прибыли, как главного показателя жизнедеятельности предприятия, с затратами, издержками, себестоимостью. Такое сопоставление выражается относительным показателем — рентабельностью.
Рентабельность характеризует прибыльность, доходность использования капитала. Росту рентабельности способствует снижение себестоимости продукции и рост прибыли. Одним из противодействующих факторов является увеличение акционерного капитала (наряду с удешевлением элементов постоянного капитала и т.д.).
Норма прибыли, как писал К. Маркс, имеет тенденцию к понижению (т.е. противодействующие, замедляющие, искажающие факторы). Это связано с ростом органического строения капитала (производства), т.е. ростом фондовооруженности, а также с периодическим обновлением основного капитала и продукции, имеющей цикл жизнедеятельности. Сказывается также противоречие между прибылью (ограниченной целью) и потенциально безграничными возможностями производства на базе НТП.
Различают расчетную, текущую, нормативную, отраслевую и народохозяйственную рентабельность.
Существует определенная последовательность для исчисления показателя рентабельности. Сначала определяют чистый доход, затем стоимость производственных фондов и после этого — норму рентабельности, как отношение чистого дохода к стоимости производственных фондов. Показатель рентабельности производства является основным показателем результативности деятельности предприятия.
В рыночной экономике предпринимателю важно знать, за счет каких производственных составляющих достигается эффективность производства. Поэтому широко применяются следующие показатели рентабельности производства и продукции.
• Рентабельность продаж.
Рост рентабельности продаж означает:
а) рост цен при неизменном уровне издержек;
б) снижение издержек при неизменных ценах.
Снижение спроса способствует снижению рентабельности продукции, что связано:
а) со снижением цен при неизменных издержках;
б) с ростом издержек при неизменных ценах;
в) с ростом издержек и снижением цен.
• Рентабельность активов.
Активы представляют для предприятия итог баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества предприятия, средства и запасы для уплаты задолженности (материальная собственность, инвестиции, «цена фирмы», патенты, торговая марка, наличные деньги, ценные, т.е. неинвестированные, бумаги, материально-производственные запасы). Рентабельность активов отражает эффективность использования всего имущества фирмы.
• Рентабельность основного капитала.
Основной капитал — это использованный основной капитал минус его амортизация на конец отчетного периода. Рентабельность основного капитала показывает эффективность использования основных фондов (фондоотдачу).
• Рентабельность собственного капитала.
Риск выражает эффективность использования капитала, инвестированного фирмой за счет собственных источников финансирования. Его динамика влияет на уровень котировки акций на фондовой бирже.
Все эти показатели в комплексе отражают действительную картину доходности (убыточности) фирмы, показывая затраты — объем производства — прибыль. К примеру, рост рентабельности основного капитала при уменьшении рентабельности активов мог бы отражать увеличение оборотных средств, что привело бы к затовариванию готовой продукции, наличию излишних запасов сырья, материалов, росту наличности. Пофакторный анализ динамики рентабельности отражает реальную картину доходности и конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики.