Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования. Иерархический и стихийный способы координации
экономической деятельности. Типы экономических систем(традиционная, плановая, рыночная, смешанная).
Ры́нок — совокупность эк. отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями потребителями..
Рынок обеспечивает:
1)Взаимосвязь, производство и потребление по цепочке: прво>распределение>обмен>потребление.
2)Гарантирует обществ. Оценку результатов труда (через прибыль).
3)Повышение эффективности производства в результате конкуренции.
Основные правила рынка: (Рынок открыт для всех желающих.Мобильность и подвижность всех ресурсов Свободное ценообразование.Возможность обладать всей полнотой инф-и.)
Транзакционные издержки – это затраты связанные с использованием рыночного механизма обмена.
Объект рынка Это товар, по поводу него субъекты вступают в рыночные отношения
(Выделяют группы субъектов: Домашнее хозяйства, государства фирмы.)
Функции рынка:
1) Посредническая – рынок обеспечивает связь производства и потребления.
2) Информационная – рынок выявляет платежеспособную потребность.
3) Стимулирующая – рынок развивает стимулы к повышению эффектти, которая определяется как соотношение результатов к затратам. Он заставляет повышать качества и снижать издержки.
4) Регулирующая ф-ция – рынок способствует изменения структуры произв-ва,капитал направляется в отрасли,где прибыль самая высокая.
5) Ценообразующая – на рынке формируется на товар.
6) Интегрирующая – рынок объединяет разрозненные усилия для достижения общественного прогресса.
7) Оздоровительная – рынок избавляется от не эффективных и слабых производителей.
Рыночный потенциал -это максимально ожидаемый спрос
Емкость рынка – это существующий фактический объем продаж данного товара или услуги.
Доля рынка – это существующий сегмент рынка, принадлежащий данному предприятию.
Инфраструктура рынка – это совокупность организационно правовых форм , способствующих движению товаров и услуг.
Основными элементами инфраструктуры рынка:
Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).
В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. т.е.что, как и для кого производить.Рынок это и есть спонтанной порядок. Система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к
непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община. Иерархия это и командно-административная система. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана на власти руководителя или центрального гос. органа. В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.
Типы экономических систем: 1.Традиционная – способ организации эк. жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эк-ки. (Земля и капитал в общемвладении)
2.Командная (плановая) – способ организации эк. жизни, при которой капитал, земля и все эк. ресурсы находятся в собственности госва.
3. Рыночная – способ организации эк. жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.(В основе стихийный порядок; Обязательно конкуренция;Полный ассортимент товаров.)
4. Смешанная – способ организации общ. жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками.
Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.
Процесс движения денег и товаров между различными субъектами экономики
Включает 3 субъекта:домохозяйство, фирмы и госво.
2 типа рынка: рынок произва ресурсов(труд,земля,капитал) и рынок благ.
Налоги обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды госва.
Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов.Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Рыночный спрос – это форма поведения потребителей,отражающая их готовность платить за приобретённые блага, а величина (объем спроса) это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в данный момент времени.
Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Важнейшими из них являются :
Цена самого блага (Рх) – ценовые.численность и структура населения (N),(субституты и комплимитарные товары Рy),Вкусы и предпочтения (Т),Доходы(I),Потребительские ожидания(Е)
Комплиментарные – товары, дополняющие друг друга. (ботинки шнурки)
Субституты – товары, заменяющие друг друга. (масло оливковое и подсолнечное)
Влияние, оказываемое детерминантами на рыночный спрос, принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса Qdx= f(N, Px, Py, I, T, E)
Значение функции показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени.
Наиболее широко применяется функция спроса по цене .Qdx = f(Pd) функция спроса по цене отражает зависимость изменения величины спроса от цены. Общем вид: Qd = a bP
(Q-величина спроса на благо «А» ,В пост. коэффициент влияния на величину спроса).
Закон спроса – с ростом цены на благо величина спроса падает и наоборот.
Изменение величины спроса изменение объема блага от изменения его цены.
Изменение спроса это процесс отражающий изменение в готовности покупателей платить за благо.
Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.
Рыночный спрос — совокупность(сумма) индивидуальных спросов.
7. Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов.
Рыночное предложение отражает поведение производителей т.е. их способность поставлять благо на рынок, а величина (объем )предложения – это общее количество блага которые способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.
Детерминаты предложения – это ценовые (цена данного товара Рх) и не ценовые параметры рынка, которые оказывают влияние на способность производителей(продавцов) осуществлять рыночное предложение т.е. производить блага. Основными неценовыми детерминантами предложения являются:цены для производства благо ресурсов (Рх)Природных (Рn)капитализации (Pk)Трудовых P(w)Численности продавцов )M)Технологии(Н)Налоги(Т)Ожидание продавцов(Е), Функцией предложения: Qsx=f(Px,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E)
В микроэкономическом анализе наиболее широко используется функция предложения по цене
Qsx = f(Px), которая отражает зависимость между ценой блага и величиной (объема) его предложения.
Qs = c+ dP. (С)отражает указывает на минимально возможный объем рыночного предложения.
Для функции рыночного предложения характерна зависимость между ценой блага и величиной предложения(законом предложения)
Закон предложения гласит что величина предложения блага будет тем больше , чем выше цена единицы этого блага. И наоборот Обратная функция : Ps = c/ d +1/d*Q