Понятие и значение вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств как средства доказывания в уголовном процессе
Деятельность следователя (органа дознания, дознавателя) по раскрытию и расследованию преступлений емка и многогранна. Она регламентирована нормами уголовно-процессуального права, наделяющими его широкими властными полномочиями. По имеющимся в производстве уголовным делам следователь вправе задерживать граждан в качестве подозреваемых, применять к ним меры пресечения (заключение под стражу, подписку о невыезде и др.) и иные меры процессуального принуждения (привод, отстранение от должности, помещение в медицинское учреждение). Указанные меры являются важными средствами, обеспечивающими изобличение лиц, виновных в совершении преступления, и привлечение их к законной ответственности.
Однако если говорить о познавательной деятельности следователя, то её цель заключается в отыскании объективной истины по делу. По справедливому замечанию А. М. Ларина, исследование обстоятельств совершенного преступления обусловлено «противоречием между потребностью в полном, достоверном знании фактов для разрешения дела и недостаточностью доказательств, которыми располагает следователь».
При производстве расследования истина устанавливается путем доказывания, под которым понимают собирание, проверку, оценку и использование доказательств.
В ходе доказывания следователь взаимодействует с аппаратами уголовного розыска, БХСС и другими подразделениями милиции, с общественностью, широко использует научно-технические средства, рекомендации криминалистической тех-ники, тактики и методики, данные судебной медицины, судебной психологии и других наук.
Сведения о фактических обстоятельствах дела черпаются из различных источников. Наряду с показаниями свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, протоколами следственных и судебных действий, документами ими могут быть и такие материальные носители доказательственной информации, как вещественные доказательства.
Уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие статус вещественных доказательств (ст. ст. 16 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, 50, 59, GO УПК УзССР и соответствующие статьи УПК других союзных республик), позволяют определить их как любые предметы, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение дли правильного разрешении уголовного дела, собранные и приобщенные к нему в установленном законом порядке.
Вещественные доказательства выступают в качестве одного из видов источников доказательств. Доказательствами же служат фактические данные (сведения), устанавливаемые при исследовании вещественных объектов. Например, к уголовному делу приобщен нож, обнаруженный и изъятый при задержании у подозреваемого. Нож — вещественное доказательство (т. е. источник доказательств), а доказательства здесь — это сведения о времени и месте обнаружения ножа, его конструктивных особенностях, индивидуальных признаках. Или другой пример: из тайника, оборудованного обвиняемым, изъяты нажитые преступным путем ценности, являющиеся вещественными доказательствами. Самими же доказательствами в этом случае могут быть фактические данные о наименовании, количестве, стоимости найденных предметов и др.
В реальной действительности предметы материального мира и свойства этих предметов (их форма, размеры, цвет, взаиморасположение, особенности и т. д.) существуют в неразрывном единстве. Однако использоваться в доказывании могут не сами эти свойства, а сведения о них, которые должны быть восприняты, зафиксированы и оценены лицами, осуществляющими производство по уголовным делам.
Признаки вещественных доказательств носят объективный характер. Этим в значительной степени обусловливается специфика их формирования по сравнению с источниками доказательств, которые исходят от лиц — показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, заключении экспертов и документов, Однако существуют они (например, вид материала микрочастиц, содержание сожженного документа, строение папиллярного узора следа пальца руки, исправность огнестрельного оружия) не в форме сведений и потому требуют определенной «расшифровки» в процессе восприятия. Задача следователя, лица, производящего дознание, заключается в том, чтобы максимально полно выявить эти признаки и эффективно использовать в доказывании.
Многие авторы (Белкин Р. С., Кобликов А. С., Кокорев Л. Д. и др.), исходя из текста соответствующих статей УПК союзных республик (ст. 59 УПК УзССР), в определение понятия вещественных доказательств включают перечень их видов, а также круг устанавливаемых ими обстоятельств. По нашему мнению, этого делать не следует, ибо указанный в законе перечень видов вещественных доказательств — предметы, ко-торые служили орудием совершения преступления или сохранили на себе следы преступления и др., — является примерным. В ст. 59 УПК УзССР говорится, что к вещественным доказательствам могут быть отнесены и «иные предметы», имеющие значение для установления истины но делу. В процессе развития уголовно-процессуального законодательства этот перечень может изменяться. Не случайно в УПК союзных республик его объем неодинаков.
В определении понятия вещественных доказательств не следует называть факты (обстоятельства), которые могут быть установлены источником доказательств данного вида, поскольку с их помощью можно выяснить любые обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.
В УПК союзных республик этот вопрос также решается no-разному. Например, в ст. 83 УПК РСФСР, ст. 77 УПК ТаджССР закреплено, что вещественные доказательства «могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности».
Более удачной представляется редакция статей УПК тех союзных республик, в соответствии с которыми вещественными доказательствами признаются предметы, «служащие установлению истины по делу» (ст. ст. 59 УПК УзССР, 69 УПК КиргССР).
Не удачны и такие определения понятия вещественных доказательств, в которые включаются не обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, выясняемые с помощью материальных объектов, а факты реальной действительности. Так, авторы одной из теоретических моделей УПК РСФСР, предлагаемой в связи с обновлением уголовно-процессуального законодательства, статью «Вещественные доказательства» изложили в такой редакции: «Вещественным доказательством является предмет, имеющий физические признаки пли метки, но которым можно установить его происхождение, принадлежность какому-либо лицу, применение или возможность применения в определенных целях, перемещение этого предмета, воздействие на него тех или иных веществ, предметов, процессов и явлений, а также любые иные признаки или следы, указывающие на обстоятельства дела».
Приведенный здесь перечень обстоятельств носит случайный характер и не может быть исчерпывающим, а выявленные при изучении предметов факты подобного рода не могут способствовать установлению истины. Например, при осмотре дверного замка легко определяются его происхождение, принадлежность какому-либо лицу, пригодность для применения, однако вне связи с предметом доказывания эти факты обычно не используются в расследовании.
Предметы материального мира не содержат в себе каких-либо юридических свойств. Они приобретаются ими в ходе приобщения к делу. Принципиально важно в определении понятия вещественных доказательств включить также указание на необходимость их надлежащего процессуального оформления.