Основы выбора инвестиционных решений
Инвестиционная деятельность присуща любому коммерческому предприятию. Инвестиционными целями предприятия могут быть:
– получение стабильного высокого дохода;
– защита капитала от инфляции;
– долгосрочное размещение средств под высокий процент;
– комбинация указанных целей и др.
Средством решения проблем, стоящих перед предприятием, и достижения инвестиционных целей являются альтернативные инвестиционные проекты. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на определенных критериях. Обычно альтернативные проекты поочередно сравниваются друг с другом и выбирается наилучший из них с точки зрения доходности, дешевизны и безопасности для инвесторов. Для этого используются различные формализованные и неформализованные методы. Принятие решения осложняется такими факторами, как ограниченность финансовых ресурсов, наличие инвестиционных рисков и др. Особенно трудоемка оценка долгосрочных проектов, для которых вероятность достижения прогноза невелика.
При принятии решений важно определить, куда выгоднее вкладывать средства: в производство, ценные бумаги, недвижимость, товары, валюту или др. В целом, принятие инвестиционного решения требует учета интересов различных категорий лиц (субъектов). Их можно классифицировать следующим образом:
– собственники капитала (рентабельность и сохранность вложенного капитала);
– кредиторы (сохранность и возврат кредита);
– наемные работники (сохранение рабочих мест, безопасность труда, участие в прибыли);
– менеджеры (показатели успеха предприятия, участие в прибыли, власть, престиж и т. д.);
– общество (налоги, занятость и другие положительные эффекты от инвестиций).
Инвестиционные решения принимаются тогда, когда проект удовлетворяет следующим основным критериям:
– высокая рентабельность проекта (в целом и после дисконтирования);
– дешевизна проекта;
– минимизация инвестиционных рисков;
–краткость срока окупаемости;
– стабильность или концентрация поступлений;
– отсутствие более выгодных альтернатив и др.
При планировании инвестиций необходимо руководствоваться следующим принципом: всякое инвестиционное решение должно способствовать повышению ценности предприятия (фирмы). Основными признаками роста ценности предприятия могут быть:
1 рост доходов предприятия;
2 повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
3 снижение производственного или финансового риска (инвесторы, как правило, соизмеряют ожидаемые расходы со степенью риска для вкладываемого капитала).
Инвестиционные решения не могут рассматриваться в изоляции от деятельности предприятия в целом. Инвестиции определяют многие функции и решения внутри предприятия, а также должны соотноситься с процессами, происходящими во внешней среде предприятия. На рисунке 2 схематично показана взаимосвязь инвестиционных решений с другими сторонами деятельности предприятия (фирмы).
Отношения между финансовыми и инвестиционными решениями сочетают в себе выбор направления инвестиций и источников их финансирования. Производство, исследования и развитие, информационный менеджмент в различной степени имеют отношение к вложениям средств и поэтому связаны с инвестиционными решениями. Финансовый анализ и отчетность занимаются способами оценки инвестиций. Элементы маркетинга подразумевают значительные финансовые затраты с расчетом на их выгодную отдачу в будущем. Стратегическое планирование имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использования ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия также играют важную роль в системе отношений между инвестиционными решениями и другими сторонами деятельности предприятия. Чем точнее и полнее будут учтены взаимосвязи и влияние функциональных областей предприятия друг на друга, тем существенней будет снижен риск, имеющийся при любом планировании.
Субординация частных планов предприятия и место среди них инвестиционного плана зависят от вида инвестиций. Так, инвестиции в расширение производства имеют смысл лишь тогда, когда на основе маркетинговых исследований достаточно надежно установлены возможности сбыта и конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг). В этом случае на основе плана реализации формируется производственная программа и план производства, из которого и вытекает потребность в дополнительных мощностях и новом оборудовании. Если инвестиционные расчеты подтверждают рентабельность проекта расширения производства, то в сбытовом подразделении предприятия разрабатываются предложения по рекламным мероприятиям, новым каналам сбыта и т. д., что вызовет новые изменения в инвестиционном плане.
Рисунок 2 – Принятие инвестиционных решений и структура предприятия
В стратегическом планировании развития предприятия и в краткосрочном планировании мероприятий по рационализации производства и соответствующих инвестиций важная роль принадлежит анализу товарной политики предприятия. Для средне- и долгосрочного планирования конкурентоспособности предприятия используют инновационные "агрессивные" стратегии (новые рынки, новые продукты, инвестиции в разработки, новые технологии, мотивацию персонала и т. д.). Для краткосрочного "оздоровления" предприятия используют "оборонительную" стратегию удержания доли рынка за счет мероприятий по улучшению спектра продукции, рационализации производства, снижению затрат по функциональным областям предприятия, улучшению их структуры и пр.
Основной целью инвестиционных расчетов является обеспечение рентабельности планируемых инвестиций. Инвестор, вкладывающий свои средства в реальные инвестиции и имеющий при этом больший риск, чем при вложении средств на рынке капитала, вправе рассчитывать и на больший доход с вложенного капитала. На практике применяются различные модели принятия инвестиционных решений. Укрупненная схема принятия и осуществления инвестиционных решений может включать в себя стадии, показанные на рисунке 3.
Рисунок 3 – Стадии принятия и осуществления инвестиционных решений
Выявление инвестиционной ситуации – это отправная точка инвестиционного процесса. На этой стадии осуществляется постановка инвестиционной проблемы и сбор инвестиционных данных.
Цель следующей стадии – преобразование этих идей в четко сформулированные инвестиционные предложения. Сначала определяется, стоит ли данную идею рассматривать в дальнейшем, и если ответ положительный, то выделяются средства на окончательную формулировку предложений. После этого на следующей стадии они подвергаются детальному финансовому анализу. Такая первичная оценка предложений значительно влияет на выбор окончательного решения.
После формулировки инвестиционных предложений и первоначального отбора они проверяются более тщательно на следующей стадии с помощью количественных методов оценки. На этой стадии осуществляются обычно семь последующих этапов:
1 официальное представление альтернативных инвестиционных проектов.
2 классификация и группирование альтернатив по целям (критериям) и по условиям (ресурсам) и выделение наиболее предпочтительных альтернатив в соответствии с определенными целями и условиями.
3 финансовый анализ альтернативных инвестиционных проектов.
4 сравнение результатов финансового анализа.
5 рассмотрение финансовых возможностей для осуществления проекта.
6 принятие решения об осуществлении инвестиционного проекта.
7 разработка системы мониторинга хода реализации проекта.
Во многих предприятиях выработана стандартная процедура представления инвестиционных проектов. Как правило, инициатор проекта, оформляя официальное предложение, заполняет комплект документов по определенной форме и выделяет там возможные варианты своего проекта, которые представляются ему наиболее предпочтительными после первичной оценки. Обычно устанавливаются сроки, в пределах которых предложения на предприятиях принимаются к рассмотрению.
Классификация и группирование проектов в каждом предприятии могут осуществляться по-разному. Инвестиционные предложения часто подразделяются в зависимости от рассматриваемых целей (критериев) и условий (ресурсов) приемлемости проектов. Например, на предприятии могут быть выделены такие группы проектов:
– замена имеющихся основных фондов;
– расширение производства;
– освоение новых видов продукции или технологий;
– освоение новых рынков;
– обеспечение безопасности, экологических задач и др.
Такая классификация необходима, так как от нее зависят методы и содержание финансового анализа инвестиционных предложений. Финансовый анализ – важнейший и ответственный элемент, влияющий на принятие конечного решения, хотя и не единственный. В основном применяются две группы методов финансового анализа: методы, дисконтирующие денежные потоки (сложные методы), и методы, не дисконтирующие их (упрощенные методы).
Следующий этап – сравнение результатов анализа по каким-либо заранее определенным критериям (в зависимости от вида финансового анализа, типа инвестиций и времени осуществления проекта). Эти критерии определяются таким образом, чтобы учитывать не только какой-либо тип проекта и оценивать риск, связанный с ним, но и стоимость капитала, необходимого для финансирования проекта, а также степень важности этих вложений для предприятия.
Принятие инвестиционных решений тесно связано с финансированием инвестиций. Этот вопрос, в свою очередь, очень тесно связан с разработкой бюджета организации, который ограничивает размеры фондов, направленных на финансирование инвестиций. Окончательное решение о судьбе инвестиционного проекта может приниматься на различных иерархических уровнях системы управления предприятия в зависимости от типа инвестиций, их рискованности и объема требуемых затрат.
После принятия решения о реализации инвестиционного проекта необходимо спланировать его осуществление и разработать соответствующую систему мониторинга. Здесь важно заложить требование для послеинвестиционного контроля, так как в этом случае проще будет получить информацию об успехе или неудаче того или иного проекта в будущем. Стадия послеинвестиционного контроля направлена на улучшение будущих инвестиционных решений, она подводит итоги принятому решению по конкретному инвестиционному проекту. Так, например, могут быть исследованы затраты на нововведения и сравнены с тем, что ожидалось и планировалось. Послеинвестиционный контроль направлен не на всестороннее исследование произведенных вложений, а только на те параметры инвестиций, которые являются решающими для успеха проекта. Обычно контролю подвергаются не все инвестиционные проекты, а лишь те, которые связаны со значительными затратами, высокими рисками или представляют для предприятия стратегическую важность. Главная задача послеинвестиционного контроля заключается в определении того влияния, которое он оказывает на поведение инициаторов проектов. Он также позволяет улучшить дальнейшие инвестиционные решения.