Инвестиционные и финансовые решения. Основы принятия инвестиционных решений.

Корпоративные финансы

Учебник посвящен специфической сфере управления финансами предприятий, которая выделилась в самостоятельную сферу деятельности, вобрав в себя новейшие научные знания и многолетний практический опыт, как на международных, так Российских рынках.

В учебнике рассматриваются практика принятия финансовых и инвестиционных решений, планирования и составления адекватных финансовых моделей будущей деятельности предприятий на среднесрочную или долгосрочную перспективу; определения потребности в инвестициях, источников финансирования инвестиционных проектов, оптимальной структуры капитала предприятий, оценки коммерческой и бюджетной эффективности проектов для владельцев и потенциальных инвесторов, инвестиционного анализа и анализа рисков.

Учебник предназначен для инвестиционных и финансовых аналитиков, сотрудников банков, финансовых менеджеров, а так же для преподавателей, аспирантов и студентов.

Содержания

1. Введение

2. Инвестиционные и финансовые решения. Основы принятия инвестиционных решений

3. Корпоративное финансирование и стоимость капитала. (Источники финансирования инвестиционных проектов)

4. Дивиденды и дивидендная политика.

5. Источники краткосрочного финансирования проектов

6. Источники долгосрочного финансирования проектов

7. Подготовка, установление контактов с потенциальными инвесторами

8. Особенности разработки бизнес-планов, инвестиционных предложений и проспектов эмиссии ценных бумаг

9. Финансовый менеджмент международной корпорации.

10. Заключение

11. Задание для самостоятельной работы

Приложение

Введение

Корпоративные финансы – один из основных и обязательных курсов в системе экономического образования российских университетов и школ бизнеса.

Его содержание составляют общие теоретические концепции финансов и практические методы управления финансами компаний с акцентом на вопросы формирования стоимости ценных бумаг на развитых финансовых рынках.

При подготовке данного учебного пособия за основу была взята информация из книги Р. Брейли и С. Майерса «Принципы корпоративных финансов» и из других литературных и научных источников.

Что такое корпоративные финансы?

В западной литературе понятие «корпоративные финансы» считается синонимом финансового менеджмента (что в переводе на русский язык означает управление финансами) при разработке стратегических и оперативных инвестиционных проектов, при принятии инвестиционных решений владельцами и менеджерами компании по выбору источников финансирования.

В корпоративных финансах основной акцент, как правило, делается на научное обоснование соответствующих концепций (альтернативных вариантов и алгоритмов) при принятии оптимальных решений по выбору источников финансирования инвестиционных проектов, в то время как финансовый менеджмент больше ориентирован на организацию бизнес-процессов при управлении финансами предприятий (организаций).

Корпоративные финансы – система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми потенциальными участниками финансовых рынков (государственными учреждениями, лизинговыми компаниями, кредиторами, акционерами), в основе которых находится рыночная стоимость.

В учебнике представлена теория и практика корпоративных финансов. Едва ли нужно объяснять, почему финансовые менеджеры и потенциальные инвесторы должны хорошо разбираться в практических аспектах своей работы, однако, вероятно, небесполезно сказать несколько слов о знании теории.

Практический опыт помогает менеджерам и аналитикам справляться с каждодневными проблемами. Но лучших менеджеров и аналитиков отличает также способность эффективно реагировать на перемены, которые происходят в настоящее время, но и на перемены которые могут произойти (планируются) в будущем. Для того чтобы уметь это делать, вам нужно нечто большее, чем проверенные временем практические навыки; вы должны понимать, почему компании и финансовые менеджеры и аналитики ведут себя так, а не иначе. Другими словами, вам необходима теория корпоративных финансов.

Хорошая теория помогает понять, что происходит вокруг вас. Она помогает вам задавать правильные вопросы, когда времена меняются и необходимо анализировать новые проблемы. Она подсказывает вам, о чем не стоит беспокоиться.

В учебнике мы подсказываем, как использовать теорию финансов для решения практических проблем, а также для выявления тех факторов и важной информации, которые необходимо знать специалистам (студентам), изучающим корпоративные финансы.

Безусловно, теория, представленная в этом учебнике, не является совершенной и исчерпывающей, - как, впрочем, и ни одна другая теория. В некоторых противоречивых вопросах экономисты-финансисты и аналитики никак не могут сойтись во мнении о том, что следует делать компаниям. Мы не пытаемся сглаживать эти противоречия. Мы изложили основные аргументы каждой стороны и высказали нашу собственную точку зрения.

Хорошая теория, стоит только в ней разобраться, становится просто делом здравого смысла.

Перед финансовыми менеджерами и финансовыми аналитиками стоят две основные проблемы. Первая – сколько должна инвестировать компания, и в какие виды активов? Вторая – как получить необходимые для инвестирования денежные средства (инвестиции)?

Ответом на первый вопрос выступает инвестиционное решение фирмы, или решение о планировании долгосрочных вложений на основе инвестиционного проекта (плана инвестиционной деятельности предприятия).

Ответ на второй вопрос представляет собой решение о выборе источника финансирования (проекта финансовой деятельности предприятия).

Финансовый менеджер или аналитик стремится найти такие ответы на эти вопросы, которые бы максимально улучшили финансовое положение инвесторов (акционеров).

Критерием успеха обычно выступает стоимость: любое решение, которое увеличивает стоимость доли инвесторов (акционеров) в фирме, делает их богаче. Таким образом, вы можете сказать, что хорошим инвестиционным решением является такое, в результате которого приобретаются реальные активы, чья стоимость выше связанных с ними затрат,- активы, увеличивающие стоимость. Секрет успеха финансового управления кроется в увеличении стоимость капитала. Это утверждение простое, но оно несет в себе немного практической пользы. Оно подобно совету инвестору на фондовом рынке – «покупать дешевле, продавать дороже». Проблема же заключается в том, как это сделать.

Вероятно, существуют виды деятельности, овладеть которыми можно, просто прочитав учебник, но управление финансовыми потоками к ним не относится. Вот почему финансы следует тщательно изучать. Кому хочется работать в области, где не накоплено достаточно опыта, нет места творчеству, свободе суждений и чуточке удачи? И хотя данный учебник не может предложить что-либо из этого, он дает идеи и информацию, на которых основаны хорошие финансовые решения.

Финансовый менеджер или аналитик действует как посредник между фирмой и рынками капиталов, где происходит купля-продажа ценных бумаг фирмы. Роль финансового менеджера показана на рисунке 1, где схематично изображены денежные потоки от инвесторов к фирме и обратно к инвесторам.

Рынки капиталов (инвесторы, владеющие финансовыми активами)
Финансовый менеджер (аналитик)
Инвестиционная и операционная деятельность компании (реальные активы)  

Рис. 1. Денежные потоки между рынками капиталов и фирмой

Поток возникает, когда фирма выпускает ценные бумаги с целью привлечения денежных средств (стрелка 1 на рисунке). Деньги идут на приобретение реальных активов, необходимых для деятельности фирмы (стрелка 2). При успешной операционной деятельности фирмы, когда реальные активы дают больший приток денежных средств, чем требуется для покрытия первоначальных инвестиций (стрелка 3), денежные средства либо реинвестируются (стрелка 4), либо возвращаются инвесторам, которые приобрели ценные бумаги первичной эмиссии (стрелка 5). Если банк предоставляет фирме денежный кредит на стадии 1, то эти деньги плюс проценты должны быть возвращены банку на стадии 5.

Решение об источниках финансирования всегда в какой-то степени отражает теорию о рынках капитала. Например, предположим, фирма решает финансировать программу крупного расширения с помощью выпуска облигаций. Финансовый менеджер должен рассмотреть условия выпуска и удостоверится, что на облигации установлена обоснованная цена. Это требует знания теории формирования цены облигации. Кроме того, финансовый менеджер должен ответить на вопрос, станут ли акционеры богаче или беднее, если между ними и реальными активами фирмы вклинивается дополнительные долговые обязательства. Возникает необходимость знания теории о влиянии займов корпорации на стоимость ее акций.

Кроме того, инвестиционное решение нельзя принимать без учета рынков капиталов. Фирма, которая действует в интересах своих акционеров, должна осуществлять инвестиции, которые увеличиваю стоимость долей акционеров в фирме. Для этого нужна теория оценки стоимости обыкновенных акций.

Понять, как работают рынки капиталов, - значит понять, как оцениваются финансовые активы. В этом направлении за последние 20 лет был, достигнут значительный прогресс. Были разработаны новые теории, объясняющие принципы ценообразования для облигаций и акций. И проверка этих теорий показала, что они дают хорошие результаты. Поэтому большую часть учебника мы посвящаем объяснению данных теорий и того, что за ними кроется.

Финансовый менеджер не может не принимать в расчет факторы времени и неопределенности. Предприятиям часто предоставляется возможность инвестировать средства в активы, которые не способны быстро окупиться и подвергают значительному риску и предприятие в целом, и ее его акционеров. Для осуществления намеченных инвестиций может потребоваться привлечение займов, полное погашение которых может растянуться на многие годы. Фирма не может избежать такого выбора – кто-то должен решать, стоят ли подобные возможности затрат, связанных с их осуществлением, или насколько безопасно бремя дополнительного долга.

Деятельность финансового менеджера направлена на увеличение стоимости собственного капитала (инвестиций) акционеров в предприятие. Крупная компания вовлекает в свою орбиту тысячи людей. И каждый, помимо интереса акционера, преследует свой личный интерес.

Представьте себе чистый денежный доход компании в виде пирога, который делит между собой группа претендентов. В нее входят руководство и рабочие, а также кредиторы и акционеры, которые вложили деньги в создание и поддержание данного бизнеса. Правительство также является претендентом, поскольку взимает, налоги с прибыли предприятия.

Все эти претенденты связаны между собой сетью контрактов и соглашений. Например, когда банки предоставляют предприятию кредит, они по официальному договору требуют установление определенной ставки процента и даты погашения кредита, вероятно, таким образом, налагая ограничения на дивиденды или дополнительные займы и т.п. но нельзя предусмотреть все возможные события в будущем, поэтому стандартные контракты сопровождаются дополнительными соглашениями. Например, менеджеры понимают, что за хорошую зарплату от них ожидают упорной работы, и на недозволенные личные привилегии часть пирога не урвешь.

Практика корпоративных финансов развивалась именно ради того, чтобы согласовать личные интересы и интересы компании, чтобы все работали сообща, увеличивая стоимость всего пирога, а не просто размер чьего-либо куска.

Финансовый менеджер должен быть готов к потенциальным проблемам, поражаемым противоречием интересов. Мы должны лучше понять, почему происходят поглощения, почему соглашения о кредитах влекут за собой ограничения на дивидендные выплаты или почему компании иногда предпочитают выпускать облигации, которые инвесторы могут обратить в акции.

Информация является необычным товаром. На финансовых рынках достоверная информация может стоить миллионы – но только в том случае, если другие инвесторы не располагают этой информацией в данное время. И как только важная финансовая информация просачивается, она мгновенно передается по каналам электронной связи заинтересованным пользователям и во все другие крупные финансовые центры.

Следует ли инвесторам доверять информации, предоставляемой компаниям? Иногда информация подтверждается аудиторскими фирмами или инвестиционными банками, которые опираясь на свою репутацию, заверяют отчеты компаний. Иногда менеджеры посылают своеобразный сигнал путем инвестирования личных денег. Например, легче найти деньги для финансирования нового дела, если показать банку, что вы вкладываете в предприятие значительную долю вашего собственного капитала.

Многие финансовые решения приобретают дополнительное значение, поскольку служат сигналом для инвесторов. Например, решение снизить дивиденды в денежной форме, выплачиваемые акционерам, как правило, означает возникновение у фирмы проблем. В результате, когда становится известно об уменьшении дивидендов, цена акции может быстро упасть не потому, что сокращаются дивиденды как таковые, а потому, что это свидетельствует о плохих перспективах фирмы.

В штат предприятия должны входить работники, которые специализируются на планировании деятельности корпорации, они, естественно, должны участвовать и в планировании долгосрочных вложений. Как правило, казначей, контролер или финансовый директор несут ответственность за формирование капитального бюджета и руководство этим процессом.

Окончательные решения многих важных финансовых вопросов принимаются по согласованию с советом директоров. Например, только совет директоров имеет законное право объявлять о выплате дивидендов или санкционировать публичных выпуск ценных бумаг. Совет, как правило, поручает отдельным должностным лицам вынесение решений по инвестиционным проектам небольших и средних масштабов, но право принятия крупных инвестиционных решений практически никогда не делегируется.

В целом задача управления может быть разложена на решение следующих задач:

1. Инвестиционные решения, или решения по планированию долгосрочных вложений;

2. Решения по привлечению источников финансирования.

Другими словами, фирма должна решать:

1. Сколько инвестировать и в какие активы?

2. Как получить необходимые денежные средства?

Целью должно быть увеличение стоимости долей акционеров фирмы.

Инвестиционные и финансовые решения. Основы принятия инвестиционных решений.

(Е.Н. Лобанова, М.А. Лимитовский. Финансовый менеджмент. – М. ИКК «ДеКа». 2001. Стр. 246 – 292)

Наши рекомендации