Транспортом общего пользования»
Состояние транспортного рынка России в постсоветский период претерпело значительные количественные и качественные изменения. За период с 1993 по 2005 гг. объемы пассажирских перевозок в дальнем следовании на железнодорожном транспорте уменьшились на 41%, сократилась транспортная подвижность населения, изменились мотивация поездки, направления и размеры пассажиропотоков, возросла конкуренция между видами транспорта. Данные изменения выразились в необходимости адаптации тарифной системы в области пассажирских, багажных и грузобогажных перевозок к требованиям новой экономической ситуации.
Действующий в настоящее время Прейскурант № 10-02-16 «Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении» вступил в силу в 1993 г. и не учитывает реалий новой системы хозяйствования, сформированной на железнодорожном транспорте. В связи с чем, программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г., определены основные принципы проведения структурных преобразований и развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок. На втором этапе реформирования железнодорожного транспорта (2003–2005 гг.) предполагается реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе пассажирские перевозки в дальнем следовании. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании должно обеспечить удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, а также повышение качества транспортного обслуживания населения. Кроме того, «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте» предусмотрено поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
Учитывая потребность в адаптации тарифной системы в области пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте к требованиям рыночной экономики, в соответствии с решением комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (Протокол № 14 от 6.12.2002 г.) был разработан проект нового «Прейскуранта № 10-02-16»: «Тарифы на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении железнодорожным транспортом общего пользования».
Формирование нового «Прейскуранта № 10-02-16» направлено на достижение следующих основных целей:
– обеспечение единого пространства перевозок пассажиров в Российской Федерации;
– адаптирование тарифной политики в области пассажирских перевозок к условиям рыночной экономики и учет платежеспособного спроса населения;
– создание условий для развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок и функционирования всех пассажирских компаний-перевозчиков;
– поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок.
Основные принципы формирования проекта нового «Прейскуранта № 10-02-16» определены «Программой структурной реформы и основами ценообразования на железнодорожном транспорте», определенными Правительством РФ. Проектирование нового «Прейскуранта» основывается на решении следующих основных задач:
– тарифы на перевозку пассажиров не должны служить препятствием для свободного перемещения пассажиров в Российской Федерации;
– тарифы на перевозку пассажиров должны соответствовать платежеспособному спросу населения;
– уровень тарифов должен быть достаточен для возмещения экономически обоснованных издержек железнодорожного транспорта и обеспечения его расширенного воспроизводства;
– тарифы должны стимулировать внедрение новых прогрессивных технологий перевозки пассажиров, а также улучшение качества предоставления услуг пассажирам и снижение непроизводительных издержек железнодорожного транспорта.
На начало 2005 г. определены концепции построения тарифов по трем разделам «Прейскуранта»:
– перевозка пассажиров в дальнем следовании;
– перевозка пассажиров в пригородном сообщении;
– перевозка багажа и грузобагажа.
В проекте нового «Прейскуранта № 10-02-16» обозначены семь основных особенностей новой системы тарифообразования в области пассажирских перевозок дальнего следования.
1. «Прейскурант» является единым для всех владельцев инфраструктуры общего пользования – независимо от их организационно-правовой формы, а принципы его формирования – для всех перевозчиков.
2. В проекте использован принцип формирования тарифных ставок на основе среднесетевой себестоимости и плановой рентабельности для естественных монополий. Разработанная методика определения издержек учитывает изменения в классификации и распределении затрат по статьям, элементам расходов и видам деятельности, определенные номенклатурой данных затрат.
3. При определении себестоимости перевозок пассажиров для тарифных целей используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие операции.
4. В доходной структуре тарифа предусматривается выделение следующих составляющих:
– инфраструктурной;
– локомотивной;
– вагонной;
– вокзальной.
Уровень вагонной части является ориентиром экономической целесообразности использования собственного вагона. Он определяется исходя из расходов по экипировке, техническому обслуживанию, ремонту, амортизации пассажирских вагонов и обслуживанию пассажиров в пути следования.
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивной тягидля перевозчиков будет единым в расчете на один вагон для всех классов обслуживания пассажиров и отличаться лишь по категориям поездов в зависимости от скорости их движения. При этом удельная величина инфраструктурной и локомотивной составляющих в расчете на одного пассажира будет дифференцирована по вагонам с различными классами обслуживания пассажиров.
Величина локомотивной составляющей будет ориентиром экономической целесообразности использования собственных локомотивов. Проект «Прейскуранта» содержит отдельную тарифную схему, предусматривающую тарификацию перевозки при использовании частной тяги.
Вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные с содержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ «Экспресс» и др.
5. В целях учета платежеспособного спроса на качество перевозочных услуг тарифы дифференцируются по следующим позициям: тип места; скорость движения поездов; класс обслуживания.
В проекте «Прейскуранта» предусмотрены отдельные схемы расчета тарифов: для скоростных, скорых и пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценки разных классов обслуживания пассажиров («люкс», «бизнес», «эконом», второй и третий). Классы будут определяться типом вагона, его внутренним сервисным оборудованием в салоне, качеством постельных принадлежностей и съемного инвентаря, организацией питания и других услуг в пути следования, формой продажи билетов и так далее. Предполагается также, что после завершения внедрения АСУ «Экспресс-3» перевозчики смогут дифференцировать тарифы в части вагонной составляющей путем установления скидок на проезд пассажиров на верхних и боковых полках, а также местах, расположенных у выходов из салона вагона.
6. В основу построения тарифов закладывается необходимость обеспечения госзаказа на перевозку отдельных категорий граждан. Новые тарифы позволят отказаться от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
7. Регулирование тарифов за перевозку пассажиров и услуги инфраструктуры, выполняемые во внутреннем сообщении, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проезде по территории России в пассажирских поездах формирования железнодорожных администраций других государств действуют следующие тарифы:
– для стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная части) – ставки «Прейскуранта № 10-02-16»;
– для стоимости плацкарты (вагонная часть) – ставки тарифов, установленные международными соглашениями.
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сообщениипредполагает, что в целом тарифная политика должна быть гибкой и совершенствоваться по мере развития рынка. При этом базовые тарифные ставки будут утверждаться на перспективу не менее одного года, в течение которого надлежит применять их гибкое регулирование и устанавливать исключительные тарифы по периодам и направлениям перевозок, по конкретным поездам и классам обслуживания в порядке, определяемом Правительством РФ.
Учитывая положительный опыт реализации ОАО «РЖД» права самостоятельно регулировать тарифы на проезд в вагонах СВ, купейных и в скоростных поездах конкурентного сектора транспортного рынка, – целесообразно сохранить за перевозчиками право установления тарифов на проезд в вагонах с местами для лежания («люкс», «бизнес», «эконом» и второго классов); в вагонах для сидения («бизнес» и «эконом»-класса), а кроме того – во всех скоростных поездах.
В случае отсутствия альтернативного предложения мест для лежания в вагонах третьего класса, установление тарифов в аналогичных вагонах второго класса подлежит государственному регулированию. Сегмент с дерегулируемыми тарифами должен составить первоначально порядка 30 % всего рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании, а по мере развития необходимых условий будет поэтапно расширяться.
В целом предполагается, что принятие нового «Прейскуранта» позволит:
– обеспечить достижение целей реформы;
– улучшит качество транспортных услуг;
– расширит конкуренцию;
– привлечет инвестиции в сферу пассажирских перевозок;
– будет оперативно реагировать на изменения спроса;
– увеличит доходную базу железнодорожного транспорта.
Концепция построения тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении предусматривает следующие основные положения.
Среди целей и задач формирования новой системы построения тарифов обозначены:
– обеспечение потребностей населения в перемещении при высоком качестве оказываемых услуг;
– адаптирование тарифной политики к условиям рыночной экономики;
– создание условий для развития конкуренции в сфере пригородных перевозок;
– поэтапное сокращение перекрестного субсидирования пригородных перевозок за счет грузовых.
Провозглашаются следующие основные принципы построения проекта новой методики определения пригородных тарифов:
– соответствие стоимости услуг платежеспособному спросу населения;
– стимулирование внедрения нового подвижного состава и прогрессивных технологий;
– возмещение экономически целесообразных затрат уровнем тарифов с учетом бюджетных компенсаций.
Проект новой методики построения пригородных тарифов основывается на следующих основных положениях.
1. Методика и принципы ее формирования должны быть едиными для всех перевозчиков и владельцев инфраструктуры как общего, так и необщего пользования.
2. Тариф должен быть рентабельным с учетом устанавливаемого для естественных монополий уровня. Расчет себестоимости перевозки будет осуществляться на основе ныне рекомендованной «Методики распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам РФ».
3. При определении себестоимости перевозок используется параметрическая модель, предусматривающая разделение затрат на начально-конечные и движенческие операции по наиболее значимым калькуляционным измерителям в границах субъектов РФ.
4. В структуре тарифа выделяются следующие составляющие:
– при использовании моторвагонной тяги – инфраструктурная, моторвагонная и вокзальная;
– при локомотивной тяге – инфраструктурная, локомотивная, вагонная и вокзальная.
5. Для обеспечения конкуренции в сфере пригородных перевозок необходимо урегулировать механизмы предоставления бюджетных субсидий перевозчикам и определения тарифов в зависимости от сроков их предоставления; а также перечень категорий лиц, получающих средства государственной поддержки. При этом планируется предусмотреть отдельную схему расчета тарифов в зависимости от размера субсидий.
6. Необходимо учесть, что сдерживающим фактором влияния на уровень тарифов является платежеспособность населения. Значительное увеличение цены билетов может привести к существенному сокращению количества перевозимых пассажиров, к росту безбилетного проезда и неспособности конкурировать с другими видами транспорта.
7. Следует переходить от расчета тарифов по «зонному» принципу к фиксированию фактического расстояния перевозки между станциями отправления и назначения, а также постанционному учету поездок пассажиров.
Указанный метод построения тарифов направлен на снижение издержек пригородных железнодорожных компаний и повышение качества предоставляемых ими услуг. Кроме того, планируется, что после внедрения новой методики расчета пассажирских тарифов на пригородные перевозки работа по совершенствованию тарифной политики в данной области будет продолжена. При этом, в первую очередь, будут учитываться такие факторы,:
– как изменения в экономической ситуации;
– колебания потребительских настроений;
– динамика платежеспособного спроса населения и т. д.
Также будут совершенствоваться условия для создания частных пассажирских пригородных компаний (или фирм со смешанным капиталом с участием ОАО «РЖД» и муниципальных образований).
Раздел по пригородным перевозкам «Прейскуранта № 10-02-16» в части инфраструктурной составляющей должен содержать таблицы ее стоимости по каждому субъекту Федерации. Расчет размера ставок других составляющих тарифа будет производиться на основании разделов методики в соответствии с действующим законодательством.
При введении пригородных тарифов нового «Прейскуранта» предусматривается этапность перехода от убыточных тарифов к рентабельным. Первый этап предусматривает включение в состав тарифа экономически обоснованных затрат, исключая инфраструктурную составляющую; второй – все расходы; третий – достижение рентабельности. Возможность перехода от одной ступени к другой будет определяться в зависимости от конкретных условий работы.
Основные задачи, которые ставятся при формировании новой системы тарифов на перевозку багажа и грузобагажа, похожи на прописанные в двух предыдущих разделах «Прейскуранта № 10-02-16»:
– развитие конкуренции;
– привлечение внешних инвестиций в подвижной состав;
– адекватное отражение экономически обоснованных затрат;
– расширение зоны эффективного использования собственных багажных вагонов;
– сокращение перекрестного субсидирования перевозок багажа за счет грузов и грузобагажа.
Концепция определяет следующие основные принципы формирования системы тарифов на багажные перевозки:
– тарифы должны обеспечивать единое экономическое пространство перевозок на территории РФ;
– соответствовать платежеспособному спросу пользователей транспортных услуг;
– способствовать повышению качества перевозок и предоставляемых услуг.
Уровень тарифов должен покрывать издержки и обеспечивать расширенное воспроизводство. Новая система призвана гарантировать создание экономических условий для развития конкуренции, способствовать внедрению прогрессивных технологий и стимулировать снижение непроизводительных затрат.
Следует отметить следующие особенности новой системы тарифов на перевозки багажа и грузобагажа во внутреннем сообщении.
1. Система тарифов является единой для всех владельцев инфраструктуры общего пользования и для всех перевозчиков.
2. В основе построения тарифов лежит среднесетевая себестоимость. Затраты разделяются на начально-конечные и движенческие операции. В тарифе выделяются части:
– инфраструктурная;
– локомотивная;
– вагонная;
– составляющая багажных отделений.
3. Регулирование тарифов на багажные перевозки (всех четырех составляющих) осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.
4. По мере развития конкуренции величину вагонной и локомотивной составляющих будут регулировать перевозчики, а багажной – владельцы багажных отделений. При одинаковых условиях перевозки обеспечивается равенство инфраструктурной и локомотивной составляющих – независимо от формы собственности компаний.
5. Тарифные части дифференцируются по следующим факторам:
– инфраструктурная и локомотивная: вид отправки (мелкая, повагонная);
– социальный фактор (багаж, грузобагаж);
– расстояние;
– скорость доставки (скорый, пассажирский, почтово-багажный, грузопассажирский).
В отношении вагонной составляющей к указанным позициям добавляется еще дифференциация в зависимости от условий перевозки («теплый» или «холодный» вагон). Составляющая багажных отделений предполагает разделение по виду отправки и социальному фактору.
Таким образом, при разработке проекта нового пассажирского «Прейскуранта» был учтен опыт создания и последующего обсуждения его грузового аналога – «Прейскуранта № 10-01».