Система ценообразования и ценового регулирования АПК
Содержание
Введение…………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы ценообразования……………………………........5
1.1. Система ценообразования и ценового регулирования АПК……..5
1.2. Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………….13
1.3. Управление процессом ценообразования………………………...16
1.4. Ценообразование в картофелеводстве……………………………20
1.5. Государственная комплексная программа развития картофелеводства…………………………………………………..22
2. Анализ хозяйственной деятельности СПК «Полыковичи» Могилевского района……………………………………………………..24
3. Тенденции формирования себестоимости как составной части цены
(на примере картофеля)…………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………......41
Список используемых источников………………………………………42
Приложение
Введение
В экономике коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться факторами затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Задачи курсового проекта:
- изучение системы ценообразования и ценового регулирования АПК;
- рассмотреть механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
- проанализировать управление процессов ценообразования;
- рассмотреть процесс ценообразования на примере картофеля;
- проанализировать хозяйственную деятельность СПК «Полыковичи» Могилевского района;
- определить тенденции формирования себестоимость картофеля, как составной части цены
Объектом исследования является сельскохозяйственный производственный кооператив «Полыковичи» Могилевской области Могилевского района.
Основной метод исследования: корреляционно – регрессионный анализ.
Основные источники данных:
1. Интернет – ресурсы;
2. Статьи сборников, журналов, газет;
3. Выборка по хозяйствам Могилевской области;
4. Годовые отчеты;
5. Законы и Положения Республики Беларусь
Теоретические основы ценообразования
Система ценообразования и ценового регулирования АПК
Цены и ценообразование всегда оказывали большое влияние на результаты финансовой деятельности и положение предприятий агропромышленного комплекса. Система цен в агропромышленном комплексе включает закупочные цены и различные надбавки к ним, оптовые цены на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, оптовые и расчетные цены на продукцию перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, государственные розничные цены на продовольственные товары, тарифы за услуги по переработке сельскохозяйственного сырья предприятиями перерабатывающей промышленности на давальческой основе, цены в бартерных операциях, другие цены и тарифы. В такой системе входными являются цены на средства производства и услуги для сельского хозяйства, а выходными – цены на продукцию перерабатывающей промышленности. Цены на сельскохозяйственную продукцию занимают промежуточное положение. Так как аграрные отношения занимают основное место в системе экономических взаимоотношений в агропромышленном комплексе и эти отношения отличаются (по причине естественных факторов производства) наибольшей сложностью, то обоснование закупочной цены на отраслевом уровне занимает важнейшее место в формировании системы цен агропромышленного комплекса [1].
Процесс формирования цен – важнейший элемент экономического механизма АПК. Цена в системе экономических взаимоотношений является не только инструментом, но и объектом государственного регулирования воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве. Государственным регулированием агропромышленного комплекса признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [12]. Одним из способов такого воздействия является ценовой механизм. Факторы, характеризующие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции, представлены на рис 1.
унке 1.
Рис. 1. Факторы, определяющие необходимость государственного регулирования процессов ценообразования на рынке аграрной продукции
Цены являются важнейшим индикатором состоятельности и устойчивости экономики. Ценообразование, как никакой другой инструмент, самым непосредственным образом влияет на эффективность хозяйственного и экономического механизмов. Если ценообразование построено на объективных экономических законах и закономерностях, а цены стимулируют производство, то экономика приобретает устойчивость и динамизм; если же ценообразование исходит из конъюктурных и субъективных целей, а цены не отвечают интересам субъектов хозяйствования и не мотивируют труд и производство, то экономика постоянно пребывает в пограничном, кризисном и даже шоковом состоянии, балансирует на грани выживания , и производство потрясают непреодолимые противоречия между несбалансированностью и непостоянством объемов и стоимости ресурсов и размерами конечного производства продукции, идущей на рынок [10].
Считается, что если цены в стране являются относительно стабильными в длительной перспективе или изменяются совершенно незначительно и главное - обеспечивают паритет межотраслевого товарообмена и накопления прибыли в сфере производства не ниже установленных нормативов при средних условиях, то экономика является достаточно жизнеспособной, ценообразование соответствует объективным требованиям и страна является привлекательной для инвестиций. Отсюда ценообразование – самая сложная система из всех экономических систем, базирующаяся одновременно как на точных знаниях и методах экономической науки, так и на вероятностных исследованиях конъюктуры рынка в непредвиденной, непредсказуемой и рисковой среде.
Надо сказать, что конкретные цены во всем своем разнообразии (закупочные, сбытовые, розничные и др.) являются следствием установившейся системы ценообразования и принятого для ее практического осуществления механизма ценообразования. Система ценообразования может быть или рыночной с определенными модификациями, или государственно регулируемой также со свойственными ей вариациями. В настоящее время в «чистом» виде невозможно представить ни систему рыночного, ни систему административного ценового регулирования. Как правило, это сложные, смешанные и комбинированные системы, включающие признаки одного и другого характера, но с явно выраженными чертами принадлежности к тому или иному порядку организации экономики. Рыночная система ценообразования основана, как правило, на экономических законах и закономерностях и широком использовании принципов маркетинга, спроса и предложения, рыночно конъюктуры и прогнозного развития мировых тенденций, в связи с чем способна автономно вырабатывать действенные методы и рычаги индикативного регулирования и контроллинга. В отличие от этого административная система ценообразования построена на строгой иерархии, где право установления и изменения цен принадлежит одному или нескольким специально отведенным ведомствам, которые при формировании конкретного ценового механизма руководствуются не широким перечнем рыночных факторов, а сугубо интересами государства, органа власти или ведомства. Интересы товаропроизводителей и поставщиков при этом учитываются лишь в той части, в какой это не входит в противоречие с интересами государства, а реальные прямые и обратные потоки рыночной информации или игнорируются, или селектируются с точки зрения соответствия целям государства.
Сравнение этих двух моделей системы ценообразования говорит о том, что в любом случае механизм ценообразования нельзя понимать упрощенно. Это не механический подсчет стоимости и себестоимости производства с последующим назначением уровня цен по конкретным товарам. В обоих случаях – это сложный порядок экономических и производственных отношений, действия внутренних и внешних факторов производства и сбыта, взаимодействия между отраслями, а также между отраслями и обществом и самое главное – взаимосвязь системы спроса и предложения, интересов всех контрагентов рынка.
В настоящее время в республике декларировано свободное ценообразование на агропродовольственную продукцию самими товаропроизводителями и поставщиками. Правда, комплексного мониторинга спроса и предложения по всей совокупности продуктов сельского хозяйства до сих пор не налажено. И самое основное – не создано специального агентства по интервенционному регулированию внутреннего потребительского рынка, призванного сглаживать последствия перепроизводства или недопроизводства, избытка или недостатка продукции на рынке. Нет пока и саморегулирующихся сквозных продуктовых компаний, способных самостоятельно оперативно принимать решения по сбыту и ценам. Поэтому декларированное свободное ценообразование в стране можно назвать лишь условным. По-прежнему наблюдается прямое и косвенное государственное вмешательство в систему ценообразования, отсюда перекосы в ценах на товары в различных отраслях экономика пока не преодолены.
Величины цен ежегодно пересматриваются и утверждаются. На ценообразование оказывают влияние следующие факторы:
1. Общеэкономические – действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации (спрос и предложение на продукцию);
2. Конкретно экономические. Самая большая и практически важная группа факторов. К ним относятся: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительских свойств, качества;
3. Специфические – действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплуатационные расходы; комплектность, гарантии и условия сервиса [12].
Итак, что же происходило в динамике ценообразования в Беларуси за последние 10 лет? Проанализируем данные по изменению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию за период с 2001г [10].
Наименование продукции |
| Соотношение цен в 2011 к. к 2001, % | |||||||
Тыс.руб./т | |||||||||
Пшеница | 351,06 | ||||||||
Тритикале | - | - | |||||||
Кукуруза | - | - | |||||||
Ячмень | 343,75 | ||||||||
Горох | 559,75 | ||||||||
Рапс | 550,57 | ||||||||
Картофель | - | - | |||||||
Сахарная свекла | 307,32 | ||||||||
Овощи открытого грунта | - | - | |||||||
Овощи защищенного грунта | - | - | |||||||
Плоды семечковые, косточковые | - | - | |||||||
КРС | 659,57 | ||||||||
Свиньи | 449,00 | ||||||||
Птица | - | - | |||||||
Молоко цельное | 766,43 | ||||||||
USD/т | |||||||||
Пшеница | 102,40 | 111,20 | 116,80 | 146,78 | 209,24 | 133,21 | 128,61 | 146,67 | 143,23 |
Тритикале | - | 77,10 | 75,80 | 99,72 | 145,58 | 95,61 | 89,65 | 99,56 | - |
Кукуруза | 102,60 | 200,00 | 301,60 | 206,42 | 266,35 | 258,19 | 218,26 | - | - |
Ячмень | 91,10 | 90,11 | 86,40 | 110,90 | 164,30 | 108,86 | 101,41 | 114,08 | 140,67 |
Горох | 116,30 | 130,60 | 86,40 | 114,63 | 149,32 | 151,83 | 127,26 | 265,19 | 228,02 |
Рапс | 127,40 | 172,20 | 178,90 | 192,91 | 323,93 | 225,60 | 264,93 | 287,11 | 225,36 |
Картофель | 57,10 | 96,90 | 86,80 | 131,40 | 146,98 | 152,55 | 273,66 | - | - |
Сахарная свекла | 29,80 | 34,20 | 36,30 | 37,28 | 43,07 | 32,94 | 39,29 | 37,33 | 125,27 |
Овощи открытого грунта | 91,40 | 166,70 | 183,30 | 205,03 | 239,67 | 174,04 | 279,37 | - | - |
Овощи защищенного грунта | 557,00 | 823,90 | 895,10 | 1017,21 | 1279,79 | 935,35 | 1110,44 | - | - |
Плоды семечковые, косточковые | 48,90 | 141,00 | 75,10 | 338,76 | 384,78 | 240,28 | 280,72 | - | - |
КРС | 475,50 | 989,90 | 1150,70 | 1314,96 | 1532,10 | 1358,26 | 1392,50 | 1285,94 | 270,44 |
Свиньи | 834,30 | 1411,00 | 1464,50 | 1585,69 | 1903,77 | 1581,71 | 1599,68 | 1536,61 | 184,18 |
Птица | 787,30 | 1133,30 | 1235,30 | 2085,21 | 1455,33 | 1195,33 | 1422,05 | - | - |
Молоко цельное | 101,50 | 177,50 | 192,70 | 222,73 | 310,35 | 230,26 | 287,43 | 317,93 | 313,23 |
Примечание.* Предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию урожая 2011г., закупаемую для государственных нужд (постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2011г. № 25,)
Так, данные таблицы 1 свидетельствуют, что стоимость производства, а следовательно, и цены на конкретные виды продукции характеризуются неустойчивостью по годам, хотя имеют тенденцию роста как в рублевом исчислении, так и в долларовом эквиваленте. Неустойчивость цен по годам на одни и те же товары говорит о нестабильности и неопределенности экономической политики страны в целом по отношению в АПК.
Отрасль постоянно находится в напряженном состоянии. Надо отметить, что эта напряженность в какой-то мере сглаживает возрастающая государственная поддержка АПК. Но такая поддержка не может предотвратить глубинных противоречий, складывающихся в самой отрасли – быстрого роста затрат.
Следует сказать, что внутренние закупочные цены на агропродовольственную продукцию хотя и имеют тенденцию к росту, но еще намного отстают от цен мирового рынка и цен сопредельных государств, с которыми Беларусь имеет активные торговые отношения, в том числе складывающиеся на принципе конкуренции (табл.2).
Например, внутренние белорусские закупочные и реализационные цены в 3-5 раз ниже, чем в России, Казахстане, Украине, Литве, Польше, США и ЕС, куда приходится поставлять продукцию и с которыми необходимо жестко конкурировать. Примерно тоже самое наблюдается отставание потребительских цен. По состоянию на середину 2011г., розничные цены на основные виды продовольствия в Беларуси были ниже, чем в России в среднем в 2 раза, Украины – 1,5 раза, Польши – 1,9 раза, Казахстана – 1,8 раза, Литвы – 2,1 раза [10].
Таблица 2. -Цены реализации на основные виды сельскохозяйственной продукции по ряду конкурирующих стран, USD/т.
Продукция | Республика Беларусь | Россия | Казахстан | Украина | Литва | Польша | ЕС (в среднем) | США |
Средние цены по состоянию на | ||||||||
01.07.2011 | 16.05.2011 | 24.06.2011 | 29.06.2011 | 26.06.2011 | 26.06.2011 | 26.06.2011 | Июнь 2011 | |
Продукция растениеводства | ||||||||
Пшеница продовольственная | 87,36 | 224,31 | 298,37 | 244,60 | 356,61 | 356,72 | ||
Рожь продовольственная | 51,87 | 218,85 | - | - | 332,86 | 284,39 | - | |
Ячмень фуражный | 50,56 | 255,19 | 239,53 | 190,29 | 290,16 | 277,30 | ||
Рапс | 151,78 | 448,83 | - | 621,00 | - | 607,78 | ||
Продукция животноводства | ||||||||
КРС средней упитанности (уб.вес) | 1833,57 | 4434,79 | 5794,52 | - | 3592,22 | 3812,99 | ||
Свиньи (уб.вес) | 1884,53 | 4875,13 | 4027,40 | - | 2260,07 | 2121,20 | ||
Птица (отп.цена) | 1755,86 | 2945,85 | 2623,29 | - | 2226,01 | 2214,46 | - | |
Молоко коровье | 216,98 | 593,86 | 554,79 | 395,79 | 420,02 | 422,47 | ||
Яйца куриные, 1000 шт. | 70,14 | 113,00 | 106,16 | - | 77,59 | 90,00 | - |