Система государственных органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования

Правительство РФ в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Статья 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[607] к полномочиям Правительства РФ относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением (за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти), а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. К примеру, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) осуществляет государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В Москве функции ценового регулирования возложены на Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Региональную энергетическую комиссию г. Москвы. Главное контрольное управление г. Москвы осуществляет государственный контроль за обоснованностью установления органами исполнительной власти г. Москвы и организациями цен (тарифов) на товары, работы, услуги, подлежащие государственному регулированию, а также применения и изменения указанных цен (тарифов).

Административная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение порядка ценообразования установлена ст. 14.6 КоАП РФ.

Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление о пересмотре судебных актов, по которым ООО было привлечено к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ, в Постановлении от 26 июня 2007 г. № 1373/07[608] указал следующее: правонарушение, выразившееся в продаже товара с превышением предельного размера оптовой торговой надбавки, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретной торговой операции (сделки купли-продажи, поставки), то есть это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер. Неоднократная реализация товаров с завышенным размером оптовой торговой надбавки свидетельствует о совершении в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Поскольку правонарушение... не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.

Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в г. Москве наступает также в соответствии со ст. 11.4 КоАП г. Москвы.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды цен, проведя классификацию по различным основаниям.

2. Охарактеризуйте систему правового регулирования цен. Какие принципиальные положения лежат в основе государственной ценовой политики?

3. Охарактеризуйте перечни товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию.

4. Какими способами регулируются цены?

Литература

1. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011.


Наши рекомендации