Скандинавский дизайн в XX веке

Феномен коммерческого дизайна Р. Лоуи.

Раймонд Лоуи самый главный американский коммерческий дизайнер 20 века, одного из самых эффективных приемов повышения потребительской ценности товара. Раймонд Лоуи, самая весомая фигура среди дизайнеров за последние 100 лет, имеющий работы почти во всех отраслях современного мира. Творчество Лоуи - пример соединения художественного и инженерного конструирования. Лоуи отличает идеальная графика, тонкое чувство материала, легкость единой стилистической проработки деталей, любовь к округлениям, обводам, незапятнанным, открытым цветам. Он разработал собственные принципы оптимального стайлинга, тесновато связав его с коммерческой рекламой. Лоуи считал, что только знатный и преуспевающий дизайнер может привлечь внимание публики и рынка сбыта к проектируемому изделию, сделать его коммерчески прибыльным.

Сам Лоуи достигнул известности, сопоставимой с известностью звезды. Объясняя особенности современного дизайна, Лоуи подчеркивал, что в нем неразрывно соединены труд художника, инженера, экономиста, спеца по потреблению. В дизайне в особенности принципиально учесть психологию употребления, так как изделия могут быть отлично спроектированы, кропотливо сделаны, иметь полностью разумную стоимость - и не продаваться. Спрос появляется только тогда, когда покупатели убеждены в том, что эти изделия им вправду необходимы. Лоуи ввел в проф обиход понятие "MAYA" (в переводе оно расшифровывается как "очень новое, но применимое для покупателя"), которым он определял фуррор настоящего дизайна. По его воззрению, дизайнер - современный публичный деятель особенного типа, цель деятельности которого - "замечать нехорошее, устранять его и усовершенствованную вещь продавать".
Создал собственное дизайн бюро.
Там занимались мебелью, автомобилями, бытовой электротехникой, самолетами, скафандрами астронавтов, создавали фирменные стили и упаковки, логотипы — Exxon, Shell, British Petroleum и др. Лоуи оформлял интерьеры офисов, жилых зданий.
Под его руководством в 1940-1970-е годы была исполнена масса престижных заказов (логотипы 'Бритиш Петролеум', 'Шелл' и других копораций; локомотив модели S-1 Пенсильванской железнодорожной компании, 1931; ряд автомобилей фирмы 'Студебекер', 1937-1962; президентский самолет 'Эр Форс-1' для Дж. Ф. Кеннеди, 1962; работы для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА, по программам 'Сатурн-Аполло' и 'Скайлэб', 1967-1973; и др. ) .

"Дизайн - это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу" - так сам охарактеризовал роль коммерческого дизайна Раймонд Лоуи в своей автобиографии.

Скандинавский дизайн в XX веке.

Считается, что скандинавский дизайн зародился в 1950-х годах в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Простота, минимализм и функциональность — на этих трех принципах держится скандинавская эстетика, что позволяет ей оставаться востребованной и актуальной в Европе по сей день. Современная школа дизайна, собственно, придерживается тех же правил: дизайн должен быть простым, доступным и полезным.

«Задача архитектора — сделать жизнь удобнее» — это, пожалуй, самое известное высказывание финского архитектора. В нем сосредоточена основная идея не только скандинавского дизайна, но и всего современного дизайна в принципе. Все его сооружения объединяет практически идеальное соотношение пространства и света — это удобные здания. Красота фасада уходит на второй план, но в простоте линий и игре света кроется особое эстетическое удовольствие.

До сих пор скандинавский дизайн отличается тем, что отдает приоритет функциональности, не позволяя при этом красоте и изящности вещей исчезнуть. Он доступен для всех, сделан человеком для человека. Скандинавы гордятся тем, что создают только функциональные, долговечные и экономичные продукты. Их мебель пользуется огромной популярностью и едва ли когда-то выйдет в тираж. Если людям нужен какой-либо товар, этот товар будет продаваться. Если товар людям не нужен, он не появится на скандинавском рынке изначально.

Что такое скандинавский стиль в интерьере:
1) Минимализм - Природные линии, плавные переходы из одного пространства в другое, натуральные материалы, солнечный свет — из этих простых составляющих скандинавские дизайнеры и архитекторы создают интерактивные и живые пространства и предметы. Скандинавский стиль — это когда «просто» не значит «скучно», а значит — гениально.

2) Открытые, светлые пространства - В ответ на долгие зимы и всего несколько часов солнечного света в день скандинавские дизайнеры начали создавать легкие, открытые, светлые и практичные пространства. Они стараются создать в домашних условиях максимальный комфорт и уют со всеми необходимыми бытовыми средствами под рукой, чтобы можно было пережить зиму без особых психологических травм.

3)Натуральные материалы .В скандинавских странах, где индустриализация немного запоздала, огромное влияние имели ремесленные традиции. Особое место занял органический дизайн, являющийся по большей части стилем одного материала — дерева.

4) Монохромность.Комфорт — это в первую очередь избавление человека от психологического стресса. И проще всего бороться с ним при помощи изменения жизненной обстановки. В монохромности, вероятно, заложена способность к постоянному изменению. Белый, черный, серый и другие типичные для скандинавского дизайна цвета являются нейтральными, они не давят на человека, дают ему ощущение свободы.

5) Функциональность. Скандинавские дизайнеры всегда находились в поисках идеальной формы — функциональной и обладающей внутренним содержанием, а не некой внешней экзотичностью. Плавность природных линий и строгий функционализм — основные постулаты скандинавского дизайна, задача которого — сделать жизнь человека удобнее.

23. Развитие дизайна - образования во второй половине XX века. Высшая школа в Ульме.
Основана в 1953 году в германском городе Ульм.Её первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе. Он же спроектировал здание школы. На открытии нового учебного заведения в октябре 1955 года выступил с речью основатель Баухауза и один из учителей Билла, Вальтер Гропиус. С новой школой практики и теоретики дизайна связывали надежды на развитие идей, заложенных в Баухаузе].

Структура.Факультет художественного конструирования.

Учебная программа факультета художественного конструирования была посвящена проектированию изделий для использования в быту, на производстве, в научно-исследовательской, медицинской и образовательной среде. Основной акцент в обучении ставился на разработку комплексных групп изделий, объединенных по стилевому признаку.

Факультет строительства.

На факультете строительства студенты проходили подготовку к внедрению индустриальных методов в архитектуру. Руководителями ставилась задача дать студентам те знания о современных технологиях и промышленной методике, которые не учитывались традиционной архитектурой[2].

Факультет визуальных коммуникаций.

Задачей факультета визуальных коммуникаций был выпуск специалистов по фотографии, упаковке, графике, полиграфии, оформлению выставок, а также по работе в документальной кинематографии (что подразумевало собой наличие навыков сценариста, режиссера и оператора)[2].

Факультет информации.Факультет информации готовил журналистов.

Учебный процесс.Студенты и преподаватели, среди которых были представители разных стран, проживали в зданиях при школе. Количество штатных преподавателей колебалось в пределах пятнадцати человек, однако для чтения лекций и проведения практических занятий постоянно приглашались до пятидесяти учёных, дизайнеров и архитекторов. Учебное время распределялось следующим образом: курсовые проекты — 700—800 часов в год, специальные дисциплины — 250 часов, общие курсы для всех факультетов — до 210 часов, 214 часов в год. Обучение длилось три года[3].

Образование в школе строилось вокруг практических работ по проектированию. Во время работы над конкретным проектом студенты изучали определенный раздел сопутствующих дисциплин, таких, как психология, математика, эргономика и т. п. Курсовыми проектами могли быть разработкамагнитофона, приборной доски автомобиля, санитарно-технического блока, огнетушителя на факультете художественного конструирования, панельного дома, бензозаправочной станции на строительном факультете, оформление упаковки для пластинок или продуктов питания, серия рекламных объявлений, разработка товарного знака на факультете визуальных коммуникаций[2].

Помимо работы со студентами, преподаватели школы вели пропагандистскую деятельность, читали лекции в художественных институтах разных стран. Студенты и преподаватели работали в двух проектно-конструкторских организациях, функционирующих при школе. В них выполнялись исследовательские и дизайнерские работы по заказам от фирм и организаций[2].

Наши рекомендации