В работах основоположников марксизма
ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Рассмотрение вопросов идеологии применительно к анализу массовой коммуникации основывается в первую очередь на марксистской традиции социально-философского анализа. Центральная посылка здесь состоит в том, что продукты культурного производства — материалы телевидения, радио, прессы, кинематографа и др.—создаются и распространяютсяв конкретно-исторических условиях, конкретными социальными группами и /для конкретных социальных групп. Поэтому материалы массовой коммуникации представляют собой форму выражения и продвижения определенных ценностей, убеждений, идей. При этом общий социально-экономический и политический контекст, в котором материалы производятся, распространяются и используются, является одной из важнейших областей анализа.
Надо иметь в виду, что существует две основные (типологические) группы взглядов на идеологию. Врамках первой больший акцент делается на политическую сферу проявления идеологии. Идеология понимается как совокупность систематизированных и рационально организованных политических ценностей, в которых оцениваются отношения людей к действительности и выражаются интересы различных социальных групп. Вторая группа определений не ограничивает проявления идеологии только областью политического и рациональными формами организации. Идеология рассматривается как совокупность идей, социальных ценностей, представлений, чувств и верований. Также здесь акцент делается на идеологические институ™, которые воспроизводят социальные идентичности и легитимируют властные отношения.
Именно второму варианту пониманию идеологии будет отдан приоритет в данном разделе. Мы исходим из того, что существование людей невозможно вне совокупности ценностей, идей, представлений и чувств, которые в явной или латентной форме направляют наше мышление и поведение. Идеологии могут транс-
формироваться, на место старых идеологий могут приходить новые. Однако невозможно представить себе нашу жизнь вне идеологий; это не хорошо, и не плохо — это лишь отражает реальную практику.
Заметим, что проблематика идеологии получила в мировой литературе достаточно широкую разработку — налицо многообразие подходов и интерпретаций данного феномена. Ниже будут рассмотрены лишь те из них, которые, по нашему мнению, являются ключевыми в связи с анализом массовой коммуникации.
Вопросы идеологии
в работах основоположников марксизма
Проблематика идеологии отражена на страницах многих работ Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Вопросы об иллюзорном характере буржуазных идеологий, классовой сущности идеологий, динамике идеологических процессов и функциональных особенностях идеологий наиболее полно разработаны в таких работах, как "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Крестьянская война в Германии". "Немецкая идеология" и других. Будем иметь в виду, что понятие "идеология" по мере развития марксизма употреблялось в разных значениях.
Как понимали феномен идеологии основоположники марксизма? Здесь, на наш взгляд, правомерно выделить несколько важных моментов.
В упомянутых выше работах под идеологией понимаются "иллюзии эпохи", "ложное сознание". Так, в "Немецкой идеологии", которая, среди прочего, содержала критику младогегель-янского идеализма, позиция последних получила оценку "идеологической" - в смысле абсолютизации роли идей в истории и социальной жизни, распространении иллюзорных представлений о путях преодоления социального гнета25. Приведенная трактовка идеологии имеет в своем основании несколько теоретических предпосылок.
25 Напомним, что младогегельянцы ограничивались теоретической критикой действительности и настаивали не на ее революционном преобразовании, а на необходимости изменения сознания людей. Т.е.
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
Во-первых, следует сказать о центральном пункте историко-материалистического подхода к явлениям социальной действительности— об определяющей роли общественного производства в человеческой истории. Отсюда следует, что в основе своей идеологические процессы являются продуктом материальных условий жизни.
Во-вторых, появление идеологий в качестве "автономных образований" является результатом процесса общественного разделения труда на материальное и духовное производство. В силу этого идеологии разрабатываются в основном "идеологами". Осмысление человеческого бытия, которое происходит с помощью идеологий, оказывается относительно самостоятельным по отношению к этому бытию. Это приводит к тому, что идеологии формируют зачастую иллюзорное представление о реальности.
В третьих, теоретические доктрины, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и общества. Здесь основоположники марксизма имели в виду социально-историческую науку, приходящую на смену идеологиям.
Другой важной стороной концепции идеологии в марксизме является связь вопроса производства и распространения идей в обществе с отношениями классов. Господствующее положение класса в сфере материального производства предполагает его доминирование в сфере производства духовного, в сфере идей.
Показательной в этой связи является следующая выдержка из "Немецкой идеологии": "Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются
здесь идеологии рассматривались как теоретические доктрины и формы духовной активности, в рамках которых идеи получали самодостаточное значение. Это, по мнению основоположников марксизма, не давало возможности понять реальные условия и характеристики социально-исторической жизни.
в общем подчиненными господствующему классу. Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, это —выражение тех отношений, которые как раз и делают один этот класс господствующим; это, следовательно, мысли его господства. Индивиды, составляющие господствующий класс, обладают, между прочим, также и сознанием и, стало быть, мыслят; поскольку они господствуют именно как класс и определяют данную историческую эпоху во всем ее объеме, они, само собой разумеется, делают это во всех ее областях, значит и господствуют и как мыслящие, как производители мыслей; они регулируют производство и распределение мыслей своего времени; а это значит, что их мысли суть господствующие мысли эпохи"2*1.
Итак, совокупность "господствующих мыслей" эпохи как раз и составляет идеологию. При этом особый акцент авторы делают на детерминации идеологии экономическими условиями производства и собственности. Идеология способствует доминированию одних над другими. Социальным механизмом, обеспечивающим превращение мыслей господствующего класса в господствующие мысли данной эпохи является система духовного производства, видное место в которой занимает массовая коммуникация.
Идеологические процессы представляют собой "надстройку" над социально-экономическим базисом общества. Они, будучи относительно самостоятельными, тем не менее, зависят от материальных условий жизни. Именно за идеологической борьбой классов оказывается скрытым столкновение материальных интересов социальных групп. Идеологии изменяются с преобразованием материальных условий жизни общества. Маркс писал в этой связи: "С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. В кн. Маркс. К. Социология. М. 2000. С.367.
Массовая коммуникация е ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение"'7.
Неизбежность идейных "иллюзий" в классовом обществе основоположники марксизма связывали с социальной функцией идеологии. Она состоит в том, чтобы объединить людей для решения исторической задачи, соответствовавшей интересам определенного класса. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, с развитием капитализма создаются условия для действительного понимания социальных отношений и ликвидации классовых антагонизмов, с которыми связаны идеологии. Целью революционной борьбы пролетариата является уничтожение частной собственности и основанного на ней права в целом, что приведет к исчезновению классов и, соответственно, источника формирования идеологических иллюзий. Поскольку борьба пролетариата имеет всеобщее значение, то для осознания исторических процессов потребуются знания, основанные не на ложном сознании, а на основе научного мировоззрения, данных "действительной положительной науки".
Следует оговориться, что при рассмотрении функций идеологии в буржуазном обществе сам зточ термин авторами практически не используется. Вместо этого мы читаем об иллюзиях, ложном сознании, "духах прошлого". Идеологические иллюзии, также как и любые ложные теоретические построения, абсолютизируют отдельные стороны действительности. Однако в антагонистическом обществе всегда наблюдаются попытки доминирующих групп с помощью идеологии выдать свой частный классовый интерес в качестве всеобщего. Именно с этим связана специфика как содержания, так и формы идеологических '"иллюзий".
Необходимо отметить, что в контексте вопроса о функциях иллюзий, отчетливо проявляется их роль как средства, с помощью которого идеи, ценности представления прошлого вплетаются в ткань текущих социальных изменений. В результате тяготеющие над людьми идеологические традиции заставляют зачастую совершать действия, которые не отвечают их прямым интересам. Показательным в этом плане является известное за-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.7.
мечание Маркса о том, что "традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар над умами живых"28. Опора на традиции, которые приобрели в обществе значение идейного авторитета, является важной особенностью идеологий. Идеологии, как системы представлений, вместе с тем, могут способствовать консервации сложившегося порядка, формированию "картины мира", скрывающей классовые противоречия и предотвращающей действия по изменению существующей ситуации.
Структуралистская интерпретация идеологии
Существенный вклад в развитие концепции идеологии был сделан современным французским философом-марксистом Луи А л ьтюссером (1918-1990). Разделяя положения Маркса о решающей роли экономических отношений, автор большое значение придает и другим структурным компонентам жизнедеятельности общества. Основными для любого общества являются, по его мнению, три вида практик или деятельности: экономическая, политическая и идеологическая. Показательно, что к "политическим" и "идеологическим" практикам он относит большинство аспектов социальной жизни. Структуры основных практик составляют соответствующие уровни общества. Уходя от простой дихотомии базиса и надстройки, Альтюссер делает акцент на относительной автономности уровней, специфике внутренней структуры и логики развития каждого из них. Экономика является определяющей только в конечном счете. Другие составляющие общественной формации могут приобретать доминирующие черты на определенном этапе-9.
2К МарксК.,ЭнгельсФ.Соч.,т.1,т-8,с. Ц9.
24 "Перечитывая под этим углом зрения "Капитал", можно будет сказать, что все общество представляет собой совокупность "сфер": идеологии, политики, экономики. Вместо того, чтобы предполагать существование между сферами отношения прямой или механической причинности (если А, то В), допускается, что их связывают отношения "структурной" причинности. Что следует понимать под этим? Все сферы сосуществуют, они не сводимы одна к другой. Экономическая сфера по прежнему занимает особое положение, но не в том смысле, что воздействует на политические отношения, которые в свою очередь якобы отражаются в идеологии ..., но в том смысле, что она придает
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
:
Проблема идеологии в наиболее концентрированном виде рассматривается Альтюссером в небольшом эссе "Идеологические государственные аппараты", написанном в 1969 г.30 Здесь под идеологией автор понимает сложившийся в сознании людей образ их отношения к реальным условиям своего существования ("Идеология есть представление, образ воображаемых отношений индивидов к их реальным условиям существования"). В работах автора также можно встретить трактовку идеологии как некоторой системы, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, "переживают'', сложившиеся у них представления в отношении реальных условий существования. Причем эта система представлений может состоять из концепций, идей, мифов и образов.
Как было показано выше, по мнению основоположников марксизма, одна из функций буржуазной идеологии состояла в формировании "ложного сознания", маскирующего реальные отношения в обществе. Альтюссер делает иной акцент. Подобно основателю современной лингвистики Ф. Соссюру, утверждавшему,что язык обеспечивает нам доступ к определенной версии реальности, а не к самой реальности, Альтюссер рассматривает идеологию, как некоторую "концептуальную схему", посредством которой люди осмысливают и "переживают" материальные условия своей жизни. Взятая таким образом, идеология не может рассматриваться на предмет своей истинности или ложности.
Другой тезис Альтюссера касается роли идеологии в воспроизводстве общественных отношений. Поддержание условий производства означает воспроизводство производственных сил (в форме машин, зданий и т.п.) и одновременно трудовых (людских) ресурсов. Причем воспроизводство последних предполагает, наряду с прочим, наличие в области надстройки специальных механизмов транслядинидеологии.
одной из сфер "целого" значение доминирующей.... Таким образом причинность носит структурный характер в том отношении,что именно структура — понятие, под которым Альтюссер понимает способ комбинированияэтих сфер между собой - "в конечном счете" решает, что будет выступать в качестве доминирующего фактора". Цит. по: ДекомбВ. Современная французская философия. М. 2000- с. 124. 30 См.: L. Althusser,Lenin and Philosophy and other Essays, New Left Books, 1971.
Автор в этой связи напоминает, что технически компетентные, но политически не подчиненные трудовые ресурсы не являг готся адекватными для современного ему общества. Именно поэтому, основной задачей является формирование таких трудовых ресурсов, которые в состоянии и морально, и политически быть подчиненными логике, культуре, требованиям капиталистического способа производства на той или иной стадии его развития.
Альтюссер говорит о том, что государственная власть осуществляет трансляцию условий воспроизводства через "государственные аппараты". Все "государственные аппараты" функционируют по принципу совмещения репрессивных и идеологических мер. К репрессивным государственным аппаратам отнесены армия, полиция, суды, тюрьмы. Важнейшими идеологическими государственными аппаратами являются церковь, семья, система образования, средства массовой коммуникации.
Роль репрессивных государственных аппаратов обусловлена необходимостью применения силы к тем, кто осуществляет антисистемные действия, ставит под вопрос существование системы как таковой. Характерной особенностью репрессивных государственных аппаратов является то, что они образуют единое целое, подчинены строгой централизации.
Идеологическиегосударственные аппараты вносят свой вклад в поддержание стабильности системы (или капиталистических условий эксплуатации) посредством подчинения индивидов политической идеологии государства. Идеологические аппараты относительно автономны и разнообразны по своим формам проявления — собственно идеологическое содержание здесь может быть различным. По Альтюссеру, аппараты коммуникации "насыщают" каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью газет, радио и телевидения3'. Индивиды "переживают" идеологию, участвуя в определенных практиках, обеспечиваемых конкретными идеологическими аппаратами. Причем, не существует практик вне идеологии. (См. Схему 3.1.)
Построения автора испытывали на себе серьезное влияние структурализма.Напомним в этой связи, что в структурализмеана-
Althusser,L. Selected Texts. In: Iaglcton,T. (ed.) Ideology. London and New York: Longman, 1994. P.96.
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Щеология и массовая коммуникация
Схема 3.1.
Модель «Идеологии» Л. Альтюсссра
ИДЕОЛОГИЯ:
система представлений, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, «переживают» реальные условия существования (идеи, чувства, образы и мифы)
Структура - включение -, Функции- воздействие на индивидов
индивидов а идеологические рамки \ ^ерез еосудэрственные аппараты
Репрессивные - Идеологические
партии. СМКщ пресса, радио, ТВ
/ идшпогш- /,. |
лиз сознания, индивидуальной или групповой активности субъекта уходит обычно на второй план. Основное внимания отводится изучению причин и факторов сознания и поведения, обусловленных особенностями структуры тех или иных социальных систем. Акцент делается на поиске универсальных структурных характеристик общества. Причем эти характеристики соотносятся зачастую с универсальными глубинными структурами человеческого мышления. В этом плане очевидна близость структурализма методологическим основаниям лингвистики и антропологии.
Альтюссер утверждает, что "работа" идеологии проявляется <ч з чаще всего в неявном виде. Идеология присутствуег в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются нами как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознание ее присутствия и эффектов. Условно говоря, идеология имеет бессознательный характер. Последнее утверждение становится более понятным, если принять во внимание весьма специфическую трактовку категории "субъекта", на которую опирается Алътюссер.
Идеология как система представлений соотносится, по мнению автора, не с сознанием индивида как таковым. Суть идеоло-
гии может быть понята только через ее структуру. Только совокупность идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функции идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена.
Специфика "функционирования" идеологии состоит, по Аль-тюссеру, в том, что она имеет форму "естественности", "натуральности", здравого смысла. В качестве примера того, как идеология "рекрутирует" субъектов среди индивидов автором используется понятие "интерпелляции" ("окликивание11, "называние" субъекта"-). Смысл понятия поясняется на примере использования фразы, с помощью которой окликивают на улице — "Эй Вы!". Индивид, которого окликнули поворачивается. Т.е. он определил, что фраза была адресован именно ему — идеология ассоциируется именно с процессом, посредством которого индивид оказывается включенным в некое состояние "принадлежности" к ценностям (в данном случае имени окликаемого)33.
Серьезное влияние на Альтюссера оказали работы французского структуралистского психоаналитика Ж. Лакана. По мнению последнего, индивидуальное поведение оказывается детерминировано структурой подсознания, которое функционирует наподобие языка34. При этом язык проявления нашего бессозна-
Интерпеллировать - делать запрос.
Фактически речь идет о том, что идеология вносит решающий вклад в процесс социализации и формирования групповых и индивидуальных идентичностей.
Важной особенностью работ Лакана является стремление к вынесению за пределы анализа всех собственно биологических потребностей. Лакан соотносит душевную жизнь индивида не с физиологическими импульсами организма, а с ценностями, эталонами, символами культуры. Ребенок при своем рождении застает символический мир в виде социальных установок, норм, предписаний, запретов и т.п. готовым и усваивает по большей части совершенно бессознательно. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта. При этом бессознательное рассматривается Лаканом в качестве своеобразного языка ("бессознательное структурировано как язык"), в нем можно выделить сферу означающих и означаемых, парадигмы и синтагмы и т.п. Подробнее см.: Косиков Г.К. Комментарии книге Р. Барт Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. Прогресс. 1994. С.589,-581.
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
тельного, детерминируется культурой. В процессе научения языку и традициям культуры мы неизбежно подвергаемся их воздействию. Это приводит к тому, что язык как бы "говорит нами". Также и наше бессознательное состоит из своеобразных наборов, "поведенческих репертуаров", сформированных в культуре еще до нас.
Опираясь на эти представления, Альтюссер проводит мысль о том, что индивиды оказываются направляемыми идеологией, наподобие тому, как культура "структурирует" бессознательное. Дело в том, что "идеологический государственный аппарат" уже существует до нашего рождения и возможные траектории нашего жизненного пути как раз им и детерминированы. В этом смысле наш личностный опыт является выражением более глубокой социальной реальности — внутренней социальной структуры.
Таким образом, идеология представляет собой некий "субъект", поддерживающий зависимые отношения с индивидуальными ''субъектами". Последние, осознавая себя независимыми, в сущности оказываются подчиненными идеологии. Другимисловами, идеология функционирует как некоторая система адресации, называния, в которой индивиды позиционируются в соответствии с их реакциями, "отнетами", на возможный запрос системы.
Обратим внимание на другие моменты в работах Альтюссе-ра, важные в связи с изучением массовой коммуникации. Определение идеологийкак системы представлений предполагает, что последние имеют знаковый и смысловой характер. То есть системы представлений являются системами значений, посредством которых происходит организация нашего видения мира. Идеологическое знание - это результат специфических практик производства значений. Анализидеологий, по Альтюссеру, предполагает исследование языка представлений и материальных форм — институтов и социальных практик, с помощью которых мы живем иорганизуем свою жизнь. Поведение и язык являются носителями, каналами материальных фиксаций идеологии. Именно поэтому обращение к языку и социальным практикам позволитвыявить содержащиеся в них образцы или модели идеологического мышления.
Есть и другие обстоятельства, предопределившие популярность интерпретации идеологии, предложенной Л.Альтюссе-
ром, в исследованиях культуры, массово-коммуникативных процессов. Акцент автора на относительной автономности идеологических практик предполагает внимание исследователей к ■ / изучению индивидуальных представлений. Имея в виду социальную детерминированность последних, не следует видеть здесь исключительное и непосредственное проявление материальных интересов. Представления индивидов как социальных субъектов, являются как продуктами индивидуального осмысления, конструирования реальности, с одной стороны, так и результатами воздействия, зависимыми от идеологии — с другой. В плане критики приведенных выше построений, чаще всего отмечаются то, что Альтюссер рассматривает идеологию прежде всего как однонаправленный процесс функционирования идеологических аппаратов. Здесь практически не остается места для отражения того обстоятельства, что аудитория всегда обладает теми или иными степенями свободы. Кроме того, нельзя не учитывать, что идеологическое доминирование никогда не бывает абсолютным, в реальной жизни всегда наблюдается борьба между доминирующими и доминируемыми группами.
Массовая коммуникация и концепция гегемонии
Большое влияние на современные представления об идеологической деятельности массовой коммуникации оказали работы итальянского марксистского мыслителя и политика Антонио Грамши (1891-1937)-15. Анализируя природу организации государственной власти, он пришел к выводу, что в в современном обществе механизмы ее реализации постоянно усложняются. Особенно это относится к сфере политики. В этой связи им была развита концепция гегемонии, увязывающая вопросы власти, . культуры и идеологии.
По мнению Грамши, доминирование осуществляется на базе двух основных механизмов:
1. Спонтанное согласие подавляющей массы населения с об-щим направлением развития социальной жизни, которое определяется доминирующей группой. Это согласие ... опре-
См.: Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в трех томах. М. 1957; Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991.
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
Схема 3.2. |
деляется престижем, которым обладают доминирующие за счет занимаемых ими позиций и выполняемых функций в мире производства.
2. Аппарат государственного насилия, который на законных основаниях осуществляет дисциплинарное воздействие на те группы, которые оказываются вне сферы согласия. Аппарат насилия включается в моменты кризисов и разрушения согласия-16.
Таким образом, доминирование господствующего класса предполагает не только монополию на применение насилия, но и согласие самих доминируемых. Буржуазное государство в состоянии использовать широкомасштабное насилие, однако это чревато неоправданно высокими издержками. В целом для власти более предпочтительна ситуация, когда она остается незаметной, рассредоточенной, а ее проявления реализуются в форме "здравого смысла", привычки, "естественной" практики.
Под ''гегемонией'" Грамши понимает способность правящего класса обеспечивать свое лидерство и превосходство (в плане моральном, политическом и интеллектуальном) по отношению к доминируемым классам, не прибегая при этом к насилию. Проявления гегемонии автор связывает с повседневным сознанием и практикой людей. Т.е. с теми сторонами и проявлениями жизни, которые являются предметом свободного выбора индивида — брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отношения с друзьями и т.д. (См. Схему 3.2.J
Гегемония обеспечивается через достижение согласия доминируемых. Происходит это, по Грамши, за счет включения основных составляющих доминирующе]'о мировоззрения в распространенные в обществе убеждения, нормы, ценности, привычки людей. Таким образом, происходит представление интересов привилегированных групп, в качестве интересов общества в целом. Важнейшую роль в формировании согласия играют институты "гражданского общества". "Гражданское общество", это та область, которая находится вне экономики, с одной стороны, и вне институтов государства, связанных с осуществлением насиль-
Grarasci, A. Selection from Prison Notebooks. Lawrence and Wishart, 1971,P.12.
Концепция гегемонии А. Грамши
ГЕГЕМОНИЯ
Борьба за согласие |
культура |
Властвующие элиты
образование
ПУБЛИКА
Ственных функций — с другой. Конкретно речь идет о таких институтах как школа, семья, церковь, средства массовой информации и др.
Согласно Грамши, установление гегемонии есть не лобовое столкновение классовых сил, а "молекулярный процесс" —■ невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культурное ядро" общества, понимаемое как совокупность представлений о мире и человеке, добре и зле, прекрасном и отвратительном, это традиции и предрассудки, знания и опыт поколений. Пока ядро стабильно, в обществе имеется коллективная воля к сохранению существующего порядка. Подрыв культурного ядра является предпосылкой революции.
Говоря о "технологии" гегемонии Грамши делает акцент на том, что это "огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима,
Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Идеология и массовая коммуникация
чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве"37.
Заметим, что гегемония и идеология, в интерпретации автора, являются взаимосвязанными и не тождественными феноменами. Гегемония в категориальном плане шире идеологии. Формы реализации гегемонии могут быть различными. Идеология непосредственно относится к области борьбы за власть, причем в более или менее явном виде. Поэтому идеология является неотъемлемой составляющей механизма осуществления гегемонии. Правящий класс обеспечивает гегемонию, используя не только идеологические, но и экономические, политические или культурные средства.
Грамши не разделял интерпретации идеологии как ложного сознания и выступал против экономического редукционизма, присущего вульгарном марксизму. В его центральной работе "Тюремные тетради" об идеологии говорилось в следующих аспектах. Во-первых, выделяются ''исторически органичные" идеологии. Их понимают как системы представлений, адекватных для тех или иных исторических периодов и конкретных политических движений. Во-вторых, об идеологии говорится в смысле мировоззрения, которое в неявном виде содержится в искусстве, праве, экономической активности, и в целом во всех видах индивидуальной и групповой деятельности. Мировоззрение при этом выполняет функцию своеобразного социального "цемента". Грамши видит в системе идей отражение практики, социального опыта людей.
Важно подчеркнуть такие характеристики гегемонии как активность и динамику. По Грамши, мировоззрение доминируемых групп содержит в той или иной степени две конфликтующие друг с другом составляющие. Одна из них связана с видением мира господствующих классов, другая — формируется из непосредственной жизни и практики доминируемых. Поэтому обеспечение власти посредством согласия предполагает постоянную борьбу с тенденциями контр-гегемонии. В этой связи доминирующие вынуждены учитывать, хотя и до определенных пределов, нормы, ценности, образ жизни доминируемых. Отсюда, делает вывод автор, задача (доминируемого) рабочего класса и состоит
Цит. по: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2000. с.60.
в том, чтобы при поддержке "органической интеллигенции" перейти к завоеванию арены гегемонии.
В контексте предмета нашего анализа будем учитывать и то, как Грамши видит механизм идеологической борьбы. Для конкретного исторического периода отдельные элементы идеологической системы имеют свою, уникальную значимость. Поэтому идеологическая борьба предполагает не тотальное отрицание всей системы и ее элементов, а постепенное их переопределение. Требуется переосмысление базовых элементов идеологической системы с точки зрения того, в какой мере они могут быть адекватными для описания новой ситуации и возможного использования при формировании новой идеологической системы.