Логистика на различных этапах жизненного цикла товара
Хотя логистика и присутствует на каждом этапе жизненного цикла товара, то на некоторых (на этапе внедрения и зрелости) она имеет ключевое значение (схема 7).
Внедрение.
На стадии внедрения нового продукта нужно, чтобы сам продукт был широко доступен, а от логистики требуется гибкость. Поскольку главная цель внедрения – закрепиться на рынке, на этой стадии жизненно важно наличие запасов, легко доступных потребителям. Кроме того, при планировании логистической поддержки нового продукта фирма должна предусмотреть возможности быстрого пополнения запасов в надлежащем объеме.
Рост.
Стадия роста в жизненном цикле характеризуется тем, что рынок в той или иной степени “принимает” продукт и продажи становятся несколько более предсказуемыми. В логистике акценты обычно смещаются от обслуживания любой ценой к соблюдению большего равновесия между сервисом и издержками.
Зрелость/насыщение.
Для стадии зрелости/насыщения характерна острая конкурентная борьба. Рыночный успех того или иного продукта обычно порождает конкуренцию со стороны многочисленных продуктов-заменителей.
В ответ на это вносятся поправки в стратегию ценообразования и сервиса. Логистическая деятельность на стадии насыщения становится более избирательной. Конкуренты повышают базовый уровень сервиса, предлагая уникальные услуги, обладающие добавленной стоимостью, в стремлении добиться лояльности крупных (ключевых) потребителей. Ради этого на логистику выделяются дополнительные расходы
Устаревание/спад.
Процветанию, характерному для стадий роста и зрелости, приходит конец, едва продукт вступает в стадию устаревания/спада.
Когда продукт “умирает”, менеджеры, с одной стороны, прибегают к распродаже его остатков, а с другой – ограничивают его текущее распределение. От логистики в этот период требуется поддерживать продолжающийся бизнес, но так, чтобы избежать чрезмерного риска в случае, если от продукта придется окончательно отказаться.
Таким образом, минимизация риска становится более приоритетной задачей, нежели снижение удельных издержек логистики.
Маркетинг диктует, какой следует быть логистике. Важнейший стратегический вопрос заключается в том, чтобы найти такие комбинацию услуг и уровень сервиса, которые содействовали бы заключению прибыльных сделок.
7. Логистические звенья, цепи и сети.
Звеном логистической системы называется функционально обособленный элемент, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи для достижения локальной цели, связанной с выполнением определенных логистических операций и функций. Декомпозиция логистической системы на отдельные звенья зависит от рамок самой системы и задач, которые она призвана решать. Если логистическая система представляет собой отдельное предприятие, то звеньями являются структурные подразделения этого предприятия. Если в качестве логистической системы выступает объединение нескольких компаний, то звеньями такой системы будут отдельные предприятия, поставщики, производители, посредники в сфере сбыта и т. п.
Логистические системы могут иметь звенья трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. В звеньях логистической системы потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность.
На транспорте в качестве звеньев макрологистической системы могут быть транспортные узлы: станции, вокзалы, порты, аэропорты, терминалы. В то же время сам транспортный узел может выступать в качестве логистической системы и включать в себя ряд логистических звеньев, выполняющих определенные операции.
Логистическая цепь представляют собой последовательность звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по определенному материальному потоку и осуществляющих операции по доведению товаров до конечного потребителя. Логистическая цепь определяется количеством, расположением отдельных звеньев и их связями в логистической системе. В простейшем случае логистическая цепь состоит из производителя (исполнителя) и потребителя (заказчика) – это так называемая простая логистическая цепь.