Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ОАО, ЗАО,ООО, ОДО), производственные кооперативы
Понятие отрасли. Классификация и группировка отраслей пром-ти
Отрасль – это совокупность предприятий или подразделений предприятий, занятых одним видом производственной деятельности или тех, в которых доля этого вида деятельности составляет большую часть выпуска. Промышленность как крупная сфера общественного производства выделилась из с/х в результате общего разделения труда. Под влиянием частного разделения труда происходит непрерывный процесс расчленения промышленности на различные по степени специализации отрасли, подотрасли, предприятия, и производства, занятые изготовлением отдельных видов продукции или их частей. Классификации отраслей промышленности:
1. По экономическому назначению и использованию продукции: • производство средств производства (группа А);• производство предметов потребления (группа Б).
2. По характеру производства: промышленность делится на отрасли: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленности, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозобумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
3. По характеру воздействия предмет труда: • добывающие отрасли (нефть, газ, уголь и др.);• обрабатывающие отрасли.
4. По структуре издержек: • материалоемкие (легкая 90%);• трудоемкие (радио, электроника);• фондоемкие (металлургическая, топливная, электрическая энергия).
5. По характеру применяемой технологии: • прерывные (машиностроение, легкая);• непрерывные (металлургия, химия).
6. По возможности круглогодичной работы: • сезонная;• несезонная.
7. По виду обработки материалов: • металлообработка (машиностроение);• нефтепереработка;• переработка сельскохозяйственного сырья.
8. По виду выпускаемых продуктов труда: • газовая;• угольная;• пищевая.
9. По форме собственности: • государственная;• частная.
10. По ведомственной подчиненности: • государственные;• коммунальные.
Отраслевая структура промышленности и показатели ее оценки
Состав отраслей, их количественное соотношение, отражающее сложившиеся производственные взаимосвязи между ними представляют отраслевую структуру промышленности.
Отраслевая структура промышленности определяется перечнем подотраслей и их удельным весом, который рассчитывается по объему производимой продукции, численности ППП занятых в отрасли, либо по стоимости основных производственных средств.
Отраслевая структура характеризует: • уровень индустриального развития страны (рост машиностроения и энергетики); • уровень технической оснащенности промышленности (удельный вес машиностроения); • степень экономической самостоятельности страны.
Промышленность подразделяется на отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность.
Показатели оценки отраслевой структуры:
1. Показатели, характеризующие количественное соотношение отраслей определяются по доле отрасли в: а) выпуске продукции; б) в численности ППП; в) в составе основных производственных средств.
2. Показатели, характеризующие производственные связи отрасли: а) доля продукции, потребляемая внутри отрасли, определятся по коэффициенту внутриотраслевого потребления; б) доля продукции, которая направляется на дальнейшую переработку в другие отрасли промышленности (смежные). Различают внутриотраслевые и межотраслевые производственные связи.
3. Прямые и полные затраты.
4. Показатели, характеризующие изменение отраслевой структуры за анализируемый период.
Среди перечисленных показателей основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и об их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ОАО, ЗАО,ООО, ОДО), производственные кооперативы
Организационно-правовая форма предприятия определяет ответственность и правомочность ее участников, структуру органов управления, порядок налогообложения получаемой прибыли, формы отчетности, по возможности привлечение капитала, порядок ликвидации и другие аспекты.
Хозяйственные товарищества– это такая форма предпринимательской деятельности, при котором имущество предприятия формируется за счет вкладов нескольких граждан или юридических лиц, которые объединяются для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними.В зависимости от степени ответственности участников различают: полные, коммандитные и акционерно-коммандитные товарищества.
Хозяйственным обществом признается юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами или гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления их хозяйственной деятельности. Здесь существует ограниченная ответственность всех его участников по обязательствам общества.
ОАО – акционерное общество, участники которых могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
ЗАО – акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
ООО – это общество, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.
ОДО – это такое общество, участники которого несут дополнительную имущественную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. Эти размеры определены учредительными документами. Они являются закрытыми.
Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем объединения его участниками имущества и личного трудового участка. В кооперативе не допускается наличие юридических лиц.
Унитарное – значит единое, не разделяемое на части предприятие.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Некоммерческие организации – ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то, что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на развитие организации.
К некоммерческим организациям относятся:
1) потребительский кооператив;
2) общественные и религиозные организации;
3) фонды;
4) учреждения.
8,9. Внешняя экономическая среда организации (предприятия): сущность, структурные элементы и свойства
Внешняя среда предприятия – это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него.
Внешняя среда непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия. Важную часть внешней среды предприятия составляет деловая среда.
Элементы внешней деловой среды предприятия:
• потребители продукции – помимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда входят: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы;
• поставщики – несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. – все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе;
• конкуренты – предприятия, реализующие аналогичную продукцию или оказывающие аналогичные услуги;
• государственные органы – влияние этой части деловой среды на деятельность предприятия очень велика, т.к. она подвержена частым и нередко непредсказуемым изменениям, что усложняет деятельность предприятия;
• инфраструктура – банки, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, транспортные организации и др., оказывающие предприятию широкий спектр услуг;
• население – является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации и ее служб. Самый хороший план может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Вместе с тем организация может не только приспосабливаться к внешней среде, но и в определенной мере влиять на нее.