Методы и модели выбора перевозчика
При выборе перевозчика наиболее частота наиболее значимых показателей следующая:
· Своевременность доставки-25%
· Ставка оплаты-18%
· География бизнеса-10%
· Время в пути-10%
· Возможность отслеживания перевозки-6%
· Внимательное обращение с грузом-6%
· Финансовое состояние перевозчика-5%
· Возможность доставки от двери до двери-4%
· Самый прямой маршрут-3%
· Тип транспорта-3%
· Удобное расписание 3%
· Рассмотрение притензий-2%
· Страхование грузов 2%
· Консолидация грузов -2%
· Возможность электронного обмена данными-1%
Выбор перевозчика осуществляется производственным предприятием или распределительным центром. Для этой цели вначале осуществляется поиск, затем отбор потенциальных перевозчиков, их оценка, с точки зрения обеспечения доставки грузов с требуемым уровнем качества.
Поиск перевозчика осуществляется посредством:
Объявлением конкурса;
Изучением фирменных каталогов;
Анализом рекламных объявлений в печати, по телевидению, радио и т.д.;
Посещением выставок, ярмарок.
Рассмотрим некоторые методы, которые используются при выборе перевозчика:
1. Метод I.H. Feddin. При анализе затрат и результатов доставки груза прибыль определяется в виде стохастической случайной переменной, что позволяет выявить причины снижения прибылей и определять пути ее повышения.
2. Метод матриц. При его использовании применяется матрица (таблица с заданными параметрами по вертикали и горизонтали), в строках которой указывают объемы заказа и условия поставки (партионность, частота, гарантированные периоды, транспортные средства, упаковка…), в столбцах-перевозчики, а на пересечении строк столбцов-стоимость услуг и тарифы. Определяя наименьшие затраты, можно выбрать потенциального перевозчика. Недостаток-сложность метода.
3. Метод стоимостных оценок. При применении этого метода, торговое предприятие стремится максимально увеличить прибыль за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка
Pkj=[Pk-T kj(Q,Akj)-Q*T0kj(Q,Akj)]*exp(-iAkj )
где Pkj - прибыль;
Pk - рыночная цена товара;
Tkj(Q,Akj) - стоимость перевозки единицы товара (функция количества перевозимого товара и времени перевозки);
Q - функция стоимости производства товара;
A - число дней перевозки;
i - процентная ставка за день;
exp(-iAkj ) - множитель, учитывающий то, что прибыль получается по истечении определенного количества дней, позволяет определить размер прибыли в данный момент;
k - рынок;
j - перевозчик.
4. Метод абстрактного перевозчика. При помощи этого метода описывается абстрактный перевозчик, перевозящий абстрактный това в виде вектора параметров, который перевозчик предлагает грузоотправителю (время перевозки…), на основании минимизации стоимости каждого параметра.
C = r*T-u*t*T+a/s+W*S*T/2
где С - ожидаемая годовая переменная стоимости перевозок;
T - количество товаров, перевозимых за год;
r - стоимость доставки за единицу товара (включая тарифы на перевозку, погрузку, разгрузку, страховку и т.п.);
t - среднее время, необходимое для завершения доставки, годы;
S - среднее время между перевозками товара, годы;
u - стоимость доставки единицы товара в год (с учетом процентной ставки, штрафов за порчу и мелкую кражу и т.п.);
a - стоимость оформления заказа за одну грузоперевозку;
W - годовая стоимость складирования.
Видно, что ожидаемая годовая переменная стоимости доставки данного количества товаров равняется сумме стоимостей перевозки и складирования.
Абстрактный перевозчик определяется по трем характеризующим его параметрам: стоимости перевозки, стоимости перевозимого товара и времени перевозки.
Стоимости оформления заказа, складских перевозок и перевозки полного количества товаров являются экзогенными параметрами.
Эта модель расширена для того, чтобы она могла учитывать некоторые другие факторы, такие, как неопределенность спроса и времени доставки.
5. Модель, учитывающая технологические параметры. Выбор перевозчика основан на связях между физическими параметрами груза (масса, объем, способность портиться, отношение его стоимости к весу) и системы перевозки (скорость, частота перевозок и т.п.), то есть выбор перевозчика определяется технологическими параметрами.
Отбор параметров осуществляется исходя из эмпирических соображений. Наиболее часто используемыми параметрами являются масса отправления груза, расстояние перевозки; стоимость за тонну; вид предмета торговли; годовой тоннаж перевозимого предмета торговли; тариф за перевозку; время перевозки; степень надежности. Многие из этих параметров относятся больше к товару, чем к фирме. В этом заключается отличие этого метода от предыдущего, фиксирующего внимание на прибыли фирмы.
В рассмотренных моделях выбора перевозчиков предполагается, что каждый потребитель рассматривает все альтернативы и каждый параметр, описывающий эти альтернативы, прежде чем сделать выбор. Однако, на практике это допущение является нереалистичным, особенно в относительно сложных ситуациях выбора, когда потребитель может попытаться упростить задачу выбора, исключая многие альтернативы и (или) параметры из рассмотрения.
6. Одним из моделей, допускающих исключение параметров, является модель элиминирования по параметрам.
Вместо одновременного рассмотрения всех параметров перевозчика для оценки перевозчика, потребитель проводит поиск параметров последовательным образом, исходя их тех параметров, которые считаются самыми значимыми, по отношению к менее значимым.
В качестве параметров, описывающих перевозчиков, рассматриваются время перевозки, надежность времени прибытия в пункт назначения, частота перевозки, тариф на перевозку, исключение повреждений (порчи) и потерь (кражи), удобство времени отправления и т.п.
8.8Системы связи для автоперевозчиков
В настоящее время часто используются средства ближней радиосвязи. Это переговорные устройства, которые позволяют общаться водителям между собой, в некоторых местах связываться с полицией и другими дорожными службами. Данное средство связи очень удобно для обмена информацией между водителями при движении в колонне или группой.
УКВ радиосвязь.
Радиоволны УКВ диапазона распространяются на небольшие расстояния, практически в пределах прямой видимости.
Поэтому их использование для целей связи с транспортными средствами и контроля за их движением возможно только для местной связи. Даже при поднятии базовой радиостанции на высокую башню радиус связи не превышает 50 км.
Можно несколько увеличить дальность связи, используя ретрансляторы на таких же башнях. Однако нужно иметь в виду, что строительство каждой такой башни высотой порядка 70 метров.
Сотовая связь
Сотовая связь это система подвижной связи, которая образуется с помощью сети приемопередающих станций, устанавливаемых в городах или вдоль автострад.
Транковая связь
Транковая связь, как и сотовая, представляет собой систему, построенную на сети базовых станций - ретрансляторов, объединённых в единую структуру. Однако это производственная связь, и она имеет ряд ограничений.
Прежде всего, это ограничение по площади. Здесь не ставится задача охватить всю территорию страны, а лишь территорию данного производственного комплекса или нескольких комплексов, или некоторого района, в котором необходима связь с подвижными объектами.
Системы на основе низколетящих спутников (Гонец, Глобал Стар).
Система пригодна для связи с водителями в любой точке земного шара в реальном масштабе времени, чем выгодно отличается от сотовой связи. Однако остальные недостатки с точки зрения требований к управлению автоперевозками и в этой системе те же, что и были названы при рассмотрении сотовой связи. Более того, добавляются и другие:
• значительно дороже и оборудование и трафик
• в отличие от сотовой связи связь невозможна из помещений и из кабины машины (для машин нужен специальный комплект с выносной антенной).
Системы на основе геостационарных спутников. Система Евтелтракс.
Преимуществом систем на основе геостационарных спутников являете широкая и постоянная зона обзора, охватывающая, как правило, целый континент. Поэтому и передающий и принимающий абоненты находятся в одной зоне обзора, что существенно упрощает систему.
В наибольшей степени требованиям, предъявляемым к системам управления автотранспортным предприятием отвечает построенная на основе геостационарных спутников специализированная система связи и контроля за движением транспортных средств Евтелтракс.
Высочайшая надежность доставки сообщений всложных условиях движения автомашины. Автомашины в отличие от других транспортных средств периодически могут оказываться в зоне, где нет связи.