Элементы цены, характеристика основных элементов и структура розничной цены
Ценообразование в торговле.
Цена - сложная экономическая категория. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Для любого предпринимателя вопрос о ценах — это вопрос существования и благополучия. Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей.
Существуют 2 понятия цены:
1. Цена —это денежное выражение стоимости единицы товара. Стоимость товара измеряется общественно необходимыми затратами, которые требуются для его производства и реализации.
2. «Цена-это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать».
Розничные цены— это цены, по которым товары продаются непосредственно населению через розничную торговую сеть и предприятия питания.
Оптовые цены предприятия (отпускные) — это цены, по которым предприятие-производитель реализует произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям, предприятиям оптовой торговли.
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию— это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.
Элементы цены, характеристика основных элементов и структура розничной цены.
Цена состоит из отдельных элементов.
Структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, т.е. удельный вес отдельных элементов в цене товара.
Ценообразование – это процесс формирования цены на товар или услугу.
Механизм формирования свободной розничной цены:
где С — себестоимость;
П — прибыль предприятия-изготовителя;
НДС — налог надобавленную стоимость;
А — акцизный налог,
ОН — оптовые надбавки;
ТН — торговые надбавки;
Рассмотрим каждый элемент:
Себестоимостьявляется основным структурным элементом цены товара.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
В калькуляцию себестоимости включены:
1) сырье и материалы;
2)возвратные отходы (вычитаются);
3)покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
4)топливо и энергия на технологические цели;
5)заработная плата производственных рабочих;
6)отчисления на социальные нужды;
7)общепроизводственные расходы;
8)общехозяйственные расходы;
9)потери от брака;
10)прочие производственные расходы;
11)коммерческие расходы.
Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость
Производственная себестоимость = прямые расходы + косвенные расходы
Прямые расходы, связанные с изготовлением товара, к ним относят:
- материальные затраты;
- амортизационные отчисления;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- прочие затраты.
Косвенные (общехозяйственные) затраты, связанным с организацией производства и управлением:
- содержание административно-управленческого персонала;
- материально-техническое и транспортное обеспечение;
- расходы на командировки;
- содержание и обслуживание технических ср-в: средств сигнализации, узлов связи и т.д
- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
- представительские расходы.
Коммерческие расходы — расходы по реализации продукции, затрат, связанных с упаковкой, хранением, погрузкой в транспортные средства и транспортированием товара, рекламой.
- Полная себестоимость — это общехозяйственные затраты с добавлением коммерческих расходов
Следующий структурный элемент цены - прибыль от реализации продукции
Прибыль изготовителя устанавливается в % к полной себестоимости и используется изготовителем для покрытия своих расходов и получению прибыли.
акцизявляется косвенным налогом, включаемым в цену.
В настоящее время акцизами облагается спирт, водка, ликероналивочные изделия, шампанское, вино и другие алкогольные напитки; пиво, табачные изделия; автомобильный бензин, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной величине на каждую единицу названной продукции (товара).
На каждой стадии реализации товара в цену включается налог на добавленную стоимость.
НДС, являясь косвенным налогом, образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. В соответствии с законодательством ставки НДС установлены в размере 10% на продовольственные и медицинские товары, а также товаров для детей и в размере 18% - на остальные товары и услуги.
Торговая надбавкапредставляет элемент розничной цены товара.
Торговые предприятия для возмещения расходов по продаже товаров и получения прибыли производят надбавку к цене производителя.
Общий размер торговой надбавки зависит от формы товародвижения. В случае наличия посредника торговые надбавки производят как оптовые, так и розничные предприятия.
Торговые надбавки устанавливаются в процентах к цене закупки (отпускной цене производителя или же оптового предприятия) и предназначены для покрытия расходов (возмещения издержек обращения торговых организаций) и образования необходимой прибыли, т.е. торговая надбавка, складывается из издержек торговых организаций и прибыли.
Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).