Характерные черты современного управления предприятием
Школы «рационального управления» и поведенческого, психологического направления, существовавшие долгое время параллельно, но при этом во многом противостоящие друг другу, демонстрируют в настоящее время активные поиски путей интеграции. Жесткое, строго формализованное стратегическое планирование трансформируется в концепцию стратегического управления, соответственно изменяются базовые принципы планирования и контроля, снижается численность занятых в различных службах предприятий. Упор на выработку четких и неизменных контрольных показателей во внутрифирменном планировании, регулярные процедуры финансового контроля и другой отчетности, т.е. все те элементы , которые ассоциируются с «жестким» управлением, постепенно уступают место методам «мягкого», гибкого управления (вовлечение персонала в дела фирмы на основе большого взаимного доверия, поощрения предприимчивости в процессе трудовой деятельности и др.).
Дополнение «жесткого» административного руководства методами «мягкого» управления открывает значительные резервы повышения прибыльности предприятий. В практике между этими элементами устанавливается своеобразный «баланс». На этапах формирования идеи нововведения, ее разработки, сбыта и предоставления услуг потребителю доминируют поведенческие, гибкие подходы. При выполнении же рутинных операций, прежде всего производственных, применяются в основном методы «жесткого» управления, которые часто дополняются приемами из арсенала «мягких» методов.
Другим важным итогом последних лет оказалось вычленение проблемы «организационной культуры» (культуры организации) и инновационного менеджмента. Анализ показал, что главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений кроется в человеке, а точнее в его сознании, в его культуре, в том числе в культурных стереотипах поведения в организации. Большое внимание в последние годы уделяется формированию инновационного менеджмента – созданию организационных и экономических условий для «выращивания» новшеств (технологическая и коммерческая новизна), целенаправленному процессу нововведений в фирме.
В настоящее время значительное внимание в разработках ученых уделяется роли лидера в управлении предприятием. Специалисты понимают, что в современных условиях руководитель – это хозяйственный лидер, способный объединять усилия персонала и поощрять инициативу, преодолевать издержки бюрократических механизмов и гибко реагировать на изменения внешних условий.
В итоге обобщения разработок в области менеджмента предприятия (организации) сформулированы следующие принципиальные положения (основные характерные черты) современного управления:
1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости адаптируется к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается с усложнением всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных), составляющих среду менеджмента организаций. Целесообразная, разумная интеграция методов «жесткого» и «мягкого» типов управления в единую, адекватную условиям среды, систему управления.
2. Рассмотрение предприятия как целостной системы, позволяющей проводить исследование организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешней средой. Предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.
3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное – это ситуация, т.е. набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на работу предприятия в данный период.
4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием. Суть стратегического управления состоит в том, что на предприятиях, с одной стороны, должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации.
5. Поворот бизнеса к управлению «организационной культурой» как системой ценностей, разделяемых персоналом фирм и связанных с конечными целями организации. «Организационная культура предприятия» включает и установление высоких стандартов деятельности, начиная с себя (с каждого работника предприятия), и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы и др. Ценятся способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий.
6. Признание определяющего значения для будущего организации формирования и функционирования инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, к достижениям научно-технической мысли. Основой инновационного менеджмента на предприятии является создание соответствующего организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование.
7. Осознание ведущей роли лидера в организации как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических методов руководства.
8. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.
Для воплощения названных принципов управления требуется коренной пересмотр всей философии бизнеса, изменение психологии работающих, в том числе и самих менеджеров, повышение их квалификации. Несмотря на это, все большее число предприятий пытается отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются и подходы к формированию стратегии развития предприятия, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом. Если обычная традиционная организация является ответом на стандартную технологию и неменяющуюся внешнюю среду, то новая современная организация – это реакция на быстрые перемены, на непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды, представляющая собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды.