Механизм разрушения картеля
Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения (рис. 18.5).
В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рk, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Рkr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1, а рыночная цена упадет до Рk и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.
Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.
Механизм разрушения картеля
· величина монопольной цены
· число фирм на рынке
· трансакционные издержки
· дифференциация продукции
· наличие избыточных мощностей
Модели олигополии без сговора. Модель ломаной кривой спроса
Модель ценовой олигополии – фирмы принимают решение о цене. Используется в тех случаях, если фирма может быстро изменить объем поставок и завоевать рынок. Применение: розничная торговля, рынки услуг. Если одна из фирм изменит цену, то конкуренты выберут одну из двух стратегий. 1) Игнорирование. Если фирма повысит цену выше равновесной, то кривая спроса будет эластичной: если фирма немного повысит цену, она существенно снизит объем продаж. Если другие фирмы не последуют, то они будут ее вытеснять. 2) Следование. Если фирма понизит цену ниже равновесной, то спрос у этой фирмы будет не эластичным: снижение цены даст небольшой рост объема продаж. Другие фирмы последуют снижению цены, не допустят укрепление фирмы за их счет.
Вывод:Кривая спроса ломанная. Разрыв в точке А (предельный доход) на участке ВС. Если МС возрастают в пределах ВС, то оптимальная цена останется прежней. Это гарантирует стабильность цен при небольшом изменении издержек. Максимум прибыли в точке А говорит о том, что у олигополиста нет стимула отходить от сговора.
Модель дуополии Курно
|
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||