Механизм разрушения картеля

Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения (рис. 18.5).

Механизм разрушения картеля - student2.ru

В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рk, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Рkr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1, а рыночная цена упадет до Рk и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.

Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

Механизм разрушения картеля

· величина монопольной цены

· число фирм на рынке

· трансакционные издержки

· дифференциация продукции

· наличие избыточных мощностей

Модели олигополии без сговора. Модель ломаной кривой спроса

Модель ценовой олигополии – фирмы принимают решение о цене. Используется в тех случаях, если фирма может быстро изменить объем поставок и завоевать рынок. Применение: розничная торговля, рынки услуг. Если одна из фирм изменит цену, то конкуренты выберут одну из двух стратегий. 1) Игнорирование. Если фирма повысит цену выше равновесной, то кривая спроса будет эластичной: если фирма немного повысит цену, она существенно снизит объем продаж. Если другие фирмы не последуют, то они будут ее вытеснять. 2) Следование. Если фирма понизит цену ниже равновесной, то спрос у этой фирмы будет не эластичным: снижение цены даст небольшой рост объема продаж. Другие фирмы последуют снижению цены, не допустят укрепление фирмы за их счет.

Вывод:Кривая спроса ломанная. Разрыв в точке А (предельный доход) на участке ВС. Если МС возрастают в пределах ВС, то оптимальная цена останется прежней. Это гарантирует стабильность цен при небольшом изменении издержек. Максимум прибыли в точке А говорит о том, что у олигополиста нет стимула отходить от сговора.

Механизм разрушения картеля - student2.ru

Модель дуополии Курно

Q2
Механизм разрушения картеля - student2.ru Две фирмы принимают решение о производимом объеме при условии одновременно, самостоятельно, независимо друг от друга. Две фирмы одинаковы. Фирмы максимизируют прибыль, учитывая объем выпуска конкурента. Если фирма «1» считает, что дневной объем фирмы «2» равен нулю, то она предложит максимум продукции. Если фирма «2» производит больше нуля ,то фирма «1» скорректирует свой выпуск по остаточному принципу. Если фирма «1» считает, что фирма «2» покрывает весь дневной выпуск, то фирма «1» сведет свой выпуск до нуля. Аналогично ведет себя фирма «2». Модель Курно позволяет показать, если фирма конкурирует, то равновесие будет в точке равновесия Курно ,тогда объем выпуска равен Q1=40,Q2=40,Qобщая=80.Если фирмы договариваются, то формируется контрактная кривая. При равновесии Курно объем выше, чем при дуополии со сговором, но меньше, чем при конкурентном равновесии.

             
 
    Механизм разрушения картеля - student2.ru
 
   
 
   
 
   
 

Наши рекомендации