Основные компоненты процесса профессионального обучения
Экзамен по дисциплине «Методика профессионального обучения»
Цели и задачи профессионального обучения.
Профессиональное обучение – это практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями образовательного стандарта профессионального образования.
Основной целью процесса профессионального обучения является формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков, характерных для изучаемой профессии; умения качественно выполнять работу; умения использовать новейшее оборудование; основ профессионального мастерства и т.д.
Задачи профессионального обучения:
- удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики в квалифицированных, конкурентоспособных рабочих (специалистах среднего звена);
- обеспечение переподготовки, повышения квалификации рабочих (специалистов среднего звена).
Понятие профессии, специальности, профессиональной квалификации.
Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки.
Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.
Профессиональная квалификация — это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.
Критерии профессионального мастерства
Профессиональное мастерство является конечной целью образовательной функции профессионального обучения. Основные критерии, характеризующие профессиональное мастерство следующие: самостоятельность в профессиональной деятельности; способность диагностировать производственную ситуацию, принимать целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоанализ и самоконтроль; выполнение технических требований, соблюдение правил безопасности труда; получение устойчивых положительных результатов; производительность труда; умение рационально использовать рабочее время; способность к выбору оптимальных приемов и способов работы; творческое отношение к труду;ответственность за выполнение профессиональных заданий и др.
Профессиональные знания, умения и навыки, их взаимосвязь.
Формирование профессиональных знаний, умений, навыков учащихся - основная дидактическая задача процесса профессионального обучения.
Профессиональное знание- это сведения, правила, выводы, закономерности, которые учащиеся получают в процессе профессионального обучения.
Профессиональное умение – это готовность выполнять трудовое действие. Профессиональное умение превращается в навык, когда обучающиеся в результате целенаправленного, многократного повторения действия начинают осуществлять его легко и быстро, без сознательного регулирования процесса выполнения, как бы автоматически.
Профессиональный навык – это образовавший в результате упражнений автоматизированный компонент сформированного умения.
Взаимосвязь: профессиональные знания применяются на практике и формируются в профессиональные умения. А профессиональные умения переходят в навыки.
Основные компоненты процесса профессионального обучения
Производственное (профессиональное) обучение–это практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями образовательного стандарта профессионального образования.
Компоненты процесса профессионального (производственного обучения):
1) цели (образовательная - формирование умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего операции, приемы, действия; развивающая - развитие познавательных способностей, личности; воспитательная - формирование определенных отношений к окружающей действительности, положительных личных качеств);2) содержание - совокупность практических знаний, умений и навыков овладение которыми обеспечивает подготовку рабочего определенной профессии и уровня квалификации, т.е. это сгруппированный определенным образом учебный материал и расположенный в определенной последовательности;3) деятельность мастера – инструктирование;4) деятельность обучающихся – учение;5) средства обучения – материально-техническое оснащение, учебно-производственная документация, наглядные пособия.
6. Документы, определяющие содержание производственного обучения
Закон об образовании.
Федеральные государственные стандарты – это нормативный документ, в котором представлены требования к выпускнику и минимум содержания основных дисциплин и модулей (с 2011 года). В стандарте выделяется 3 компонента: федеральный (требования и дисциплины, относящиеся ко всех стране), региональный (требования и дисциплины определенного региона, например, история Воронежского края), местный (дисциплины и направленность учебного заведения).
Учебный план – нормативный документ, который определяет общую структуру и содержание учебного процесса (все изучаемые дисциплины и количество часов, выделяемые на них; общая структура и режим учебного процесса по полугодиям и курсам обучения; время и продолжительность каникул; предметы, выносимые на экзамены и т.д.).
Программа производственного обучения – конкретное содержание и структура процесса производственного обучения.