Система судебных и правоохранительных органов и их взаимодействие в уголовном процессе
ЛЕКЦИЯ 2
(магистратура)
Роль и взаимодействие судебных и правоохранительных органов в уголовно - процессуальной сфере
Учебные задачи:
— формирование общих теоретических знаний о современной системе судебных и правоохранительных органов России;
— усвоение основных понятий судебных звеньев, судебных инстанций, а также усвоение понятия и признаков подсудности судебных органов в России;
— уяснения роли судебных и правоохранительных органов в уголовном процессе;
— формирование представления о взаимодействии судебных и правоохранительных органов на стадиях и с иными участниками уголовного судопроизводства.
В результате изучения этой темыобучающиеся должны.
знать
— понятия и состав современной системе судебных и правоохранительных органов Российской Федерации в уголовном процессе;
— порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов в России;
— назначение и роль во взаимодействии судебных и правоохранительных органов Российской Федерации в уголовном процессе;
уметь
— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов, подследственность органов предварительного расследования в России;
владеть
— юридической терминологией;
— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус судебных звеньев, судебных инстанции, и уголовно-процессуальную деятельность правоохранительных органов в России.
Ключевые слова: судебная власть; судебные звенья; судебные инстанции система судебных органов; федеральные суды; суды общей юрисдикции; суды субъектов РФ; подсудность дел судебным органам; признаки подсудности, прокуратура, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы предварительного расследования, подследственность, адвокатура, стадии и участники уголовного судопроизводства[1].
Система судебных и правоохранительных органов и их взаимодействие в уголовном процессе.
Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.
Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Система судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции в виде отправления правосудия посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов общей юрисдикции включает в себя суды субъектов РФ, районные суды.
Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
— органы прокуратуры РФ;
— органы внутренних дел РФ;
— органы обеспечения безопасности (ФСБ России, ФСО России, СВР России);
— органы ФСКН России;
— органы юстиции (федеральная служба судебных приставов, федеральная служба исполнения наказания);
— Следственный комитет Российской Федерации;
— Органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);
— органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
— таможенные органы и другие правоохранительные органы.
Система судебных и правоохранительных органов в уголовном процессе призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
– конституционный контроль;
– судебный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.
Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).