На рынке монополистической конкуренции
ЗАДАния
50.На рисунке представлена деятельность фирм в условиях монополистической конкуренции.
Ответьте на следующие вопросы:
§ при каком объеме производства фирма максимизирует прибыль;
§ по какой цене фирма будет продавать данный объем продукции;
§ будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина;
§ в каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Ответ поясните;
§ как может измениться ситуация в другом временном интервале (т.е. в том, который Вы не выбрали в предыдущем пункте).
51.Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства: AC = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой. P = 150 – 3Q. Найдите параметры равновесия фирмы и сделайте вывод, находиться ил фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график.
52.Часто можно слышать утверждение, что так называемый «малый бизнес» – это и есть субъект монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это утверждение? Что общего, например, у следующих фирм:
§ мелкая сельскохозяйственная семейная фирма, выращивающая пшеницу;
§ малое предприятие по изготовлению пуговиц из оленьих рогов;
§ крохотная норвежская компания «KMV», покрывающая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей;
§ рисковое (венчурное) предприятие.
53.Нередко в экономической теории подчеркивается неэффективность и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией:
§ фирма не функционирует в низшей точке своих долговременных средних издержек;
§ разрыв между ценой и предельными издержками, как и в условиях «чистой» монополии означает определенное «недопроизводство» продукции, нужной обществу;
§ сокращение многочисленного количества мелких фирм (т.е. монополистических конкурентов) – парикмахерских, мелких лавочек, ресторанчиков и т.п. привело бы к снижению цен на эти товары и услуги, предоставляемые теперь уже крупными и крупнейшими фирмами (действие эффекта масштаба).
Приведите какие-либо доводы в защиту монополистической конкуренции, с точки зрения потребителя?
54. Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чём с точки зрения потребителя состоят:
§ принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных;
§ преимущества использования именно его, а не других товаров?
ЗАДАЧИ
55.1.Фирма выпускает продукцию в условиях монополистической конкуренции. Функция спроса на ее товар описывается формулой P = 140 – 5Q. Функция полных издержек TC = 80 + 20Q. Определите, при каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?
55.2.(Идея Р.М. Нуреева) Издержки фирмы в условиях монополистической конкуренции описываются формулой TC = Q2 + 2Q +200, а кривая спроса PD1= 50 – 2Q. Фирма проводит рекламную кампанию. Затраты на рекламу TC рек. = Q + 200. В результате рекламной кампании кривая спроса изменилась: PD2= 75 – 2Q. Определите цену, объем и прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании.
55.3.Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции. Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: TR = 270Q – 20Q2; TC = 30Q + 10Q2. Найти параметры долгосрочного равновесия фирмы в условиях монополистической и свободной конкуренции.
ТЕСТЫ
57.1.Кривая спроса фирмы при монополистической конкуренции …
· имеет горизонтальный вид;
· имеет вертикальный вид;
· более крутая, чем при монополии;
· более пологая, чем при монополии.
57.2.В число факторов дифференциации продукта не входят:
· различия в качестве;
· различия в сервисе;
· различия в цене;
· различия в рекламе.
57.3.При монополистической конкуренции в долгосрочном периоде не наблюдается:
· занижения производства;
· завышения цен;
· получения экономической прибыли;
· дифференциации продукта.
Поведение фирмы на олигополистическом рынке
ЗАДАНИЯ
58.В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 рублей. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
Цена, руб. за ед. | 1 500 | 1 200 | |||
Объем спроса, тыс. шт. | 1 200 | 1 500 |
59. «Ломаная кривая» спроса DD олигополии имеет в точке Е перегиб, характеризующий устойчивость (жесткость) сложившейся цены Ре на олигополистическом рынке. Почему эта цена отличается известной стабильностью? В каких пределах может меняться уровень предельных издержек (МС), не оказывая влияния на изменение Ре? Покажите точно этот интервал на оси ординат.
60.На рисунке представлена специфическая модель рынка для олигополиста.
Ответьте на следующие вопросы:
§ какая модель олигополистического рынка представлена;
§ предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,5 $. Какой объем выпуска выберет фирма и какую при этом установит цену;
§ если предельные издержки увеличатся до 5 $, то как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы;
§ в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с собственной кривой спроса;
§ в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса.
61.В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки производства которых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен: P = 100 – Q. Определите:
§ Каким образом фирмы поделят рынок между собой в условиях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия.
§ Если фирмы объединятся в картель, какое количество товаров они выпустят и по какой цене продадут?
§ Если в отрасли была бы свободная конкуренция, чему бы была равна цена и какой объем производства был бы характерен для рынка?
62.В отрасли действуют 5 фирм, условия производства в каждой из которых выражаются функцией общих издержек: TCi = 0,5Qi2 – 2Qi. Условия рыночного спроса представлены в уравнении: QD = 200 – P. Эти фирмы образуют картель, устанавливая одинаковые квоты для каждого участника. Определите величину прибыли одного из участников. Предположим, что данный участник нарушил соглашение и увеличил объем выпуска, тогда как другие соблюдают соглашение. Как изменится прибыль нарушителя?
63.Фирма – ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию, установила, что функции предельной выручки от реализации MR = 9 – Q. Определите,если функция ее предельных издержек MC = 1 + Q, а кривая предложения остальных фирм отрасли Sотр. = 2 + 2Q, то каким будет отраслевое предложение?
64. Определите,если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?