Сущность назначение и состав основных фондов АТП

Курсовая работа

На тему: Пути улучшения использования ресурсов АТП на примере ООО «СРОЧНО»

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические аспекты ресурсов АТП и их характеристика………..5

1.1.Сущность назначение и состав основных фондов АТП…………………...5

1.2.Оборотные средства АТП………………………………………….……….11

1.3.Трудовые ресурсы АТП…………………………………………………….14

Глава 2. Экономические показатели, использование ресурсов АТП и их анализ в ООО «СРОЧНО»…...……………………………………………....18

2.1.Анализ эффективности использования основных средств в ООО «СРОЧНО»…..………………………………………………………………..18

2.2.Особенности формирования использование оборотных средств в ООО «СРОЧНО»…..………………………………………………………………..23

2.3.Трудовые ресурсы и показатели эффективности их использования..……28

Глава 3. Пути повышения эффективности использования ресурсов в ООО «СРОЧНО»….. ……………………………………………………………….35

3.1. Резервы по повышению эффективности использования основных средств в ООО «СРОЧНО» ……………………………………………..…………....35

3.2. Пути повышения эффективности использования оборотных средств в ООО «СРОЧНО»…………………………………………………..…………37

3.3. Повышение производительности труда в ООО «СРОЧНО»…………48

Заключение……………………………………………………………………….51

Список литературы……………………………………………………..……….53

Приложения……………………………………………………….……………..55

Введение

На сегодняшний день проблема эффективного функционирования автотранспортного предприятия стоит очень остро. Из-за стремительного перехода стратегии развития государства от социалистического к капиталистическому строю большинство автотранспортных предприятий не способны качественно функционировать в новой обстановке.

Автотранспортные предприятия должны функционировать так, чтобы обеспечивался бесперебойный производственный процесс, который заключается в своевременном и качественном предоставлении транспортных услуг заказчику. Известно, что большинство ныне существующих автотранспортных предприятий (АТП) - это образец предприятий конца 50-х годов прошлого века. Такая модель построения автотранспортного предприятия в данный период времени, в условиях жестких рыночных отношений, неэффективна.

Современные автотранспортные предприятия являются сложными комплексами. Обеспечение их нормального функционирования и развития требует специальных методов повышения эффективности их функционирования, основанных на комплексной (системной) оптимизации социально-технических, экономических характеристик.

Потенциал предприятия определяется наличием и состоянием ресурсов, а также возможностью их применения, ресурсы – способ хранения потенциала. Состав и эффективность использования ресурсов, согласно ресурсной теории, влияют на результаты работы предприятия и уровень конкурентоспособности.

Процесс производства транспортных услуг предполагает наличие и взаимодействие определенных факторов производства, к которым прежде всего можно отнести капитал автотранспортного предприятия в его материально-вещественной форме (имущество предприятия) и трудовые ресурсы предприятия.

Ресурсы предприятия – факторы производства. К ним относятся активы, денежные средства, ценности и запасы, источники и резервы. В научной литературе рассматриваются различные виды ресурсов: экономические, информационные, временные и т.д. Экономические ресурсы, например, это совокупность природных, людских и произведенных человеком благ, используемых для производства. Поскольку ресурсы помогают достижению стратегической цели, чтобы определить приоритеты их использования, нужна информация, способности и знания.

Правильное распределение приоритетов использования ресурсов предприятия позволяет достичь максимальных результатов работы и тем самым повысить уровень конкурентоспособности компании на рынке.

В качестве основных проблем АТП, связанных с неэффективным использованием ресурсов, специалисты называют низкий уровень инвестирования и большую текучку кадров. Первое приводит к тому, что в связи с нехваткой денежных средств ТС не проходят своевременное обследование и эксплуатируются дольше положенного срока, что значительно снижает уровень их технической безопасности. Второе — к недостатку квалифицированной рабочей силы, увеличению расходов на ее поиск и простоям в работе.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов автотранспортного предприятия на примере автосервиса «СРОЧНО».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ü Рассмотреть теоретические аспекты сущности ресурсов автотранспортного предприятия и их характеристика;

ü Провести анализ экономических показателей использования ресурсов на примере автосервиса «СРОЧНО»;

ü Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов автосервиса «СРОЧНО».

Глава 1. Теоретические аспекты ресурсов АТП и их характеристика

Сущность назначение и состав основных фондов АТП

Производственный процесс на каждом предприятии осуществляется при участии средств производства – средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Отнесение средств производства к основным и оборотным производится в зависимости от характера их участия в производственном процессе и их роли в образовании готового продукта.

Основные фонды транспорта – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа[6, с.147].

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

К основным фондам относятся средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 ММЗП за единицу (ММЗП – минимальная месячная заработная плата).

Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении [8, с.239].

Для учёта, оценки и анализа основные средства (фонды) классифицируются по ряду признаков (рис. 1).

В зависимости от роли и назначения основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

К производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в транспортном процессе (машины, оборудование и т.п.), создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.), служат для хранения и перемещения предметов труда, перенося свою стоимость на выполненные перевозки.

Сущность назначение и состав основных фондов АТП - student2.ru

Рис.1. Классификация основных средств (фондов)

Производственные основные фонды автотранспортных предприятий подразделяются на следующие основные группы [3, с.109]:

• здания – производственные (гаражи, мастерские), административно-управленческие, складские и т.д.;

• сооружения – хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные дороги и др.;

• передаточные устройства – водопроводные сети, электросети, теплосети, газовые сети и т.д.;

• машины и оборудование: силовые машины и оборудование (электромоторы, трансформаторы и т.д.), рабочие машины и оборудование (станки, прессы, моечные машины и др.), измерительные приборы и лабораторное оборудование, вычислительная техника;

• транспортные средства (автомобили, прицепы и т.д.);

• инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

(стеллажи, мебель, инвентарная тара и др.) [8, с.142].

Непроизводственные основные фонды – это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находящиеся в ведении транспортных предприятий.

По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

Основные производственные фонды в зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства) [11, с.168].

Все остальные основные фонды можно отнести к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и др.).

Денежная оценка основных фондов может быть различной: в зависимости от времени – первоначальной, восстановительной и балансовой, в зависимости от состояния – полной и остаточной.

Полная первоначальная стоимость – это сумма, фактически уплаченная за объект при его строительстве или приобретении с затратами на доставку и монтаж, а также дополнительных затрат на расширение или модернизацию, сделанные в последующие периоды.

Остаточная первоначальная стоимость – это оценка с учётом износа основных средств [15, с.241].

Полная восстановительная стоимость соответствует сумме затрат, которая необходима для приобретения или строительства нового объекта в условиях периода, когда производится переоценка.

Остаточная восстановительная стоимость – полная восстановительная стоимость с учётом износа.

Остаточная балансовая стоимость имеет смешанную оценку: по остаточной восстановительной стоимости учитываются все объекты, введённые до последней переоценки, а по первоначальной стоимости – объекты, введённые после неё [8, с.185].

При длительном использовании основных фондов, особенно в условиях высоких темпов инфляции, первоначальная стоимость основных фондов перестаёт соответствовать её реальной оценке. Поэтому для уст- ранения искажающего влияния ценового фактора применяют оценку основных фондов по их восстановительной стоимости, т.е. по стоимости их производства или приобретения в условиях и по ценам данного года.

На предприятии периодически проводится работа по переоценке имеющихся основных фондов, преследующая следующие цели:

• получение полных и точных данных о наличии и структуре основных фондов на предприятии;

• определение восстановительной стоимости основных фондов;

• определение степени износа основных фондов;

• обоснование условий учёта издержек производства, т.е. себестоимости продукции, уровня рентабельности производства.

Повышение интенсивности использования основных производст­венных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства [17, с.100].

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты [10, с.208].

Фондоотдача ФО — показатель, который отражает сумму доходов ∑Д, приходящуюся на 1 р. основных производственных фондов Фосн:

ФО = ∑Д/Фосн. (1)

Фондоемкость ФЕ — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость основных производственных фондов, приходя­щуюся на каждый рубль дохода ∑Д:

ФЕ = Фосн /∑Д. (2)

Фондовооруженность ФВ — показатель, характеризующий обес­печенность каждого работника основными производственными фондами:

ФВ = Фосн /N, (3)

где N — среднесписочная численность работников АТП, чел.

Рентабельность основных фондов Rоф представляет собой отношение балансовой прибыли автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов:

Rоф = Пбал/ Фосн (4)

Кроме перечисленных показателей, для оценки использования ос­новных производственных фондов на автомобильном транспорте ис­пользуются следующие коэффициенты: экстенсивного использования Кэ, интенсивного использования Кин, интегральной нагрузки Кинт и сменности работы основных фондов Ксм [16, с.253].

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (коэф­фициент экстенсивной загрузки) представляет собой отношение фак­тически отработанного времени в часах Тф за смену (сутки, месяц, год) к возможному Тв:

Кэ = Тфв (5)

Если в числителе принимается плановое_ТП, календарное Тк, ре­жимное (номинальное) Тр время, то в результате могут быть рассчитаны плановый, календарный и режимный (номинальный) коэффициенты экстенсивного использования.

Коэффициент интенсивного использования основных фондов опреде­ляют отношением фактически выполненного объема работы за едини­цу времени Wф к плановому Wпили к максимально возможной выра­ботке Wmax за то же время:

Ки1 = Wф/Wп или Ки2 = Wф/Wmax (6)

Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов Кинт учитывает использование основных фондов во времени с учетом производительности труда и определяется произведением коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:

Кинт = Кэи (7)

Среди показателей экстенсивного использования орудий труда заслуживает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который показывает, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования, и определяется делением числа машино-смен, отработанных во всех сменах, Мс на количество установленного оборудования М:

Ксм = Мс/М(8)

Улучшение использования основных фондов является задачей первостепенной важности для всех работников АТП и может быть достигнуто в результате повышения производительности автомобильного парка в час (сутки, месяц, год), увеличения межремонтных и амортизационных пробегов подвижного состава, а также увеличения срока службы других основных фондов (зданий, сооружений и оборудования).

Повышение часовой производительности ходового автомобильного парка достигается посредством улучшения технико-эксплуатационных показателей: коэффициента использования грузоподъемности, коэффициента использования пробега, технической скорости движения, времени простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузочными работами. Улучшение этих показателей может быть достигнуто только на крупных АТП, осуществляющих перевозки грузов в централизованном порядке[17, с.264].

Повышение производительности ходового подвижного состава в сутки может быть достигнуто в результате увеличения продолжительности его работы на линии в течение суток (увеличения сменности работы автомобильного парка). Помимо этого, рост производительности всего автомобильного парка за месяц, квартал, год достигается в результате повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию, который в свою очередь находится в зависимости от коэффициента технической готовности автомобилей и организации работы по их выпуску на линию. Значительному росту производительности способствует использование прицепов.

Срок службы подвижного состава (межремонтные и амортизационные пробеги) зависит от качества технического обслуживания и текущих ремонтов автомобилей, культуры технической эксплуатации[14, с.301].

Лучшему использованию основных фондов способствует материальная заинтересованность работников. Для этого применяются соответствующая система оплаты труда, премии за пробег автомобилей сверх установленных норм, за экономию шин и т. д., образуются фонды экономического стимулирования и т. п.

Наши рекомендации