Рациональные решения в управлении закупками
Эффективность логистического менеджмента закупок определяется прежде всего наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого количества оптимизационных задач. В предыдущем разделе мы видели, что выбор поставщика по сути является задачей оптимизации, причем по многим критериям. Решение таких задач представляет значительную сложность, поэтому на практике прибегают к определенному набору рациональных методов управления закупками, некоторые из которых мы рассмотрим в этом разделе.
Одной из типичных задач является определение объемов закупаемых МР и времени их оплаты. Для этого требуется оценить составляющие транспортных расходов, затрат на содержание запасов и определиться по ценам закупаемых МР. Здесь возможны несколько стратегий.
Одна из стратегий заключается в покупке МР к моменту их непосредственного потребления и отвечает идеологии ЛТ. Альтернативной ей стратегией является покупка вперед (форвардная сделка), типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая МР вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремиться застраховать себя от возможного повышения цен на МР в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть и др.) многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами.
Типичной практикой западных фирм является применение смешанных стратегий оплаты, т.е. оплаты к моменту потребления и форвардной оплаты закупаемых МР. Эта стратегия применяется в тех случаях, когда модель цены имеет явный сезонный характер. Тогда на этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, а на этапах подъема — форвардную оплату. Рассмотрим пример использования смешанной стратегии оплаты.
Предположим, что в результате обработки ретроспективной информации по ценам закупаемого вида МР установлен сезонный характер изменения цены, прогноз которой на планируемый год представлен в таблице 5:
Таблица 5
Модель прогноза цены МР
Месяц | Цена (усл.ед.) | Месяц | Цена (усл.ед.) | Месяц | Цена (усл.ед.) |
январь | 3,0 | май | 1,4 | сентябрь | 1,8 |
февраль | 2,6 | июнь | 1,0 | октябрь | 2,2 |
март | 2,2 | июль | 1,0 | ноябрь | 2,6 |
апрель | 1,8 | август | 1,4 | декабрь | 3,0 |
Прогнозируемые требования в объемах закупаемых МР постоянны и составляют 10000 единиц в месяц в течение года. Перед логистическим менеджером стоит задача применить смешанную стратегию закупок для минимизации общей стоимости годового объема закупаемых МР. Оптимальная стратегия оплаты представлена в таблице 6:
Таблица 6
Смешанная стратегия закупок
Месяц | Затраты на закупку МР (усл.ед.) | |||
Оплата к моменту поставки | Форвардная сделка на 2 месяца | Форвардная сделка на 3 месяца | Форвардная сделка на 6 месяцев | |
январь | ||||
февраль | ||||
март | ||||
апрель | ||||
май | ||||
июнь | ||||
июль | ||||
август | ||||
сентябрь | ||||
октябрь | ||||
ноябрь | ||||
декабрь | ||||
общие затраты на закупки | ||||
затраты на поддержание запасов | ||||
тотальные затраты |
В таблице рассчитаны затраты на закупку при оплате к моменту поставки и три варианта форвардной оплаты: на 2, 3 и 6 месяцев. Пока цена падает от января до июня, применяется только первая стратегия — оплаты к моменту поставки. Выбор наилучшей комбинации оплаты и поставок должен базироваться на соотношении затрат на оплату и содержание МР в необходимых запасах. Уменьшение затрат на закупку при форвардных сделках связано с увеличением затрат на поддержание запасов МР. Если принять затраты на поддержание запасов равными 10 усл. ед. за единицу МР, то средние затраты при стратегии оплаты к моменту поставки составят (10000/2) х 10 = 50000 усл. ед. за год. Это означает, что поставка, равная 10000 единиц в начале месяца к концу будет равна 0. Для форвардной сделки в 2 месяца затраты на поддержание запасов будут равны:
{(10000/2)*6/12+(20000/2)*6/2)}*10=75000 усл.ед. за год
Затраты на поддержание запасов для 3-х месячной сделки составят 100000 усл. ед., а для 6-ти месячной — 175000 усл. ед. Минимальные общие затраты достигаются при первом варианте оплаты (т.е. к моменту поставки), так как затраты на поддержание запасов в данном случае растут быстрее выигрыша в цене при форвардной оплате сделок. Однако ситуация может быть и другой, например, при учете транспортных расходов, которые в первом варианте будут выше.
Еще одной распространенной ценовой стратегией закупок является стратегия осреднения цены. Эта стратегия похожа на стратегию форвардных сделок, однако здесь не накладывается ограничений на сезонные колебания цен, а предполагается, что цены в течение года возрастают случайным образом. В этой стратегии закупки осуществляются с фиксированными интервалами (например, в квартал) по цене средней за интервал. Осреднение осуществляется за счет количества закупаемых МР путем установления бюджета закупок по цене первого месяца фиксированного интервала. Опасность этой стратегии заключается в том, что так как бюджет зафиксирован, закупаемого количества МР может не хватить для покрытия потребности производства в определенный интервал времени.
Рассмотрим пример применения стратегии ценового осреднения.
Предположим, что фирма закупала МР по цене 2,5 усл. ед. за единицу в прошлом году. В следующем году фирма планирует закупить 20000 единиц МР ежемесячно с периодичностью оплаты в три месяца (т.е. применить поквартальную форвардную оплату). Затраты на поддержание запасов составляют 25 % за год.
Первым шагом стратегии осреднения цены будет установление бюджета закупок на три месяца. Этот бюджет будет равен 2,5*20000*3 = 150000 усл. ед. Теперь необходимо определить количество закупаемых МР в каждый квартал.
Допустим, что прогноз цен на планируемый год имеет вид, представленный в таблице 7:
Таблица 7
Прогноз месячного изменения цен
Месяц | Цена (усл.ед.) | Месяц | Цена (усл.ед.) | Месяц | Цена (усл.ед.) |
январь | 2,00 | май | 2,35 | сентябрь | 2,75 |
февраль | 2,05 | июнь | 2,45 | октябрь | 2,80 |
март | 2,15 | июль | 2,55 | ноябрь | 2,83 |
апрель | 2,25 | август | 2,65 | декабрь | 2,86 |
По данным таблицы средняя цена составит 2,47 усл. ед. Тогда объем первой закупаемой партии МР составит 150000/2,00 = 75000 ед.
Дальнейшие вычисления сведем в таблицу 8:
Таблица 8
Расчет средних цен и объемов поставок
Месяц | Объем поставок | Цена за единицу (усл.ед.) | Общий бюджет (усл.ед.) | Средний уровень запасов |
январь февраль июль октябрь | 2,00 2,25 2,55 2,80 | |||
Сумма | 31578 (средний за год) |
По данным расчета средние затраты за единицу составят 600000/ 254062 = 2,36 усл. ед. Таким образом уменьшение затрат по сравнению со средней прогнозируемой ценой составило [(2,47 — 2,36)/ 2,47] х 100% = 4,45 %. Тотальные средние годовые затраты были бы равны 254062 х 2,47 = 627533 усл. ед.
Теперь определим затраты на поддержание запасов. Годовая сумма этих затрат при условии оплаты к моменту поставки составит (20000/2) х 2,47 х 0,25 = 6175 усл. ед. При стратегии ценового осреднения они будут равны 31758 х 2,36 х 0,25 = 18737 усл. ед.
Суммируя затраты на поддержание запасов с общими затратами на закупку МР, получим для:
· стратегии оплаты к моменту поставки 627533 + 6175 = 633708 усл. ед.
· стратегии ценового осреднения 600000 + 18737 = 618737 усл. ед.
Таким образом для нашего примера стратегия ценового осреднения более выгодна с точки зрения тотальных затрат.
Среди других решений по оптимизации процедуры закупок можно отметить различные стратегии ценовых скидок. Основа этих стратегий заключается в том, что поставщики МР в большинстве случаев предлагают скидки, если товар закупается большими партиями. Однако в этом случае фирма-производитель может нести большие затраты на хранение и управление запасами, что может элиминировать выгоду, полученную за счет ценовой скидки. Поэтому перед логистическим менеджером встает задача нахождения оптимального размера партии поставки, аналогично тому, как это решается в классической теории управления запасами. Важным компонентом управления закупками является установление так называемых трансакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями МР, т.е. оформление контрактов, проведение тендеров, аукционов и т.п. Сюда же, относятся вопросы нормативно-правового характера.
Кроме указанных оптимизационных подходов в управлении закупками имеется большое количество задач, связанных с минимизацией транспортных расходов, определением оптимальных поставщиков по критерию дислокации и т.п., которые будут рассмотрены нами в следующих разделах модуля.
Тема 9