Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения
Приступая к комментариям пяти статей, включенных в гл. 7 ФЗИП, с позиции содержания, будет правильным предварить их краткими пояснениями системного характера по данной главе в целом, поскольку это существенно поможет в восприятии логики всего Закона и наиболее наглядно покажет центральное значение комментируемой главы в его системе.
Из заголовка главы следует, что она посвящена установлению и регулированию системы исполнительных действий и мер принудительного исполнения. По своему значению это две главные категории исполнительного производства. От четкости их определения и системности их построения зависит органичность их взаимосвязи с другими нормами как комментируемого Закона, так и иных законодательных и нормативных актов, а в итоге и эффективность применения всех правовых моделей нового Закона. Отсюда очевидно, что по своему месту и роли в структуре Закона, а также своей конструкции глава носит общий, системный характер.
Она в известной мере исчерпывающе устанавливает перечень видов исполнительных действий, а также перечень видов мер принудительного исполнения. Эти институты - ядро закона.
Логика построения главы, особенности правового режима регулируемых институтов задают определенную специфику регулирования, которую необходимо знать и учитывать при непосредственном правоприменении. Комментируя главу с позиции системности, отметим следующее.
Обеспечение главных целей исполнительного производства достигается через такие институты Закона, как "исполнительные действия", "меры принудительного исполнения", "обращение взыскания на имущество", "права и обязанности судебного пристава-исполнителя". Каждое из перечисленных понятий представляет собой достаточно самостоятельный правовой институт исполнительного производства, по меньшей мере, в рамках комментируемого Закона. И, безусловно, в Законе должна быть установлена четкая и понятная система соотношения, взаимосвязи и взаимозависимости данных институтов.
В комментируемом Законе эта система достаточно сложна. В некоем правовом идеале она должна выглядеть примерно следующим образом. Максимально исчерпывающий набор правомочий судебного пристава-исполнителя должен быть трансформирован в набор мер принудительного исполнения, применение которых в свою очередь должно быть вписано в формат системы исполнительных действий и детализировано в нем. Институт же "обращение взыскания на имущество" должен включать в себя порядок применения мер принудительного исполнения через систему (совокупность) исполнительных действий в зависимости от объекта (предмета), на который они направлены.
Основная сложность в правоприменении норм комментируемой главы - рассредоточенность норм, определяющих права судебного пристава-исполнителя как в нескольких статьях внутри Закона, так и в разных законодательных актах. При этом права судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в различных правовых источниках, зачастую в целом дублируются, но имеют разный объем и разное лексическое изложение. Распыленность и взаимосвязь правовых норм, устанавливающих права судебного пристава-исполнителя, показана в приводимой ниже сравнительной таблице.
Исходя из содержания ст. 68 ФЗИП, первичными из вынесенных в название главы правовых институтов являются меры принудительного исполнения, они определены как "действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые... в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств". Затем эта статья устанавливает перечень мер принудительного исполнения, который не является исчерпывающим, так как в п. 11 ч. 3 ст. 68 ФЗИП говорится и об иных действиях, предусмотренных федеральным законом или исполнительным документом.
Далее вводится категория "исполнительные действия". И по логике Закона, и по предложенной выше системе исполнительные действия, вероятно, должны рассматриваться как более детальная форма реализации мер принудительного исполнения. Однако при сопоставлении видов мер принудительного исполнения и исполнительных действий этого не наблюдается (см. сравнительную таблицу). Статья 64 ФЗИП раскрывает исполнительные действия не через их определение, а через приведение перечня таких действий, который к тому же не носит исчерпывающего характера, так как в п. 17 ч. 1 ст. 64 ФЗИП закреплено право судебного пристава-исполнителя совершать иные исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительных документов.
Анализ содержания ст. 64 ФЗИП свидетельствует о том, что статья содержит не столько виды исполнительных действий как процессуальную форму применения мер принудительного исполнения, сколько устанавливает права (полномочия) судебного пристава-исполнителя.
Сопоставление содержания ст. 64 и 68 ФЗИП свидетельствует о том, что в ст. 68 предлагается в основном перечень именно мер принудительного исполнения как некой совокупности процессуальных действий, направленных на имущество либо на личность должника, имеющих дополнительное правовое регулирование порядка их применения в соответствующих статьях Закона и предполагающих определенную процессуальную форму их совершения и фиксации.
В ст. 64 закреплены не столько исполнительные действия, сколько в основном права судебного пристава-исполнителя, включая и право на применение мер принудительного исполнения, которые он может реализовать в ходе исполнительного производства как в отношении его сторон, так и других лиц.
Таким образом, ст. 64 содержит две особенности. Первая состоит в том, что она несколько выбивается из логики построения гл. 7. С позиции последовательности ее следовало бы как минимум разместить после ст. 68, а как максимум - убрать из главы. Вторая особенность заключается в том, что эта статья посвящена не исполнительным действиям, как указано в ее названии, а скорее правомочиям судебного пристава-исполнителя.
Подобная ситуация вызвана, на взгляд авторов, стремлением законодателя пересмотреть и скорректировать в рамках нового Закона вопросы статуса судебного пристава-исполнителя, урегулированные в Законе о судебных приставах. Эффективно или нет это получилось, покажет время, но не следует забывать, что часть полномочий судебного пристава-исполнителя, определенных в ст. 12 Законе о судебных приставах, остались в силе и в ряде случаев они полнее или универсальнее полномочий, определенных в ст. 64 комментируемого ФЗИП.
Указанные здесь и ниже системные сложности необходимо учитывать в правоприменении, а также рассматривать их как направления для дальнейшего совершенствования законодательства об исполнительном производстве в целях упрощения и оптимизации правовых моделей.
Таблица
Сравнительная таблица полномочий судебного пристава, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и Федеральным законом "О судебных приставах"
Права судебного пристава-исполнителя, предусмотренные ст. 6 ФЗИП (приводимая нумерация соответствует нумерации частей ст. 6 ФЗИП) | Исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 ФЗИП (приводимая нумерация соответствует нумерации пунктов ч. 1 ст. 64 ФЗИП) | Меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 ФЗИП (приводимая нумерация соответствует нумерации пунктов ч. 3 ст. 68 ФЗИП) | Права судебного пристава-исполнителя, предусмотренные ч. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах (приводимая нумерация соответствует последовательности абзацев в ч. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах) | Права судебного пристава-исполнителя, предусмотренные ст. 14 Закона о судебных приставах (приводимая нумерация соответствует последовательности пунктов ст. 14 Закона о судебных приставах) | |||
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации | 10) вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве | ||||||
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации | 2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки | 1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки | 1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации | ||||
2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок 3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом | |||||||
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов | 2) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов | ||||||
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах | 3) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий | ||||||
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов | 10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества | 4) входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им | |||||
6) с разрешения в письмен- ной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником | 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение 9) принудительное выселение должника из жилого помещения | 4) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им. производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им | |||||
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений | |||||||
7) в целях обеспечения исполнения исполнительно- го документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение | 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату | 5) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом | |||||
6) налагать арест на денеж- ные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе | |||||||
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю | |||||||
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества | |||||||
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества | |||||||
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности... | |||||||
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел | 9) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка | ||||||
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию | |||||||
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве | |||||||
13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом | |||||||
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним... для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом | 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом | ||||||
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации | |||||||
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы | |||||||
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов | 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника | 11) совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве | |||||
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом | |||||||
Статья 64. Исполнительные действия
1. Комментируемая статья устанавливает перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель. Ранее действовавший ФЗИП, а также действующие и предыдущие редакции ГПК РФ и АПК РФ не содержали ни такого перечня, ни определения понятия "исполнительные действия". В этом заключается принципиальная новизна комментируемой правовой нормы.
Предлагаемый в статье перечень исполнительных действий не носит исчерпывающего характера, а является открытым для возможности как законодательного дополнения, так и совершения иных действий, не поименованных в данном перечне. Конструкция комментируемой нормы предполагает также, что все совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, даже не указанные в статье, являются исполнительными действиями. Такое четкое отнесение всех без исключения действий судебного пристава-исполнителя к категории исполнительных, т.е. придание всем действиям процессуального статуса, также является принципиальным новшеством Закона.
В то же время практическая эффективность именно такой конструкции нормы неоднозначна. Это связано с пониманием правовой сущности термина "исполнительные действия". Как сказано выше, ранее он не раскрывался в каких-либо нормативных актах и это иногда ставило в судебной и правоприменительной практике вопрос, что же считать "исполнительным действием". Это имело смысл в связи с наличием правовых последствий отнесения или не отнесения действий судебного пристава-исполнителя к категории "исполнительных".
Ранее действовавший ФЗИП предусматривал такие последствия. Так, в соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗИП 1997 г. по приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускались. В связи с этим логично было бы дать законодательную дефиницию и определить объем понятия "исполнительные действия". Однако, за редкими исключениями, в правоприменительной и судебной практике трактовка термина "исполнительные действия" споров и разногласий не вызывала, в связи с чем этот вопрос практически не поднимался в научной литературе и не получил отдельных разъяснений в судебной практике.
В целях полноты освещения вопроса и возможного интереса читателей к данному теоретическому аспекту ниже приводится текст подготовленного на кафедре гражданского процесса УрГЮА в 2003 г. заключения по вопросу о правовой сущности термина "исполнительные действия":
"В теории гражданского (арбитражного) процесса и исполнительного производства нет четкой и исчерпывающей дефиниции термина "исполнительное действие". Не раскрывает содержание этого понятия и ни один из действующих нормативных актов. Это в определенной степени свидетельствует о том, что выражение "исполнительные действия" не является четко определенной правовой категорией с исчерпывающим содержанием, а представляет собой общее (родовое) понятие, в объем которого входит большинство действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем по исполнению требований исполнительных документов.
При этом Федеральный закон "Об исполнительном производстве" нигде не обусловливает "исполнительный" характер действия судебного пристава связью этого действия с формами реализации мер принудительного исполнения, формализацией действия в процессуальном документе, технической или административной деятельностью судебного пристава-исполнителя.
Анализ положений Федерального закона "Об исполнительном производстве", где словосочетание "исполнительные действия" встречается наиболее часто, позволяет сделать вывод, что отнесение конкретных действий судебного пристава-исполнителя к категории "исполнительных" допускается, если оно (действие) соответствует четырем основным критериям.
Во-первых, в результате совершения исполнительного действия исполнительное производство переходит из одной стадии в другую.
Во-вторых, в результате совершения исполнительного действия наступают определенные негативные последствия для сторон исполнительного производства.
В-третьих, совершенные исполнительные действия могут выступать предметом самостоятельного судебного обжалования.
В-четвертых, данные действия не могут совершаться в случае приостановления исполнительного производства.
Справедливость подобной методологии можно проиллюстрировать на следующем примере. При запросе судебным приставом-исполнителем информации в органах ГИБДД о наличии у должника автотранспортных средств исполнительное производство не переходит из одной стадии в другую, какие либо негативные последствия для сторон не наступают, возможность судебного обжалования этих действий весьма сомнительна, так как отсутствует факт нарушения прав, более того, совершение данных действий допустимо в условиях приостановления исполнительного производства, поскольку эти действия не направлены ни на личность должника ни на его имущество, а значит, не будут нарушать обеспечительный, охранный режим, предписанный определением о приостановлении исполнительного производства. В связи с изложенным данные действия вряд ли можно отнести к разряду исполнительных.
Принципиально иные по характеру и последствиям правоотношения возникают при распределении и перечислении взыскателям денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества. Во-первых, перечисление денежных средств взыскателю переводит исполнительное производство из одной стадии в другую, а именно, как правило, стадия обращения взыскания на имущество должника сменяется стадией окончания исполнительного производства. Во-вторых, перечисление денежных средств взыскателю влечет негативные последствия для должника в виде окончательного отчуждения принадлежащего ему имущества (денежных средств), а также влечет возможные негативные последствия как для взыскателя, так и для должника в случае неправильного распределения судебным приставом-исполнителем взысканных и перечисляемых денежных средств. В-третьих, данные действия могут выступать предметом самостоятельного судебного обжалования, так как сопряжены с возможным нарушением прав сторон исполнительного производства. В-четвертых, распределение и перечисление денежных средств не может иметь место в случаях приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства - это самостоятельный процессуальный институт, являющийся определенной процессуальной гарантией прав сторон исполнительного производства. Оно носит обеспечительный и охранный характер и призвано "заморозить" исполнительное производство в том виде, в каком оно есть, т.е. не допустить воздействия судебного пристава-исполнителя на личность или имущество должника, до оценки и проверки судом определенных юридических обстоятельств, которые могут повлиять на развитие исполнительного производства и даже прервать его дальнейшее развитие в целом, или в отношении отдельных объектов (имущества, денежных средств), как, например, при удовлетворении иска об исключении имущества из описи, удовлетворении жалобы на постановление об административном правонарушении. Для достижения охранно-обеспечительной цели приостановления исполнительного производства Закон четко и однозначно устанавливает, что по приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются (ст. 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Если предположить, что перечисление денежных средств взыскателю не является исполнительным действием, то соответственно можно предположить что их совершение возможно и в случае приостановления исполнительного производства. Однако такой подход полностью лишает смысла и практической эффективности (ценности) институт приостановления исполнительного производства, так как ни одна из его целей в данном случае достигнута не будет. Следовательно, подобное узкое понимание проблемы противоречит смыслу и предмету регулирования комплекса норм исполнительного производства и процессуальных отраслей права".
В новом ФЗИП (ч. 6 ст. 45) в качестве последствия приостановления исполнительного производства называется невозможность применения мер принудительного исполнения, а не совершения исполнительных действий (подробнее см. комментарий к ст. 45), в то время как (и это будет показано ниже) между двумя этими понятиями Закон зачастую устанавливает тождество.
Таким образом, в комментируемом Законе отсутствуют какие-либо правовые последствия отнесения или неотнесения действий судебного пристава-исполнителя к категории "исполнительных", и, следовательно, этот термин имеет в Законе скорее лексическое, нежели правовое значение.
2. Дальнейший анализ рассматриваемой нормы показывает, что по своей сути в комментируемой статье содержатся положения правовых норм о статусе судебного пристава-исполнителя, в том числе уже содержащиеся в иных нормативных актах (ст. 12, 14 Закона о судебных приставах), и положения о мерах принудительного исполнения (ст. 68 ФЗИП), т.е. в статье общим списком фактически закреплены (перечислены) права судебного пристава-исполнителя и отдельные процедуры исполнительного производства.
Ниже рассмотрим все перечисленные в комментируемом Законе исполнительные действия как с позиции системы, так и с позиции содержания. Для удобства соотнесения прав судебного пристава-исполнителя предлагается пользоваться приведенной выше сравнительной таблицей.
1) В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи в качестве исполнительного действия закреплено право судебного пристава-исполнителя "вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Порядок процессуальной реализации данного правомочия детально закреплен в гл. 4 "Извещения и вызовы в исполнительном производстве" комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 24-29 ФЗИП).
Аналогичное право судебного пристава-исполнителя закреплено в абз. 10 ч. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах.
В комментируемом Законе данное процессуальное действие получило развернутое регулирование по аналогии с ГПК, чего ранее не было. Четко определены форма, порядок извещения и фиксации факта извещения, последствия нарушения порядка извещения.
Новизна нормы заключается также в представлении (отождествлении) статусного права судебного пристава-исполнителя в качестве процессуальной формы его действий. В ранее действовавшем ФЗИП такого совмещения вопросов статуса и процедуры не было. Норма дублирует положения абз. 10 ч. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах.
2) В п. 2 ч. 1 комментируемой статьи в качестве исполнительного действия закреплено право судебного пристава-исполнителя "запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки".
Комментируемая статья отчасти дублирует полномочия, закрепленные в абз. 1 ч. 2 ст. 12 и в ст. 14 Закона о судебных приставах.
Детального регулирования порядок реализации данного права судебного пристава-исполнителя в Законе не получил. Основной формой его реализации является направление судебным приставом-исполнителем запросов в различные органы, учреждения, организации, а при необходимости - и в адрес граждан. Необходимость получения информации определяется характером исполнительного производства.
Порядок оформления запросов частично регулируется Инструкцией по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов*(49), где в приложении N 4 определена общая форма запроса. Названной Инструкцией установлено также, что запросы по исполнительному производству в регистрирующие органы направляются не позднее двух дней после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Специальных и четких требований по содержательной части запросов Инструкция не содержит. В ряде случаев требования к ней могут содержаться в соглашениях о взаимодействии, заключаемых ФССП России с различными государственными органами.
В то же время принципиально важно, что четких формальных требований к порядку получения судебным приставом-исполнителем той или иной информации нет и быть не может, так как здесь допускается множество вариантов его реализации.
Использованная в комментируемой статье законодательная формулировка предполагает, что запрашивать необходимые сведения судебный пристав-исполнитель может у неограниченного круга лиц вне зависимости от их процессуального статуса в исполнительном производстве.
Комментируемую норму можно рассматривать как развитие института обязательности требований судебного пристава-исполнителя, закрепленного в ст. 6 комментируемого Закона и в ст. 14 Закона о судебных приставах. Причем норма ст. 14 Закона о судебных приставах более детальна и эффективна, так как дополнительно устанавливает, что требуемая информация предоставляется безвозмездно и в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Вместе с тем комментируемая норма неизбежно ставит вопросы об объеме запрашиваемой информации, ее характере и относимости к исполнительному производству.
Статья 14 Закона о судебных приставах устанавливает, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Следовательно, первое и главное требование, которому должна соответствовать запрашиваемая информация, - это ее необходимость судебному приставу-исполнителю для осуществления его функций, т.е. для исполнения требований исполнительного документа.
Справедливость такого подхода подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П*(50), которым п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 этого же Закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
Следующее, что требует пояснения, - это вопрос о характер запрашиваемых сведений. Информация и документы могут быть имеющимися в наличии (например, информация, содержащаяся в базах данных различных регистрирующих органов) и вновь создаваемыми, в том числе и в результате выполнения большого объема работ (например, план промышленного здания, межевое дело, кадастровый план и др.). Из логики статьи следует, что в данном случае речь идет об информации, имеющейся в наличии и предоставление которой не предполагает выполнения работ (оказания услуг).
Новизна нормы состоит также в расширении территориальной юрисдикции судебного пристава-исполнителя и наделении его правом запрашивать необходимую информацию на территориях иностранных государств в порядке, установленном международным договором Российской Федерации. В условиях отсутствия у Российской Федерации соответствующих договоров о правовой помощи с большинством европейских государств - так называемого дальнего зарубежья - практическая реализация данной нормы представляется возможной только в отношениях с государствами - участниками СНГ либо с другими государствами на принципе взаимности. Более подробно о действующих международных договорах и практике международных юридических отношений см. комментарий к ст. 11 ФЗИП.
3) В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи провозглашено полномочие судебного пристава-исполнителя "проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов".
Это принципиально новый процессуальный инструмент судебного пристава-исполнителя. Правоприменение пока не сформировало реальной практики реализации данного права. Конструкция нормы точно не указывает на цель, основания, предмет и характер возможной проверки, а также на ее объем и пределы.
Теоретически можно предположить, что обозначенная проверка может иметь три цели. Во-первых, проверить факт совершения должником действий, предусмотренных требованием исполнительного документа (например, если исполнительным документом предусмотрено совершение либо воздержание от совершения каких-либо действий); во-вторых, проверить выполнение требований исполнительного документа лицом, не являющимся должником, но обязанным их выполнить (например, в случаях передачи исполнительных документов для дальнейшего исполнения конкурсному управляющему либо иным органам и должностным лицам (не связанным с должником трудовыми правоотношениями и правоотношениями по выплате периодических платежей); в-третьих, проверить необходимые документы для установления имущества должника.
В качестве оснований для проведения такой проверки можно рассматривать наличие исполнительного документа с неисполненными требованиями как в производстве судебного пристава-исполнителя, так и находящегося на исполнении у иного лица. Поводом для проведения проверки могут быть инициатива судебного пристава-исполнителя либо заявление взыскателя. Полагаем, что решение о проведении проверки должно быть в соответствии со ст. 14 ФЗИП оформлено в виде постановления.
Следует считать допустимой возможность проведения судебным приставом-исполнителем проверки даже в случае, если исполнительное производство окончено, поскольку это соответствует сформулированным целям проверки и соответствует объему прав судебного пристава-исполнителя (в части обязательности его требований), предусмотренных ст. 6 ФЗИП.
Круг субъектов, в отношении которых возможно проведение указанной проверки, в Законе не обозначен, что также затрудняет применение данной нормы, так как из ее формулировки следует, что судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку как у должника, так и у любого другого лица, если оно хоть как-то связано с исполнением требований исполнительного документа. Подобная ситуация требует скорейшего законодательного уточнения порядка применения данной нормы, ибо существующая формулировка дает неограниченные полномочия судебному приставу-исполнителю*(51).
Предмет и характер проверки вытекают из ее целей. Можно предположить, что предметом проверки могут быть документы, свидетельствующие о выполнении требований исполнительного документа, а также документы, содержащие информацию о них либо о соответствующих действиях, документы, отражающие имущественное положение должника и способствующие установлению его имущества (баланс, договоры, бухгалтерские книги и документы и т.п.), и др.