Себестоимость судоремонта
Судоремонт характеризуется большим многообразием работ, номенклатура которых исчисляется десятками тысяч производственных операций. Многообразие работ обусловливает относительно большую трудоемкость ремонта судов по сравнению с серийным производством. Ремонтные работы отличаются друг от друга, так как они выполняются на судах различных по назначению, размерам, энергетическим установкам, по степени износа отдельных элементов и узлов и т.п. Судоремонт в отличие от других видов производства промышленной продукции не имеет натуральной единицы измерения, что значительно усложняет планирование и анализ себестоимости.
Себестоимость судоремонта рассчитывают как по всему объему работ на данном предприятии, так и по каждому ремонтному объекту – судну. Себестоимость всего объема судоремонта определяют на основе сметы затрат на производство. Затраты на ремонт конкретных судов устанавливают как сумму стоимости ремонта отдельных узлов, механизмов, деталей.
По экономическому содержаниюрасходы подразделяют на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию, основную и дополнительную заработную плату, отчисления на социальное страхование, амортизацию, прочие денежные затраты.
В зависимости от способа расчетарасходы подразделяют на прямые и косвенные. Прямые расходы относят непосредственно на объект ремонта, а косвенные распределяют пропорционально заработной плате производственных рабочих.
К прямым относят расходы на основные материалы, заработную плату производственных рабочих и индивидуальные затраты по ремонтируемому судну (работа доков, слипов, эллингов, кранов, буксиров и т.п.).
К косвенным относят цеховые и общезаводские расходы. Цеховые затраты включают в себя:
– содержание цехового персонала – это основная и дополнительная заработная плата цеховых инженерно-технических работников, служащих, младшего обслуживающего персонала, учеников, вспомогательных рабочих, включая отчисления на социальное страхование;
– содержание и амортизацию зданий, сооружений и инвентаря; в эту статью входит зарплата промышленно-производственного персонала, стоимость материалов, топлива, энергии, расходуемых на отопление и освещение цеха;
– текущий ремонт зданий и сооружений;
– расходы по испытаниям, опытам и исследованиям, а также расходы по изобретательству и рационализации;
– расходы по охране труда;
– возмещение износа малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря;
– прочие цеховые расходы.
Общезаводские расходы состоят из четырех разделов:
1 административно-управленческие расходы;
2 общехозяйственные расходы;
3 сборы и отчисления (оплата местных налогов и сборов по предприятию в целом);
4 общепроизводственные непроизводительные расходы (штрафы и неустойки, потери от брака, выплаты по производственным травмам и т.п.).
Для расчета стоимости работ затраты группируют по статьям калькуляции.
На судоремонтных предприятиях применяются три вида калькуляций: сметная, плановая и отчетная.
Сметная калькуляция представляет собой технико-экономический расчет объема и стоимости работ по ремонту судна. Ее рассчитывают на основе ремонтных ведомостей, прейскурантов типовых ремонтных работ и других действующих на предприятии нормативов.
Плановая калькуляция является составной частью бизнес-плана и составляется на все виды продукции, включенные в бизнес-план. В бизнес-плане в раздел "себестоимость судоремонта" входит смета затрат на производство, себестоимость товарной продукции и мероприятия по ее снижению.
Себестоимость товарной продукции складывается из трех элементов:
(48)
где Sнп – себестоимость незавершенного производства на начало планируе-
мого периода;
Sв – себестоимость выпуска валовой продукции;
Sкп – себестоимость незавершенного производства на конец планируе-
мого периода.
Отчетная калькуляцияотражает фактические расходы предприятия по выполнению каждого заказа и каждого этапа работ.
Для контроля и согласования сметы производства со сводной калькуляцией себестоимости товарной продукции составляют контрольную ведомость в виде шахматной таблицы, где все затраты отражают по статьям и по элементам.
Себестоимость судоремонта может быть снижена путем:
– сокращения сроков ремонта судов;
– повышения производительности труда на основе комплексной механизации и автоматизации работ, совершенствования организации и системы оплаты труда на судоремонте;
– ликвидации потерь от брака и непроизводительных потерь (штрафы, пени) на базе укрепления технологической дисциплины и повышения качества работ;
– уменьшения цеховых и общезаводских расходов.