Потребительские показатели качества
Эти требования включают в себя социальные, функциональные, эстетические, эргономические, эксплуатационные показатели.
Социальные показателихарактеризуют соответствие изделий общественным потребностям, обусловливающим целесообразность их производства и сбыта. Поэтому требования социально-экономического порядка необходимо учитывать еще не стадии разработки технического задания при определении целесообразного ассортимента изделий, прежде чем приступать к их проектированию и изготовлению. Роль социальных факторов в обеспечении качества промышленной продукции возрастает по мере роста научно-технического прогресса, насыщения рынка товарами и повышения материального благосостояния. Созданные на многих предприятиях социологические службы должны систематически проводить опросы покупателей, анализировать динамику спроса, прогнозировать и формировать спрос и ассортимент на вновь проектируемую продукцию.
Неразработка этой проблемы приводит к большим убыткам вследствие затоваривания. Для продукции, предназначенной на экспорт, особое значение имеют конкурентоспособность и патентная чистота модели.
Важным социальным показателем качества одежды является степень соответствия ее размероростовочного ассортимента объему действительных потребностей.
Рисунок 2.1. Классификация показателей качества современной одежды.
Функциональные показатели определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (назначению), внешнему облику и психологическим особенностям потребителей. Все свойства изделий должны выступать в органичном единстве и преломляться через их сущность, назначение. Только в этом случае они становятся свойствами данного предмета, обслуживающего человека.
Назначение определяет требования к модели, конструкции и материалам. Многообразие условий потребления определило широкий ассортимент одежды. В связи со значительными различиями во внешнем облике и психологическом складе людей разного возраста, размерной и полнотно-возрастной групп одежду даже одного и того же назначения необходимо проектировать с учетом всех присущих этим группам особенностей.
Эстетические показателизанимают особое место при оценке качества одежды как предмета личного потребления. Отсутствие эстетических показателей превращает одежду, по существу, в бесполезную вещь, так как она перестает выполнять одну из основных своих целевых функций: удовлетворение специфически человеческих (эстетических) потребностей.
Эстетическая потребность в самом общем виде определяется как нужда человека в красоте и в творчестве по законам красоты. Эстетические требования к промышленным изделиям — это требования эстетической целесообразности формы изделия и ее органичной взаимосвязи с функциональным содержанием изделия, а также требования художественной выразительности, гармонии, стилевого единства со средой. Являясь одним из средств воплощения общественных эстетических идеалов своей эпохи, одежда проектируется с учетом ведущего художественного стиля данной эпохи и его частного проявления — моды.
Под архитектоникой понимают целостность формы, т. е. согласованность и гармонию функции, формы и цвета, соразмерность частей и целого, организацию внутренней структуры изделия. Пластическая выразительность определяется четкостью и изяществом всех конструктивных элементов, тектоника формы — конструктивной логичностью и взаимосвязью формы, конструкции и свойств материалов.
Эстетическое восприятие одежды зависит также от точности и тщательности технологической обработки и отделки всех доступных для внешнего восприятия конструктивных элементов (симметричность положения в изделии парных деталей, ровнота и аккуратность заделки отделочных строчек и соединительных; швов, качество подкладки и соответствие ее цвета цвету изделию и т. д.); оригинальности, выразительности и информативное фирменных торговых знаков, ярлыков, маркировки и упаковки т. е. от всех элементов, определяющих в совокупности товарные вид одежды массового производства.
Эргономические показателихарактеризуют степень приспособленности изделия к человеку и основаны на эргономических свойствах системы человек — изделие — среда. Эргономика (от греческого ergon — труд и noraos — закон) — это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, законы взаимодействия (структурных связей) между человеком, промышленными изделиями и окружающей средой. Поэтому ее в технике называют также наукой о «человеческом факторе».
Контакты человека и промышленных изделий рассматривают в эргономике на биологическом и психологическом уровнях. Человек вступает в контакт с одеждой в основном на биологическом уровне, поскольку одежда покрывает более 80 % поверхности тела человека и практически находится с ним в постоянном контакте и взаимодействии. В результате биологического взаимодействия с одеждой у человека возникают психологические (точнее, психофизиологические) ощущения тепла, холода, комфорта, удобства, давления, мышечного напряжения, влияющие на его психологическое состояние (утомляемость, работоспособность, настроение).
При оценке качества конструкции промышленных изделий наиболее употребительными являются понятия «удобство» и «комфорт». Однако субъективная оценка удобства или комфорта часто значительно расходится с объективной, так как человек может приспособиться к нерациональной с точки зрения эргономики конструкции и будет считать ее удобной. Особое значение при проектировании промышленных изделий, непосредственно входящих в контакт с человеком, имеют антропометрические показатели.
Гигиенические показатели качества одежды характеризуют ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивающим комфортные условия микроклимата пододежного пространства.
Чтобы выполнить свою основную защитную функцию, одежда должна обладать определенными тепловым сопротивлением, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью (или гигрофобностью), структурой пакета и конструкцией.
Одежда должна способствовать также удалению потовыделений, а верхняя одежда еще и защищать человека от атмосферной влаги.
Эксплуатационные показатели(надежность). Надежность — важнейшая эксплуатационная характеристика большинства промышленных изделий, в том числе и одежды. Показатели надежности определяют степень стабильности сохранения качества одежды в процессе эксплуатации. Надежность — это качество, развернутое во времени.
Надежность определяет безотказность, долговечность, ремонтопригодность изделия. Основное понятие в теории надежности — понятие отказа, т. е. утраты работоспособности, наступающей внезапно или постепенно.
Надежность текстильных и швейных изделий включает полный период времени носки вплоть до момента, когда они приходят в состояние моральной или физической непригодности. В идеальном случае сроки морального и физического износа должны совпадать. Однако в действительности они обычно не совпадают. Поэтому необходимо направить исследования на изыскание оптимальных показателей надежности материалов, швов и швейных изделий в целом, согласованных с их моральным (социальным) старением.