Потребительские показатели качества

Эти требования включают в себя социальные, функциональ­ные, эстетические, эргономические, эксплуатационные показа­тели.

Социальные показателихарактеризуют соответствие изделий общественным потребностям, обусловливающим целесообразность их производства и сбыта. Поэтому требования социально-эконо­мического порядка необходимо учитывать еще не стадии разра­ботки технического задания при определении целесообразного ассортимента изделий, прежде чем приступать к их проектиро­ванию и изготовлению. Роль социальных факторов в обеспечении качества промышленной продукции возрастает по мере роста научно-технического прогресса, насыщения рынка товарами и повышения материального благосостояния. Созданные на многих предприятиях социологические службы должны систематически проводить опросы покупателей, анализировать динамику спроса, прогнозировать и формировать спрос и ассортимент на вновь проектируемую продукцию.

Неразработка этой проблемы приводит к большим убыткам вследствие затоваривания. Для продукции, предназначенной на экспорт, особое значение имеют конкурентоспособность и патент­ная чистота модели.

Важным социальным показателем качества одежды является степень соответствия ее размероростовочного ассортимента объему действительных потребностей.

потребительские показатели качества - student2.ru Рисунок 2.1. Классификация показателей качества современной одежды.

Функциональные показатели определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (назначению), внешнему об­лику и психологическим особенностям потребителей. Все свойства изделий должны выступать в органичном единстве и преломляться через их сущность, назначение. Только в этом случае они стано­вятся свойствами данного предмета, обслуживающего че­ловека.

Назначение определяет требования к модели, конструкции и материалам. Многообразие условий потребления определило широкий ассортимент одежды. В связи со значительными разли­чиями во внешнем облике и психологическом складе людей разного возраста, размерной и полнотно-возрастной групп одежду даже одного и того же назначения необходимо проектировать с учетом всех присущих этим группам особенностей.

Эстетические показателизанимают особое место при оценке качества одежды как предмета личного потребления. Отсутствие эстетических показателей превращает одежду, по существу, в бес­полезную вещь, так как она перестает выполнять одну из основных своих целевых функций: удовлетворение специфически челове­ческих (эстетических) потребностей.

Эстетическая потребность в самом общем виде определяется как нужда человека в красоте и в творчестве по законам красоты. Эстетические требования к промышленным изделиям — это тре­бования эстетической целесообразности формы изделия и ее органичной взаимосвязи с функциональным содержанием изделия, а также требования художественной выразительности, гармонии, стилевого единства со средой. Являясь одним из средств воплоще­ния общественных эстетических идеалов своей эпохи, одежда проектируется с учетом ведущего художественного стиля данной эпохи и его частного проявления — моды.

Под архитектоникой понимают целостность формы, т. е. согла­сованность и гармонию функции, формы и цвета, соразмерность частей и целого, организацию внутренней структуры изделия. Пластическая выразительность определяется четкостью и изяще­ством всех конструктивных элементов, тектоника формы — кон­структивной логичностью и взаимосвязью формы, конструкции и свойств материалов.

Эстетическое восприятие одежды зависит также от точности и тщательности технологической обработки и отделки всех до­ступных для внешнего восприятия конструктивных элементов (симметричность положения в изделии парных деталей, ровнота и аккуратность заделки отделочных строчек и соединительных; швов, качество подкладки и соответствие ее цвета цвету изделию и т. д.); оригинальности, выразительности и информативное фирменных торговых знаков, ярлыков, маркировки и упаковки т. е. от всех элементов, определяющих в совокупности товарные вид одежды массового производства.

Эргономические показателихарактеризуют степень при­способленности изделия к человеку и основаны на эргономиче­ских свойствах системы человек — изделие — среда. Эргономика (от греческого ergon — труд и noraos — закон) — это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных усло­виях его деятельности, законы взаимодействия (структурных связей) между человеком, промышленными изделиями и окружа­ющей средой. Поэтому ее в технике называют также наукой о «че­ловеческом факторе».

Контакты человека и промышленных изделий рассматривают в эргономике на биологическом и психологическом уровнях. Человек вступает в контакт с одеждой в основном на биологиче­ском уровне, поскольку одежда покрывает более 80 % поверх­ности тела человека и практически находится с ним в постоянном контакте и взаимодействии. В результате биологического взаимо­действия с одеждой у человека возникают психологические (точ­нее, психофизиологические) ощущения тепла, холода, комфорта, удобства, давления, мышечного напряжения, влияющие на его психологическое состояние (утомляемость, работоспособность, на­строение).

При оценке качества конструкции промышленных изделий наиболее употребительными являются понятия «удобство» и «комфорт». Однако субъективная оценка удобства или комфорта часто значительно расходится с объективной, так как человек может приспособиться к нерациональной с точки зрения эргоно­мики конструкции и будет считать ее удобной. Особое значение при проектировании промышленных изделий, непосредственно входящих в контакт с человеком, имеют антропо­метрические показатели.

Гигиенические показатели качества одежды характеризуют ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивающим комфортные условия микроклимата пододежного пространства.

Чтобы выполнить свою основную защитную функцию, одежда должна обладать определенными тепловым сопротивлением, воз­духопроницаемостью, гигроскопичностью (или гигрофобностью), структурой пакета и конструкцией.

Одежда должна способствовать также удалению потовыделе­ний, а верхняя одежда еще и защищать человека от атмосферной влаги.

Эксплуатационные показатели(надежность). Надежность — важнейшая эксплуатационная характеристика большинства про­мышленных изделий, в том числе и одежды. Показатели надеж­ности определяют степень стабильности сохранения качества одежды в процессе эксплуатации. Надежность — это качество, развернутое во времени.

Надежность определяет безотказность, долговечность, ремон­топригодность изделия. Основное понятие в теории надежности — понятие отказа, т. е. утраты работоспособности, наступающей внезапно или постепенно.

Надежность текстильных и швейных изделий включает полный период времени носки вплоть до момента, когда они приходят в состояние моральной или физической непригодности. В идеаль­ном случае сроки морального и физического износа должны совпадать. Однако в действительности они обычно не совпадают. Поэтому необходимо направить исследования на изыскание опти­мальных показателей надежности материалов, швов и швейных изделий в целом, согласованных с их моральным (социальным) старением.

Наши рекомендации