Отказ в возбуждении уголовного дела как комплексное правовое образование и институт уголовно-процессуального права
В науке уголовного процесса стала общепризнанной точка зрения о том, что уголовному расследованию предшествует самостоятельная стадия судопроизводства. Назначение этой стадии состоит в том, что она должна послужить либо основой для последующего развития возникших уголовно-процессуальных отношений, либо прекратить их, за неимением оснований, способствующих возбуждению уголовного дела.
Некоторые авторы полагают, что из УПК РФ следует исключить положение о предоставлении 3-х (10-ти, 30-ти) дневного срока для проверки заявлений и сообщений о преступлении. Это означает, что мы вернемся к тому, что следствие будет начинаться сразу же после принятия заявления/сообщения о преступлении, без проверки содержащейся в нем информации. Все это по существу упразднит подготовительный этап и начальной стадией уголовного судопроизводства станет сразу предварительное следствие, а значит исключит возможность принятия альтернативного решения (отказа в возбуждении уголовного дела). А если начинается предварительное следствие, значит должно быть и наличие уже возбужденного уголовного дела. На самом деле, это бы решило все проблемы, связанные с отказом в возбуждении уголовного дела, так как этого института бы не было в принципе, однако это привело бы к огромным издержкам, затратам времени, лишним расходам сил и средств, да и просто большинство следователей/дознавателей попали бы в психиатрическое отделение городской больницы. От этого пострадает правосудие, будет открыт путь к произволу, широкому применению необоснованных мер процессуального принуждения вне связи с наличием уголовно-процессуального отношения, соответственно будут стеснены или того хуже, нарушены права граждан.
На практике далеко не всегда в первичных материалах, сигнализирующих о совершении преступления, имеются данные о признаках преступления или об обстоятельствах, препятствующих возбуждению уголовного дела. Поэтому для восполнения пробелов в таких материалах вынесению соответствующего решения нередко предшествует уголовно-процессуальная деятельность органа дознания, следователя, прокурора и судьи.
Таким образом, практика, жизненные обстоятельства, необходимость иметь гарантии обеспечения прав и законных интересов граждан требуют сохранения первоначальной стадии уголовного процесса и детальной ее регламентации, в том числе по методам проверки заявлений и сообщений и срокам их разрешения. Наличие сроков позволяет во многих случаях предотвратить волокиту, дисциплинирует деятельность правоохранительных органов, способствует ее оперативности, а следовательно укреплению законности и усилению правопорядка.
Несмотря на то, что для нас стало привычным название первоначальной стадии уголовного процесса – возбуждение уголовного дела, однако согласно общетеоретическим положениям она включает в себя не один, а несколько институтов, которые образуют уголовно-процессуальное производство, имея конечную цель разрешить заявление и сообщение о преступлении.
Таким образом, начальным моментом возникновения и образования уголовного процесса является поступление в правоохранительные органы предусмотренного законом повода, который не всегда приводит к возбуждению дела (это только частный его признак). Статистика свидетельствует, что в возбуждении уголовных дел отказывается более чем в 30% случаев от всех принимаемых итоговых решений в начальной стадии процесса. Всеобщность значения повода состоит в том, что он является поводом для начала уголовно-процессуальной деятельности и возникновения уголовно-процессуальных отношений, которые затем в окончательной фазе стадии получают свое дальнейшее развитие либо прекращаются. [3]Соответственно этому статью 140 УПК было бы правильным озаглавить не "Поводы и основания к возбуждению уголовного дела", а "Поводы образования уголовного процесса".
Отказ в возбуждении дела связывают больше с формой, в которой осуществляется принятие решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении. Однако, смысл этого акта не раскрывает всего содержания понятия отказа в возбуждении уголовного дела. Анализ действующего законодательства, регулирующего разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, дает возможность выделить совокупность норм, позволяющих обосновать наличие института отказа, в возбуждении уголовного дела, обладающего необходимыми признаками.
Более того, в правовой регламентации институт отказа представлен обширнее института возбуждения уголовного дела и, как свидетельствуют статистические данные, число решений об отказе в возбуждении дел возрастает по мере увеличения количества сообщений о преступлениях.
Отказ в возбуждении уголовного дела, как и любой правовой институт, имеет свою структуру. Структуру института отказа в возбуждении дела можно определить как строение, способы связей правовых норм, регламентирующих вопросы отказа в возбуждении уголовного дела, упорядочивающие правовое образование как единое целое, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.
Выяснение связей и взаимодействий между нормами, образующими данный институт, позволит выявить резервы повышения его эффективности. При рассмотрении предметного состава и порядка отношений (связей, взаимодействий) норм, составляющих институт отказа в возбуждении уголовного дела, целесообразно использовать подход В.И.Никандрова и исходить из их соотношения, характеризуемого категориями общего и особенного.
Выступая в роли одного из средств реализации требований УПК, институт отказа в возбуждении деле имеет свои непосредственные задачи:
· не допустить необоснованного возбуждения уголовного дела и тем самым предупредить издержки, неоправданные подозрения граждан и привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц;
· обеспечить возмещение материального ущерба, причиненного преступными действиями;
· выявить причины правонарушений, условия, способствовавшие их совершению и предупредить аналогичные деяния в будущем;
· принятием правильного и строго соответствующего закону решения об отказе в возбуждении уголовного дела формировать у граждан уверенность в справедливости и действенности закона.
Отказ в возбуждении уголовного дела является неотъемлемой частью стадии образования уголовного процесса. Он имеет тесную органическую связь с действующими в этой стадии другими процессуальными институтами: возбуждения уголовного дела; освобождения от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия; протокольной формы досудебной подготовки материалов.
К институту отказа в возбуждении уголовного дела относится рассмотрение вопросов, которые решают и другие правовые образования стадии: а) какие из ставших известными фактов и на основании каких конкретных первичных данных могут быть признаны обоснованными, реально существующими в действительности или не имевшими места?; б) какие дополнительные данные и каким образом могут быть получены, если имеющиеся в первичном материале сведения недостаточны для окончательного решения первого вопроса?; в) признаки какого преступления усматриваются в этих фактах?;
г) компетентно ли должностное лицо, рассматривающее материал, принять решение о возбуждении в данном случае уголовного дела или об отказе в таковом? Сюда же входит анализ и оценка собранных данных в их совокупности с точки зрения достаточности для конкретного решения.
Наряду с этим в уголовно-процессуальном законе содержатся нормы, отражающие самостоятельный характер института отказа в возбуждении уголовного дела и определяющие круг вопросов, охватываемых только данным институтом: а) основания к отказу в возбуждении дела; б) процессуальный порядок отказа в возбуждении дела; в) надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела.
Глубокие изменения социальной действительности, в сфере экономики, ускорение темпов развития общественных отношений активизируют законотворческую деятельность, в силу чего, институт отказа в возбуждении уголовного дела является постоянно развивающимся правовым образованием. Появляются новые виды обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, расширяется сфера применения.
Следует отметить, что существенным пробелом является то, что уголовно-процессуальный закон не охватывает всех оснований к отказу в возбуждении уголовного дела, признанных и другими законодательными и нормативными актами. В результате такого разброса затруднено их восприятие и усвоение. На практике имеется немало работников, которые находятся в неведении относительно негативных процессуальных предпосылок, не содержащихся в УПК. Незнание предписаний об особенностях возбуждения уголовных дел относительно прокуроров и других специальных субъектов приводит к нарушению законности и серьезным отрицательным последствиям.
Таким образом, институт отказа в возбуждении уголовного дела является комплексным правовым образованием, состоящим из совокупности норм уголовно-процессуального, уголовного и других отраслей права, устанавливающих негативные процессуальные предпосылки, а также процессуальный порядок принятия уполномоченными законом органами и должностными лицами в начальной стадии уголовного судопроизводства одного из итоговых решений об отказе в возбуждении уголовного дела.