Анализ показателей рентабельности организации
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
.
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):
.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
.
Общая рентабельность | R2= прибыль (убыток) до налогообложения)/ выручка от реализации * 100% | Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции |
Экономическая рентабельность | R3= прибыль (убыток) до налогообложения)/ Валюта баланса * 100% | Показывает эффективность использования всего имущества организации |
Рентабельность собственного капитала | R4= прибыль (убыток) до налогообложения)/ стоимость капитала и резервов предприятия * 100% | Показывает эффектив-ность использования собственного капитала |
Фондорента-бельность | R5= прибыль (убыток) до налогообложения)/ стоимость внеоборотных активов* 100% | Показывает эффектив-ность использования фондов организации |
Рентабельность основной деятельности | R6= прибыль (убыток) от продаж / (себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + коммерческие расходы + управленческие расходы)* 100% | Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат |
Рентабельность перманентного капитала | R7= прибыль (убыток) до налогообложения) / (стоимость капитала и резервов предприятия + долгосрочные обязательства) * 100% | Показывает эффекти-вность использования капитала, вложенного в деятельность предприя- на длительный срок |
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменение структуры реализованной продукции, ее себестоимость и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
.
Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованный продукции (VPП), ее структуры ( ),себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
.