Анализ показателей рентабельности

Анализ финансовых результатов деятельности (задача)

На основании данных, представленных в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за период с 1 января по 31 декабря 2011 г., проанализируем состав, динамику и структуру финансовых результатов за 2011 г. (Таблица 2)

Таблица 1- Основные экономические показатели деятельности за 2010 – 2011 гг.

Показатели Единица измерения Факт за 2010 г. Факт за 2011 г. Отклонение
(+,-) %
1. Среднесписочная численность чел.  
2. Объем выручки   тыс. руб. 234 170 278 815 44 645  
3. Себестоимость продаж   тыс. руб. 145 431 172 298 26 867  
5. Коммерческие расходы   тыс. руб. 7 795 7 970  
6. Управленческие расходы   тыс. руб. 70 518 73 667 3 149  
7. Прибыль от продаж   тыс. руб. 10 426 24 880 14 454  
8. Прибыль до налогообложения тыс. руб. 6 984 22 208 15 224  
9. Чистая прибыль   тыс. руб. 5 502 19 616 14 114  
             

Таблица 2-Анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов за 2010 – 2011 гг.

№ п/п Показатель Состав финансовых результатов, тыс. руб. Темп роста, % Структура выручки, %
2010 г. 2011 г. Откл. (+,-) 2010 г. 2011 г. Откл. (+,-)
А Б
Выручка 234 170 278 815 44 645 119,07    
Себестоимость продаж 145 431 172 298 26 867 118,48 62,10    
Коммерческие расходы 7 795 7 970 102,25 3,33    
Управленческие расходы 70 518 73 667 3 149 104,47 30,11    
Прибыль от продаж 10 426 24 880 14 454 238,64 4,46    
Проценты к получению -139 -55,02 Х Х Х
Прочие доходы 1 708 1 209 342,29 Х Х Х
Прочие расходы 4 250 4 550 107,06 Х Х Х
Прибыль до на- логообложения 6 984 22 208 15 224 317,98 Х Х Х
Налог на прибыль 1 628 2 887 1 259 177,33 Х Х Х
Чистая прибыль 5 502 19 616 14 114 356,53 Х Х Х

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что темп роста выручки за 2011 г. выше темпа роста себестоимости продаж за аналогичный период на 0,59 %. Также из таблицы 2 видно, что в структуре выручки за 2011 год произошли незначительные сдвиги за счет увеличения удельного веса прибыли от продаж на 4,46 % и уменьшения удельного веса расходов организации, в первую очередь, за счет сокращения доли управленческих расходов в общей массе на 3,69 %.

Анализ показателей рентабельности - student2.ru

Рис. 3 Динамика финансовых результатов деятельности за 2010 – 2011 гг. (тыс. руб.)

На основании данных, представленных в таблице 2, проведем факторный анализ прибыли от продаж за 2011 год способом цепных подстановок. Расчет прибыли от продаж произведем по формуле.

Рассчитаем прибыль от продаж за 2010 год:

П0 =

Рассчитаем прибыль от продаж за 2011 год:

П1 =

П = п1 – п0 =

Затем рассчитаем влияние факторов:

1) определим влияние объема выручки на прибыль от продаж:

ПВ =

П = пВ – п0 =

2) определим влияние себестоимости продаж на прибыль от продаж:

ПС =

П = пС – пВ =

3) определим влияние коммерческих расходов на прибыль от продаж:

ПКР =

П = пКР – пС =

4) определим влияние управленческих расходов на прибыль от продаж:

П = п1 – пКР =

Данные, полученные в ходе проведения факторного анализа, свидетельствуют о росте в 2011 году прибыли от продаж на _______ тыс. руб. за счет увеличения объема выручки на ______тыс. руб. Отрицательное влияние на показатель прибыли от продаж в 2011 году оказало увеличение себестоимости продаж с ______тыс. руб. до _____тыс. руб. (на _______тыс. руб.) и управленческих расходов (на _______ тыс. руб.).

Анализ показателей рентабельности

Для проведения анализа экономической рентабельности воспользуемся данными формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на 31 декабря 2011 г. (Приложение 3) и формы №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Расчет показателя рентабельности активов произведем по общей формуле, опираясь на метод расширения факторных систем (1).

кр = Рб х N х Е = Е x N x Рб ,   (1)
К х N х Е К Е N  

где N – выручка от продаж за отчетный период; Е – средняя за период стоимость оборотных активов;Pб – прибыль до налогообложения за отчетный период; К – средняя за период стоимость совокупных активов организации.

Эта факторная модель отразит зависимость показателя рентабельности активов от доли оборотных активов в общей сумме активов Общества, показателя оборачиваемости, а также от размера прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, косвенно характеризующей эффективность основной деятельности.

Анализ оформим аналитической таблицей.

Таблица 3-Анализ экономической рентабельности за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В
Прибыль до налогообложения тыс. руб. 6 984 22 208  
Среднегодовая стоимость активов тыс. руб. 48 091 60 782  
Рентабельность активов (п. 1 : п. 2) %      
Среднегодовая стоимость оборотных активов тыс. руб. 34 757 46 078  
  Отношение оборотных активов к общей сумме активов (п. 4 : п. 2)   х      
Выручка   тыс. руб. 234 170 278 815  
  Оборачиваемость оборотных активов (п. 6 : п. 4)   об.      
Продолжительность оборота (360 дн. : п. 7) дн.      
  Прибыль до н/о, приходя- щаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1 : п. 6)   %      
  Влияние факторов на изменение рентабельности активов, в том числе:   %   х   х    
  отношения оборотных активов к общей сумме активов   %   х   х    
  оборачиваемости оборотных активов % х х  
  прибыли до н/о, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж   %   х   х    

Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2010 год:

кр0 = п.5х п.7х п.9=

Рассчитаем показатель рентабельности активов за 2011 год:

кр1 =

∆кр = кр1 – кр0 =

Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:

1) определим влияние изменения соотношения оборотных и совокупных активов на экономическую рентабельность:

кр =

2) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на экономическую рентабельность:

кр =

3) определим влияние изменения прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на экономическую рентабельность:

кр =

Анализируя данные, представленные в таблице 3, можно сделать вывод о том, что в 2011 году рентабельность активов возросла на ______%, причем наибольшее влияние на рост показателя рентабельности (на ____) оказало изменение прибыли до налогообложения, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж. Отрицательное влияние на экономическую рентабельность оказал фактор оборачиваемости оборотных активов (на _______%). Оборачиваемость оборотных активов в течение 2011 года сократилась на ______ оборота, что повлекло за собой рост продолжительности оборота к концу года на ____ дней. Эта неблагоприятная тенденция для финансового состояния Общества, так как средства, извлекаемые из активов, увеличивают продолжительность своего оборота.

Для проведения анализа финансовой рентабельности воспользуемся данными формы № 1 и формы № 2.

Расчет показателя рентабельности собственного капитала произведем, опираясь на метод расширения факторных систем (2).

кр = Рч х N х Е х Сз = N x Е x Сз x Рч , (2)
Сс х N х Е х Сз Е Сз Сс N

где Сз – средняя за период величина заемного капитала организации.

Данная модель охарактеризует зависимость показателя рентабельности собственного капитала от оборачиваемости оборотных активов Общества, соотношения оборотных активов к величине заемного капитала, финансового рычага, а также от размера чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж.

Таблица 4 - Анализ финансовой рентабельности за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В
Чистая прибыль тыс. руб. 5 502 19 616  
Среднегодовая величина собственного капитала тыс. руб. 11 669 17 453  
Рентабельность собствен- ного капитала (п. 1 : п. 2) %      
Среднегодовая стоимость оборотных активов тыс. руб. 34 757 46 078  
Выручка от продаж тыс. руб. 234 170 278 815  
Среднегодовая величина заемного капитала тыс. руб. 36 422 43 329  
Оборачиваемость оборот- ных активов (п. 5 : п. 4) об.      
  Соотношение оборотных активов к величине заем- ного капитала (п. 4 : п. 6)   х      
Финансовый рычаг (п. 6 : п. 2) х      
  Чистая прибыль, приходя- щаяся на 1 руб. выручки от продаж (п. 1 : п. 5)   %      
  Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала   %   х   х  
  в том числе:        
  оборачиваемости оборотных активов % х х  
  отношения оборотных активов к величине заемного капитала % х х  
  финансового рычага % х х  
  чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки от продаж   %   х   х  

Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2010 г.:

кр0 = п.7х п.8х п.9х п.10=

Рассчитаем показатель рентабельности собственного капитала за 2011 г.:

кр1 =

∆кр = кр1 – кр0 =

Затем рассчитаем влияние факторов способом абсолютных разниц:

1) определим влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на финансовую рентабельность:

кр =

2) определим влияние изменения отношения оборотных активов к величине заемного капитала на финансовую рентабельность:

кр =

3) определим влияние изменения финансового рычага на финансовую рентабельность:

кр =

4) определим влияние изменения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж, на финансовую рентабельность:

кр =

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о росте в 2011 году уровня рентабельности собственного капитала на ______% за счет увеличения показателя чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль выручки от продаж (на _____%), и увеличения отношения оборотных активов к величине заемного капитала (на _____%). Отрицательное влияние на показатель рентабельности собственного капитала в 2011 году оказало снижение показателя оборачиваемости оборотных активов (на _____%), а также снижение значения финансового рычага с ______до ______(на _____%).

Для проведения анализа рентабельности расходов и рентабельности продаж воспользуемся данными формы № 2 и Пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Расчет рентабельности расходов произведем по формуле 3, а рентабельности продаж по формуле 4:

кр = Р / (М + U + А + S), (3)

где М – сумма материальных затрат; U – сумма затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников; A – сумма амортизационных отчислений; S – сумма прочих затрат по основной деятельности.

кр = Р/N = (N – S)/N = 1 – S/N = 1 – M/N – U/N – A/N – Sп/N, (4)

где М/N – материалоемкость продаж; U/N – зарплатоемкость продаж; A/N – амортизационная емкость продаж; Sп/N – расходоемкость продаж по прочим расходам.

Анализ оформим аналитическими таблицами.

Таблица 5-Анализ рентабельности расходов за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В
Прибыль от продаж тыс. руб. 10 426 24 880  
Расходы по обычным видам деятельности тыс. руб. 223 745 253 936  
  в том числе:        
  Материальные затраты тыс. руб. 130 787 134 542  
  Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды   тыс. руб.   84 071   108 929  
  Амортизация тыс. руб. 4 878 5 747  
  Прочие затраты тыс. руб. 4 009 4 718  
Рентабельность расходов (п.1 :п.2) %      
  Влияние факторов на изменение рентабельности расходов   %   х   х  
  в том числе:        
  прибыли от продаж % х х  
  материальных затрат % х х  
  затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды   %   х   х  
  амортизации % х х  
  прочих затрат % х х  

Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2010 год:

кр0 = 10 426 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 4,66%

Рассчитаем показатель рентабельности расходов за 2011 год:

кр1 =

р = кр1 – кр0 =

Затем рассчитаем влияние факторов способом цепных подстановок:

1) определим влияние изменения прибыли от продаж на рентабельность расходов:

кр = 24 880 / (130 787 + 84 071 + 4 878 + 4 009) х 100 = 11,12%

р = 11,12 – 4,66 = 6,46%

2) определим влияние изменения материальных затрат на рентабельность:

кр =

р =

3) определим влияние изменения затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды на рентабельность:

кр =

р =

4) определим влияние изменения амортизационных отчислений на рентабельность расходов:

кр =

р =

5) определим влияние изменения прочих затрат на рентабельность:

кр =

р

Таблица 6-Анализ рентабельности продаж за 2011 год

№ п/п Показатель Единица измерения 2010 год 2011 год Отклонение (+,-)
А Б В
Прибыль от продаж тыс. руб. 10 426 24 880  
Выручка от продаж тыс. руб. 234 170 278 815  
Рентабельность продаж (п. 1 : п. 2) х      
Расходы по обычным видам деятельности тыс. руб. 223 745 253 936  
  в том числе:        
  Материальные затраты тыс. руб. 130 787 134 542  
  Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды   тыс. руб.   84 071   108 929  
  Амортизация тыс. руб. 4 878 5 747  
  Прочие затраты тыс. руб. 4 009 4 718  
Материалоемкость продаж (п. 4.МЗ : п. 2) х      
Зарплатоемкость продаж (п. 4.ЗП : п. 2) х      
Амортизационная емкость продаж (п. 4.А : п. 2) х      
Расходоемкость продаж по прочим расходам (п. 4.ПЗ : п. 2)   х      
Влияние факторов на изменение рентабельности продаж   х   х   х  
  в том числе:        
  материалоемкости продаж х х х  
  зарплатоемкости продаж х х х  
  амортизационной емкости продаж х х х  
  расходоемкости продаж по прочим расходам х х х  

Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2010 год:

кр0 = 1 – 0,5586 – 0,3591 – 0,0209 – 0,0172 = 0,0442

Рассчитаем показатель рентабельности продаж за 2011 год:

кр1 = 1 –

р = кр1 – кр0 =

Затем рассчитаем влияние факторов:

1) влияние изменения материалоемкости продаж на рентабельность продаж:

р = -(0,4826 – 0,5586) = 0,076

2) влияние изменения зарплатоемкости продаж на рентабельность продаж:

р = -( ) =

3) влияние изменения амортизационной емкости продаж на рентабельность продаж:

р = -( ) =

4) влияние изменения расходоемкости продаж по прочим расходам на рентабельность продаж:

р = -( ) =

Рентабельность расходов выросла в 2011 году по сравнению с предыдущим на _____% и составила ___%, т.е. предприятие получило ___копеек прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, соответственно выросла на ____% и составила в отчетном году _____%, т.е. предприятие получило ____копеек прибыли с одного рубля продаж.

В ходе проведения факторного анализа было установлено, что рост рентабельности расходов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом произошел за счет увеличения прибыли от продаж с ____тыс. руб. до ______тыс. руб. (на _____%). Наибольшее отрицательное влияние на рентабельность расходов в 2011 году оказал рост затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды (на ____%).

В ходе проведения факторного анализа рентабельности продаж было установлено, что снижение показателя материалоемкости продаж на 7,6% положительно сказалось на рентабельности продаж в 2011 году. Рост показателя зарплатоемкости продаж с ____% до ______% снизил рентабельность продаж за 2011 год по сравнению с 2010 годом на ____%.

Наши рекомендации