Задание 12. Экономическая оценка яловости коров

Определить экономический ущерб от яловости коров.

Цель. Освоить методику определения экономического ущерба от яловости коров.

Исходные данные. В хозяйстве на 1 января числилось 500 коров и 75 телок годовалого возраста.

В отчетном году не дали приплода 10 коров.

Перегуляло: 10 коров – по 23 дня;

5 коров – по 30 дней;

3 коровы – по 40 дней.

Осеменено: 50 телок – в 18 месячном возрасте;

10 телок – в 19,5 месячном (то есть на 45 дней позднее);

10 телок – в 20 месячном (на 60 дней позднее);

5 телок – в 21 месячном возрасте (на 90 дней позднее).

Из осемененных 50 голов телок через месяц повторно пришло в охоту 5 голов, а из 10 телок, осемененных через 20 дней 3 телки. Они были осеменены.

На предприятии средний удой на корову составляет 3500 кг, а первотелок 2488 кг. В среднем на каждую матку получают около 2,8–3 ц мяса. Удой яловых коров на 25-30% ниже удоя коров, давших приплод. Средняя реализационная цена центнера молока – 1200 руб., а живой массы крупного рогатого скота – 3760 руб.

Методические указания

1. В настоящие время яловость коров определяется как отношение числа маток, не давших приплода в отчетном году, к числу всех маток в хозяйстве. Однако в некоторых хозяйствах в результате нарушения зооветеринарных мероприятий могут быть коровы и телки, которые перегуливают. Это необходимо учитывать при определении яловости коров. При полноценном кормлении и осуществлении всего комплекса зооветеринарных мероприятий каждая корова должна быть осеменена не позднее 90 дней после отела, а каждая телка в 16-18 месячном возрасте с расчетом получения первого отела в 25-27 месячном возрасте. Тщательный учет времени перегулов коров и телок обеспечивает правильность определения яловости маток.

2. Расчет перегулов и телок осуществляется перемножением количества перегулов в днях на соответствующее поголовье коров или телок.

3. Количества условно яловых маток определяется по формуле:

Задание 12. Экономическая оценка яловости коров - student2.ru ,

где Уя – количество условно яловых маток, голов;

Як – количество яловых коров голов;

Пк – перегул коров, дней;

Пт – перегул телок, дней;

4. Процент яловости определяется на основании удельного веса условно яловых маток в общей численности коров и телок в отчетном году.

5. Экономический ущерб от яловости маток определяется

а) на основании потерь молока в натуральном и стоимостном выражении в целом, а также в том числе от яловости коров, перегулов коров, перегулов телок;

б) на основании потерь живой массы в натуральном, а затем и стоимостном выражении от условно яловых маток.

в) на основании потерь молока и живой массы в стоимостном выражении на каждую условно яловую голову.

Для экономической оценки крупного рогатого скота используют показатели:

1. Удой молока базисной жирности на 1 корову, ц.;

2. Среднесуточный прирост живой массы 1 головы, г;

3. Затраты труда на 1 ц молока и 1 ц прироста, чел/час;

4. Затраты корма (оплата корма) на 1 ц молока и 1 ц прироста, ц. корм. ед.;

5. Себестоимость 1 ц молока базисной жирности и 1 ц прироста, руб.;

6. Чистый доход на 1 голову, руб.;

7. Стоимость валовой продукции на 1 структурную корову, руб.;

8. Затраты валовой продукции на 1 структурную корову, руб.;

9. Прибыль валовой продукции на 1 структурную корову, руб.;

10. Уровень рентабельности, %.

Глоссарий

Агропромышленный комплекс– это совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции.

Валовая продукция - это общий объем произведенной продукции на предприятии, в отрасли и т.д. за определенный период времени.

Диверсификация продукции – это увеличение числа модификаций одного и того же вида продукции.

Дополнительные отрасли - это товарные отрасли, спо­собствующие развитию основных отраслей.

Издержки производства – это затраты живого и овеществленного труда при производстве сельскохозяйственной продукции.

Инвестиции – это долгосрочные вложения денежных средств (капитала) в отрасли экономики с целью получения доходов (прибыли).

Интеграция – это совместная деятельность, объединение усилий хозяйствующих субъектов, их приспособление друг к другу, углубление взаимодействия, развитие связей между ними и т.д.

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающих нормальные условия воспроизводства во всей экономике страны; не производя собственной продукции, эти отрасли в немалой степени определяют конечные результаты производства.

Инфраструктура рынка– это совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка.

Конечный продукт – это стоимость валовой продукции (произведенных товаров и услуг) за вычетом производственного потребления.

Конкурентоспособная продукция – это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами, имеющимися на рынке, и пользующаяся в результате этого повышенным спросом.

Концентрация производства – это сосредоточение имеющихся ресурсов и объемов выпуска продукции на крупных предприятиях.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции в целях получения наивысшей прибыли.

Лаг освоения – это время, необходимое для достижения предусмотренного проектом уровня отдачи от введенных в действие основных фондов.

Механизм ценообразования – это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов.

Народнохозяйственная инфраструктура– этосовокупность отраслей и служб, обеспечивающих эффективное функционирование народного хозяйства в целом.

Окружающая среда – совокупность как естественных природных компонентов (воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира), так и искусственно созданных материальных объектов (зданий, сооружений, населенных пунктов и т.д.).

Основные отрасли- это отрасли, играющие наиболее важную роль в экономике хозяйства и имеющие наибольший удельный вес в их товарной продукции.

Отрасль – это часть сельскохозяйственного производства, отличающаяся составом продукции, средствами и предметами труда, технологией производства и конечным продуктом.

Охрана окружающей среды – это совокупность мероприятий, направленных на охрану и восстановление природной среды, ее защиту от загрязнения и разрушения.

Подсобные отрасли -это нетоварные отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование основных и допол­нительных отраслей.

Политика цен – это общие принципы, которых предприятие придерживается при установлении цен на свои товары и услуги.

Природная среда – это совокупность природных условий и природных ресурсов.

Природные ресурсы – это элементы природы, которые используются или могут быть использованы в производственной и непроизводственной сферах для удовлетворения потребностей людей.

Природные условия – это элементы и силы природы, необходимые для жизнедеятельности человека, но непосредственно не участвующие в его производственной и непроизводственной деятельности.

Продовольственная безопасность- это способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность.

Производственная инфраструктура– этосовокупность отраслей, занимающихся производственным обслуживанием отраслей, обеспечивая нормальное функционирование средств производства и сохраняя их работоспособность на протяжении длительного времени.

Производственное направление – процесс, характеризующий развитие и сочетание главных отраслей.

Размещение производства – это его распределение по территории в соответствии с природными, социально-демографическими, политическими условиями, формирующееся на основе определенных принципов и под влиянием ряда факторов.

Реализованная продукция– это продукция, фактически отпущенная за пределы отрасли (предприятия) и оплаченная потребителем или торгующей организацией.

Реальные инвестиции – это вложение денежных средств в капитальное строительство, расширение и развитие производства.

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.

Себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей, обеспечивающих нормальную трудовую деятельность работников и способствующих воспроизводству рабочей силы.

Специализация – это форма общественного разделения труда, выражающаяся в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии производства готового продукта.

Стандарты воздействия на окружающую среду – нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ атмосферу и их сбросов в водоемы.

Стратегия цен – это набор методов, с помощью которых реализуется политика цен.

Строительный лаг – это время, необходимое для сооружения объекта и монтажа оборудования.

Товарная продукция - это часть валовой продукции, предназначенная для реализации.

Физическая доступность продовольствияозначает безотказное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих спросу и нормам, установленным для потребителей.

Финансовые инвестиции – это приобретение акций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банк под проценты.

Фонд возмещения – это часть стоимости валовой продукции , используемую для возобновления потребленных в процессе производства предметов и средств труда.

Фонд накопления – это часть чистого дохода, предназначенная для расширения производства.

Фонд потребления – часть валового дохода, то есть вновь созданной стоимости, идущей на оплату труда и удовлетворение личных и общественных потребностей коллектива.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Экологическая экспертиза – это проверка соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям.

Экономика сельского хозяйства – это наука, которая изучает действия объективных экономических законов и формы их проявления в сельскохозяйственном производстве.

Экономическая доступность продовольствияхарактеризуется возможностью приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере на продовольственном рынке при сложившемся уровне цен и доходов, а так жеза счет их поступления, минуя рыночные каналы, из фермерскихи личных подсобных хозяйств, с садово-огородных участков.

Экономические отношения – это форма связей, посредствам которых реализуются экономические интересы предприятий в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами.

Экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.

Экономическое воздействие – это денежная оценка изменений, происходящих в окружающей среде под влиянием производственной деятельности.

Литература

1. Зеленовский А.А. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум. - Издательство Гревцова, 2009.

2. Лещиловский П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник – 2-е изд., переработ. и доп. – БГУ, 2007.

3. Минаков И.А. Экономика отраслей АПК: Учебник – КолосС, 2004.

4. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: Проспект Науки, 2009.

5. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций – М., ИКФ. Экмос, 2002.

6. Смирнов Т.В. Экономика перерабатывающих отраслей АПК: Практикум – Проспект Науки, 2009.

7. Трухачев В.И. Практикум по экономике предприятия АПК. - Финансы и статистика, 2008.

Ищук Оксана Вячеславна

Экономика отраслей.

Подписано в печать . . 2013 г. Формат 60х84/16. Бумага офсетная № 1.

Печать офсетная. Печ. л. 7,2. Уч.-изд. л. 9,6. Тираж экз.

Заказ №

ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА».

214000, Смоленск, ул. Б.Советская, 10/2

Отпечатано в типографии издательства ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА».

214000, Смоленск, ул. Б.Советская, 10/2.

Наши рекомендации