Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения благ и ее экономическая сущность
Кривые безразличия (для нормальных товаров) имеют отрицательный наклон. Большее количество блага В соответствует меньшему количеству блага А, в результате чего суммарная полезность потребительского набора остается неизменной. В некоторых случаях кривые безразличия имеют положительный наклон. Это возможно, когда один из продуктов набора приносит потребителю отрицательную полезность, т.е. является антиблагом.
Тангенс угла наклона кривой безразличия — отрицательная величина, так как уменьшение одного блага в потребительском наборе сопровождается увеличением другого. Абсолютная величина наклона кривой безразличия рассчитывается как отношение предельной полезности блага, откладываемого по горизонтальной оси, к предельной полезности блага, отмечаемого по вертикальной оси.
Наклон кривой безразличия зависит от предельной нормы замещения (MRS), которая показывает максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности:
MRSBA = MUB/MUA = — ∆A/∆B при U = const. (2.4)
Предельная норма замещения в ординалистском анализе играет ту же роль, что предельная полезность — в кардиналистском.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это значит, что предельная норма замещения блага А благом В уменьшается по мере роста потребления блага В. Данное свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Данное свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Для абсолютных субститутов (взаимозаменяемых товаров) MRS — постоянная величина, а для абсолютных комплементов (взаимодополняемых товаров) она равна нулю (рис. 2.3).
а) б)
Рис. 2.3. Кривые безразличия для товаров—абсолютных заменителей (а) и абсолютных дополнителей (б).
В первом случае (рис. 2.3 а) потребитель замещает один товар другим в постоянной пропорции. Кривые безразличия представляют собой прямые линии с наклоном, например, —1, если товары замещаются в соотношении 1:1. В случае взаимодополняемых товаров (рис. 2.3 б) кривые безразличия имеют L-образную форму. Увеличение количества одного из благ при неизменности количества другого блага не приводит к росту полезности. Положение потребителя улучшится, если пропорционально увеличатся количества обоих товаров, что графически отражается смещением кривой безразличия вправо вверх.
Ранжирование потребительских наборов иллюстрируется множеством кривых безразличия — картой кривых безразличия (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Карта кривых безразличия.
Кривые безразличия, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю бoльшую общую полезность.
Кривые безразличия не пересекаются. Это означает, что через каждую точку в системе координат можно провести только одну кривую безразличия, в противном случае нарушится предположение о транзитивности (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Пересекающиеся кривые безразличия и нарушение правила транзитивности.
Соответствующие точкам X и Y на кривой безразличия U1 наборы принесут потребителю одинаковую общую полезность. Равноценными для потребителя будут также наборы X и Z, так как они находятся на одной кривой U2. Следовательно, одинаковой суммарной полезностью должны обладать и наборы Y и Z. Однако данные наборы лежат на разных кривых безразличия, и набор Z включает большее количество обоих благ, нежели набор Y, а значит, он имеет бoльшую общую полезность для потребителя.