Решение задач по анализу качества продукции и брака
Анализ качества продукции учитывает обобщающие и косвенные показатели качества всей произведенной продукции (табл.6). При проведении анализа необходимо изучить динамику этих показателей, определить степень выполнения плана, установить возможные причины отклонений фактических показателей от плановых, подготовить рекомендации по улучшению качества продукции и уменьшению количества брака.
Таблица 6
Показатель | Формула расчета | Обоснование значения показателя |
Обобщающие: | ||
удельный вес продукции высшей категории качества | Чем больше удельный вес, тем выше качество выпускаемой продукции | |
средневзвешенный балл продукции | Оценка выставляется в зависимости от выбранных параметров. Расчет показателя ведется как расчет средневзвешенной величины (статистический метод) | Чем выше значение показателя, тем выше качество продукции |
коэффициент сортности | (отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта) | Чем выше коэффициент сортности (ближе к 1), тем выше качество продукции |
удельный вес сертифицированной продукции | Чем выше значение показателя, тем выше качество продукции | |
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции | Чем больше удельный вес аттестованной продукции, тем выше качество продукции | |
Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества (ISO 9000) | Чем выше значение показателя, тем выше качество продукции | |
Косвенные: штрафы за некачественную продукцию потери от брака | – – | Чем больше штрафов, тем больше некачественной продукции Чем выше потери, тем ниже качество работы предприятия и его продукции |
удельный вес бракованной продукции (внутреннего брака) | Аналогично | |
удельный вес внешнего брака (от потребителей) | Аналогично |
В некоторых случаях при анализе качества продукции рассматриваются такие показатели, как удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес экспортируемой продукции. Однако эти показатели не отражают в достаточной степени уровня качества продукции, так как, для того чтобы их использовать, необходимо быть уверенными, что новая или экспортируемая продукция обладает высокими оценками потребительских свойств.
Косвенные показатели в большей степени свидетельствуют о качестве работы предприятия, в меньшей - о качестве выпускаемой продукции. Основа определения качества продукции – это ее соответствие потребительским свойствам.
П р и м е р 4
В табл. 7 представлен расчет обобщающих и косвенных показателей качества продукции. Курсивом отмечены исходные данные.
Относительное отклонение от плана (% к плану) есть отношение фактического значения к плановому, умноженное на 100%. От полученного результата отнимается 100%. Этот показатель может быть как отрицательным, так и положительным. Темп роста есть отношение фактического значения показателя в отчетном году к значению показателя в прошлом году, выраженное в процентах.
Т а б л и ц а 7
Базисный период | Отчетный период | % к плану | Темп роста, % | ||
план | факт | ||||
Удельный вес продукции, %: высшей категории качества сертифицированной аттестованной соответствующей мировым стандартам | 80 75 78 5 | 85 82 80 10 | 87 82 78 6 | +2,4 -2,5 -40 | 108,8 109,3 |
Средневзвешенный балл качества продукции | 0,78 | 0,80 | 0,82 | +2,5 | 105,1 |
Потери от внутреннего брака, ден. ед. | 318 | 250 | 240 | -9,6 | 75,5 |
Потери от внешнего брака, ден. ед. | 500 | 380 | 320 | -15,8 |
Проведенные расчеты показали, что наиболее успешной деятельностью по повышению качества работы предприятия и качества получаемой продукции стало снижение потерь от внутреннего и, особенно, от внешнего брака. Это говорит об эффективности мероприятий по снижению потерь от брака, предпринятых сотрудниками предприятия в отчетном году. Тенденция к увеличению удельного веса продукции высшей категории и сертифицированной продукции сохраняется; при этом план по выпуску продукции, соответствующей мировым стандартам, не выполнен: отклонения составили – 40%. Средневзвешенный балл качества продукции вырос незначительно.
Анализ качества продукции за несколько лет требует корректировки значений стоимостных показателей с учетом индексов цен. При проведении анализа качества продукции и брака требуется определить влияние качества продукции на основные стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль(П).
ΔТП = (Ц1-Ц0) · Vвп1;
ΔВ = (Ц1-Ц0) · Vрп1;
ДП=[(Ц1-Ц0) · Vрп1] - [(С1-С0) · Vрп1],
где Ц1 и Ц0 - цена;
Vвп1 – количество продукции, выпущенной после изменения качества;
Vрп1 – количество продукции, реализованной после изменения качества;
С1 и С0 – себестоимость единицы продукции до и после изменения качества.
Очевидно, что потребитель согласен заплатить за повышенное качество товара. Но, вспоминая японский лозунг 70-х гг. XX в. «Высокое качество - низкая цена» и успех японской экономики, наблюдаемый в последние десятилетия, стоит отметить, что повышать прибыль рекомендуется не за счет повышения цены на более качественные товары, а за счет снижения себестоимости путем использования современных технологий, сырья и материалов с высокой материалоотдачей.