Учебные экскурсии в преподавании химии
Учебная экскурсия – это особая форма организации учебно-воспитательного процесса по предмету.
Во время экскурсии учащиеся, прежде всего, убеждаются в том, что химия "существует" не только и несколько в пробирках и колбах химического школьного кабинета, но в гораздо большей степени применяется на производстве, в сельском хозяйстве, в медицине, играя во всех областях деятельности человека важнейшие роли.
Во время экскурсий учащиеся непосредственно знакомятся со свойствами и применением многих химических веществ и материалов, некоторые из которых они изучали на уроках химии. Наглядное восприятие химических процессов, осуществляемых на различных установках, формирует яркие представления, позволяющие развивать и углублять теоретические знания учащихся.
Экскурсии имеют огромное воспитательное значение, так как учащиеся знакомятся не только с техникой, приборами и установками, но и наблюдают труд людей различных специальностей и квалификации.
Велика роль экскурсий и в сфере экологического образования и воспитания школьников. Учебные экскурсии дают возможность обратить внимание учащихся на экономические и социальные стороны реальной жизни не только по учебникам, но и на конкретных примерах. Несмотря на большие возможности учебных экскурсий, они, к сожалению, проводятся в школе не часто. Одной из причин этого – слабое знание методики проведения экскурсий.
Объектами экскурсий по химии, наряду с предприятиями химической и перерабатывающей промышленности, могут быть самые различные химические, санитарно-гигиенические, медицинские, ветеринарные, ведомственные лаборатории предприятий, медицинских учреждений, водозаборных и водоочистных сооружений, объектов пищевой промышленности, аптеки, склады минеральных удобрений, животноводческие комплексы, музеи, выставки и т.д.
Выбор объекта экскурсии по химии должен осуществляться с учетом соответствия учебной программе и уровню знаний учащихся, а также полной безопасности учащихся при посещении объекта.
При подготовке к экскурсии учителю необходимо выполнить целый ряд организационных мероприятий.
Во-первых, необходимо получить принципиальное согласие руководства объекта на его посещение учащимися в определенные сроки. В соответствии с договоренностью учитель составляет от имени администрации школы ходатайство о проведении экскурсии с указанием сроков и приложением полного списка учащихся и ответственных за проведение экскурсии учителей школы. Непосредственно перед экскурсией учитель уточняет на объекте план и маршрут экскурсии, знакомится с представителем учреждения, который будет сопровождать школьников, и намечает с ним узловые этапы и вопросы, которые необходимо осветить во время экскурсии с учетом подготовленности учащихся и обеспечением мер их безопасности на объекте.
Накануне экскурсии учитель разъясняет учащимся цель экскурсии; приводит краткие данные об объекте и дает указания, на что обратить внимание во время его посещения; повторяет теоретический материал, который необходим для лучшего понимания химических процессов на объекте; проводит инструктаж по правилам поведения и техники безопасности во время экскурсии; уточняет время и маршрут проезда учащихся до места сбора; объявляет задание, которое необходимо выполнить и оформить по результатам экскурсии; при необходимости делит учащихся на отдельные группы с назначением старших по группе.
При проведении экскурсии на производственные объекты может быть рекомендована следующая последовательность изучения объекта.
1. Краткая характеристика данного производства (история, значение в экономике региона, перспективы развития).
2. Основные продукты производства (посещение склада готовой продукции).
3. Сырье, его добыча, переработка, доставка, хранение и т.д.
4. Основные химические реакции, лежащие в основе подготовки и переработки сырья до выхода готового продукта производства.
5. Основные этапы и технологические линии производства; отдельные аппараты и устройства, в которых осуществляются производственные процессы.
6. Научные принципы, используемые на данном производстве (определение оптимальных условий проведения реакций, комплексное использование сырья, циркуляционная технология, противоток реагирующих веществ, теплообмен, катализаторы и т.д.).
7. Химические профессии на данном производстве, возможности их получения, лучшие по профессии.
8. Социальное и медицинское обеспечение работающих, экологическая обстановка на рабочих местах и вокруг предприятия.
9. Заключительная беседа на объекте. Ответы на вопросы учащихся.
10. Подведение итогов экскурсии (вне объекта).
В зависимости от конкретного объекта экскурсии данная схема может быть изменена. В любом случае, необходимо планировать и проводить экскурсии так, чтобы получить максимальный дидактический эффект. По итогам экскурсии учащиеся оформляют отчет по плану, разработанному учителем (например, по вышеприведенной схеме). Во время устного опроса или беседы учитель выясняет усвоение учащимися основных вопросов производства (сырье, химизм производства, аппараты и установки, научные принципы и т.д.). План проведения экскурсии на непроизводственные объекты, в лаборатории будет зависеть от их специфики. Главное – максимально решить те учебно-воспитательные задачи, которые возможно выполнить в каждом конкретном случае.