Характеристика мирового рынка транспортных услуг и его сегментов

Транспортные маршруты являются жизненно важными артериями, обеспечивающими ежедневную работу мирового сообщества. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть участвует в международных сообщениях. Под мировым рынком транспортных услуг понимается рынок транспортной продукции, или рынок услуг по международным перевозкам грузов. На этом рынке, с одной стороны, выступают покупатели-грузоотправители, а с другой – продавцы-перевозчики. Особенность транспортного рынка состоит в том, что первые (грузоотправители и грузополучатели) прежде всего, выступают как продавцы и покупатели товаров, а перевозчики – тем промежуточным звеном, без которого сама сделка купли-продажи не может быть осуществлена. Поэтому мировая коммерческая практика давно уже признала равнозначность перевозки товаров (более точно, даже не перевозки, а сдачи груза к перевозке) его поставке покупателю.

Такой двойственный характер транспортного рынка, когда, с одной стороны, он является просто рынком – поставщиком транспортной продукции как таковой, а с другой – рынком, материализующим сделку купли-продажи, определяет его принципиальное влияние на развитие внешней торговли и мирохозяйственные связи в целом.

На международном рынке транспортных услуг перевозки осуществляются конкретными видами транспорта (морским, речным, воздушным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным), в соответствии с имеющейся транспортной инфраструктурой (в том числе: морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.

В отечественной литературе в последнее время получила распространение новая терминология обозначения прямых смешанных перевозок: мультимодальные и интермодальные перевозки. В первом случае, как правило, имеются в виду сверхдальние перевозки грузов различными видами транспорта, покрытые одним сквозным документом, во втором – то же, но с пересечением нескольких государственных границ (то есть международные).

Грузовые перевозки. При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживании торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80% объема международной торговли. Только оплата в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях равняется приблизительно 7% стоимости мирового экспорта. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Это меньшая, но наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70% по стоимости).

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Пассажирские перевозки. Углубившиеся в последние десятилетия процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных и культурных связей резко увеличили международную подвижность населения во всех странах мира. В настоящее время международные поездки ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров. При этом воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров. Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автомобильный (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Пассажирские перевозки осуществляют универсальные виды транспорта, а также городской транспорт – автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, такси и личный автотранспорт. Данные перевозки осуществляет магистральный транспорт общего пользования.

Транспорт, обслуживающий технологические процессы производства внутри предприятий называется внутрипроизводственным или промышленным транспортом – универсальный (железнодорожный и автомобильный) и специализированный (гидро и пневмопроводы, конвейнерные линии, канатные дороги и пр.).

Развиваются новые виды транспорта – монорельсовый транспорт, транспорт на магнитной подушке, рельсовые автобусы и пр.

Наши рекомендации