З А Д А Ч И И У П Р А Ж Н Е Н И Я. 1. Чему будет равен бюджет потребителя, если он должен купить 40 единиц товара А по цене
1. Чему будет равен бюджет потребителя, если он должен купить 40 единиц товара А по цене 60 руб. за ед., а также 35 штук товара Б по цене 220 руб. за шт.?
Решение:
1) Используем формулу бюджетного ограничения:
I = Σ pn x qn = p1 x q1 + p2 x q2 + … + pn x qn (3.3)
Подставляем данные из условия задачи:
I = p1 x q1 + p2 x q2 = 60 х 40 + 220 х 35 = 10 100 руб.
Ответ: 10 100 руб.
2. Определите предельную полезность следующих покупок товаров:
Q = 0, общая полезность = 0 ю.;
Q = 1, общая полезность 15 ю.;
Q = 2, общая полезность = 28 ю.;
Q = 3, общая полезность = 31 ю.;
Q = 4, общая полезность = 32 ю. (ю. - ютиль).
Действует ли для этого случая закон убывающей предельной полезности?
Решение:
1) Предельная полезность определяется как отношение приращения общей полезности к приращению объема покупок.
MU = ΔTU/ΔQ
где ΔTU – изменение общей полезности по мере приобретения
потребления) единиц (порций) товаров;
ΔQ - изменение количества единиц (порций) приобретаемых
(потребляемых) покупателем товаров;
2) Рассчитаем предельную полезность единиц товаров для нашего ряда:
Для Q =1 MU = (15 – 0)/(1-0) = 15 ю.
Для Q = 2 MU = (28 – 15)/(2-1) = 13 ю.
Для Q = 3 MU = (31-28)/(3-2) = 3 ю.
Для Q = 4 MU = (32-31)/(4-3) = 1 ю.
Ответ: Да, для данного случая действует закон убывающей предельной полезности: 1ю. < 3 ю. < 13 ю. < 15 ю.
3. Владимир Иванович считает, что ему одинаково полезно еженедельно выпивать как 8 стаканов молока и три стакана кефира, так и 6 стаканов молока и 4 стакана кефира. Чему в этом случае равна его предельная норма замещения кефира на молоко?
Решение: Предельная норма замещения MRS представляет собой то количество одного товара Y (кефира), которое потребитель готов заменить единицей другого товара X (молоком):
MRS = прирост Y/ прирост X.
Если сокращение потребления кефира на один стакан (с 4 до 3 стаканов) приведет к увеличению потребления молока на два стакана (с 6 до 8 стаканов), следовательно, 1 стакан молока может заменить 1/ 2 стакана кефира. То есть предельная норма замещения кефира на молоко равна 1 /2.
4. Функция полезности для данного потребителя U = 4xy, а доход, выделенный им для покупки данных товаров, равен 24. В оптимальный набор вошли 2 единицы первого блага (х) и 3 – второго блага (y).
Чему в этом случае равны цены первого и второго благ?
Решение: Принимаем Х за количество товара х? Y – за количество товарв y. Оптимальный набор должен соответствовать условию бюджетного ограничения:
Y = Х Px + Y Py, то есть 2Рх + 3Ру = 24.
Одновременно должно выполняться условие равновесия потребителя 6 соотношение цен двух товаров равно соотношению их предельных полезностей
Mux/Muy = Px/Py.
Предельные полезности экономических благ могут определяться как производные от функции общей полезности:
Отсюда, Mux = 4 х 3= 12, Muy = 4 х 2 = 8.
Поэтому Рх/Ру = 12 : 8 = 3 : 2. Можно выразить Рх = 3/2 Ру.
Затем, подставив это выражение в уравнение бюджетного ограничения, получим: 3Ру + 3Ру = 24 или 6Ру = 24, следовательно, Ру = 4. Тогда Рх = 6.
5. Общая полезность товара А для каждого из 10 покупателей выражена в таблице:
количество товара А (шт.) | TU, ютили |
Найдите объем совокупного спроса на товар А, если полезность денежной единицы составляет 2 ютиля. Опишите графически кривую совокупного спроса на товар А. Объясните убывание полезности с позиции субъективной полезности.
6. Данные об общей полезности различного количества шляп и
яблок приводятся в таблице:
Количество шляп, штук | Общая полезность | Предельная полезность | Количество яблок, кг | Общая полезность | Предельная полезность |
Цена одной шляпы - 2 рубля, цена одного кг яблок - 1 рубль, доход покупателя – 12 рублей.
а) подсчитайте предельную полезность указанных благ и занесите полученные данные в таблицу;
б) проиллюстрируйте полученными данными действие закона убывающей предельной полезности, сформулируйте этот закон;
в) определите реальный доход потребителя, выраженный в количестве приобретенных шляп____и в количестве приобретенных яблок В положении равновесия потребитель купит___шляп и ___яблок; предельная полезность шляп составит____, а предельная полезность яблок__. Общая полезность равняется____. Сформулируйте условия равновесия потребителя____. Ценность шляп, выраженная в яблоках, составляет____.
Ценность яблок, выраженная в шляпах, составляет____.
7. В таблице показаны три набора безразличия двух товаров:
продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.
Набор 1 (Кривая безразличия IС1) | Набор 2 (Кривая безразличия IС2) | Набор 3 (Кривая безразличия IС3) | |||
Н | F | Н | F | Н | F |
а) Начертите три кривые безразличия.
б) Какая из кривых безразличия отражает более высокий уровень полезности? Какая - более низкий уровень полезности?
в) Рассмотрите следующие комбинации товаров: 50Н и 8F; 45Н и 4F; 12Н и 45F; 25Н и 16F; 21Н и 11F. Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия. Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?
г) Цена продуктов питания - 50 коп. за единицу, цена развлечений - 60 коп. за единицу. Наложите на построенный график бюджетную линию. Определите потребительский набор, представляющий максимальную полезность.
8. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность (оцениваемую в ютилях), которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала - $1,5, а цена кассеты - $7,5. Предположим, что студент обычно покупает 2 кассеты и 10 журналов.
а) Сколько денег тратит студент на покупку этого набора товаров?
б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.
г) Изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.
Кол-во | Журналы | Кассеты | ||||
Общая полезность | Предельная полезность | MU/Р | Общая полезность | Предельная полезность | MU/Р | |
д) Можете ли Вы установить, максимизирует ли студент полезность?
е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?
ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.
з) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит различие между потребительной стоимостью и полезностью товара?
2. Что означает общая, средняя и предельная полезность товара?
3. Какие варианты приобретения товаров предполагает бюджетная линия?