Порядок формирования отпускных цен
Наиболее применимым методом расчета первоначальной отпускной цены является затратный метод ценообразования. В основе данного метода лежит расчет себестоимости продукции как основного элемента цены.
Отпускные цены на товары определяются производителями самостоятельно на основе плановых затрат на производство и реализацию товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, определяемой с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен. При этом отпускные цены, устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами. Наличие экономических расчетов у субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, не является обязательным. В течение действия установленной цены плановая калькуляция не пересчитывается.
Цена на обычный товаррассчитывается по формуле
ОЦ с НДС = С + П + НДС,
где С – себестоимость;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ОЦ с НДС – отпускная цена изготовителя с налогом на добавленную стоимость.
Цена на подакцизный товарисчисляется по формуле
ОЦс ндс = С + П + А + НДС,
где А – сумма акциза.
Последовательность включения в отпускную цену сумм налогов из выручки от реализации продукции определена законодательно.
Сумма прибыли, включаемой в цену товара, должна быть такой, чтобы, с одной стороны, обеспечить безубыточность, а с другой – возможность его реализации. При формировании цены размер прибыли может рассчитываться исходя из планового уровня рентабельности по формуле
С ∙ Ур
П = ––––––– ,
где П – сумма прибыли при включении в отпускную цену, руб.;
Ур – уровень рентабельности, %.
Размер прибыли, включаемой в стоимость товара или услуги, у производителя определяется с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. Он ограничивается в основном при регулировании цен на продукцию организаций-монополистов, а также на отдельные виды социально значимой продукции через установление предельного уровня рентабельности.
Таким образом, если предприятие будет иметь в цене прибыль на уровне не менее чем рассчитано по норме, то в планируемом периоде в результате реализации продукции по таким ценам оно обеспечит себе поступление желаемой прибыли. Этой прибыли будет достаточно, чтобы использовать ее по всем планируемым направлениям, уплатить налоги. Целевую норму рентабельности следует знать в качестве ориентира и при применении других методов ценообразования, при заключении договоров на производство или поставку продукции.
В рамках ассортимента рентабельность продукции на предприятии может затем дифференцироваться в зависимости от спроса на продукцию, ее социальной значимости, но ценовая политика в целом должна быть ориентирована на ее целевое значение.
Плановая прибыль от реализации продукции будет определяться потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения и складываться:
• из налога на прибыль (основная ставка 18 %);
• прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В свою очередь прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна включать средства:
• на создание фонда накопления (затраты на создание и освоение новых технологических процессов и видов продукции, финансирование строительства новых объектов, расширение, техническое перево-оружение, реконструкцию действующего производства и далее в соответствии с законодательством);
• создание фонда потребления (выплаты по системам премирования работников за производственные результаты сверх размеров, установленных законодательством, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и т. д.);
• образование резервов;
• финансирование прироста собственных оборотных средств;
• дивиденды.
Распределение прибыли может меняться вместе с изменением налогового законодательства, соответственно будет корректироваться и расчет целевой нормы рентабельности. Она будет иметь также особенности исчисления в зависимости от характера и вида деятельности предприятия.
В отношении размера прибыли, включаемой в плановый расчет отпускной цены, необходимо отметить, что существуют ограничения по продукции (работам, услугам), цены (тарифы) на которую регулируются государством. Перечень такой продукции утвержденУказом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».
Законодательно ограничивается сумма прибыли, включаемая в отпускную цену, для субъектов хозяйствования, доминирующих на товарных рынках республики по определенному товару, для которых установлены предельные нормативы рентабельности товаров, производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь организациями-монополистами, включенными в реестры организаций-монополистов на республиканском уровне.
Прибыль для этих организаций-монополистов включается в цену в размере, не превышающем предельных уровней рентабельности: на хлеб, хлебобулочные изделия, муку, детское питание, молоко и молочные товары – 15 %; мясо и мясные товары – 10 %; пищевую соль – 40 %; товары (работы, услуги) текстильного и швейного производства, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 35 %; товары лесозаготовок, топливные брикеты – 40 %; товары издательской и полиграфической деятельности – 30 %; прочие товары (работы, услуги) – 25 %.