Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия
Любая компания, заботящаяся о развитии своего бизнеса, ориентируется на запросы потребителя, проводит мониторинг потребительского спроса. Основой спроса на любой товар служит полезность, определяемая потребителями и качеством.
В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности недостаточно выпускать качественный товар. В процессе поставки товара покупателю производитель оказывает сопутствующие услуги, т.е. старается удовлетворить потребности и спрос покупателя. Логистический сервис — это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
Качество сервиса есть ключ к коммерческому успеху. Мировая практикам выработала определенные правила организации эффективного сервиса, суть которых состоит в следующем. Сервис должен быть обещан покупателю. Предварительно следует изучить, какой именно уровень сервиса покупатели этого сегмента считают отличным.
Гарантии сервиса и его качества должны быть более обширными, чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные эмоции и стремление продолжать контакт с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетные контакты с покупателем должны развивать и закреплять положительную оценку покупателем службы сервиса предприятия.
Современная отечественная и мировая практика свидетельствуют о возрастающей роли услуг, а по техническому обслуживанию особенно, в конкурентоспособности фирмы в борьбе за повышение объемов продаж товаров, постоянство клиентуры и пр. Противостояние на рынке конкурирующих фирм определяется сегодня уровнем, комплексом, системой сопровождающих или подкрепляющих товар воздействий, т.е. услуг, называемых зачастую «сервисом».
Требования покупателя заставляют производителей заботиться о сервисном обслуживании своей продукции. Чем сложнее техника и шире ассортимент выпускаемой продукции, тем сложнее отследить необходимый уровень запасных частей, частоту их производства, географию потребителей. Чтобы сократить затраты, связанные с созданием запасных частей, необходимо отслеживать оптимальный объем с помощью поступающего от сервисных служб запроса на запасные части. Для поддержания необходимого уровня сервисного обслуживания своей продукции на предприятиях создается специализированная служба, занимающаяся как сервисным обслуживанием, так и мониторингом запасных частей.
Использование логистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс, налаживать взаимосвязь предприятия со службами сервиса.
Объектом логистического сервиса выступают различные потребители материального потока. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров. Работы в области логистического обслуживания можно разделить на три группы.
1. Предпродажные работы по формированию логистического сервиса — включают в основном планирование уровня этого сервиса.
2. Работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров:
- подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
- обеспечение надежности доставки;
- сокращение сроков доставки;
- предоставление информации о прохождении грузов.
3. Послепродажные услуги. Это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д. Создание реестра проданных товаров позволяет точно определять перечень качественных товаров, выявлять постоянный брак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь перечень послепродажных услуг должны осуществлять специализированные сервисные службы, имеющие определенный опыт.
Основными задачами логистического сервиса являются:
— консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать сознательный выбор;
— подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
— передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции;
— предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
— доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
— приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрации потребителю его в действии;
— обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течении всего срока его нахождения у покупателя;
— оперативная поставка запасных частей.
В практике нашли воплощение следующие варианты сервисного обслуживания продукции в рамках модификации товарной политики фирмы-изготовителя:
— организация сервиса силами самой фирмы — изготовителя товара,
— делегирование функций сервиса филиалу фирмы-изготовителя;
— для организации сервиса создается специализированная фирма;
— сервис выполняется силами привлекаемых агентов, дилеров, т.е. посредников, с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполненных услуг;
— для организации сервиса формируется на кооперативной основе организационное образование — фирма, консорциум и пр., за которыми закрепляется право производства и поставки запасных частей и осуществления ремонтных работ;
— дифференциация услуг между потребителем (только техническое обслуживание) и изготовителем — подготовка кадров.