Логистические принципы оптимизации процесса товародвижения. Формы товародвижения, их преимущества, недостатки и критерии выбора
Товародвижение - сложный экономико-организационный процесс, связанный с доведением готовой прод-ции от производителя до потребителя.
Процесс товародвижения можно разделить на 2 этапа:Товары из района производителя доставляются в район потребителя.Обеспечение товарами предприятий розничной торговли. Этот этап получил название товароснабжение.
Как технологический процесс товародвижение: погрузка, разгрузка, транспортировка, сортировка, пакетирование, упаковка, взвешивание, выкладки, отбор, отпуск и т.д.Характер этих операций зависит от самого товара, степени его подготовленности к продаже и потреблению, способов доставки, от принятых ком.решений.
Цель товародвижения: в общей цепи товародвижения от производ-ля до потреб-ля принимает участие несколько звеньев: промышленность, транспорт, опт-я и роз-я торговля, индвивид-ые потреби-ли, тамож-ые органы, страх-е фирмы, банки, фирмы.
Структура затрат на товародвижение:Транспортировка – 46%,Складирование – 26%,Поддерж-ие тов-х запасов – 10%
Приемка отгрузка товаров – 6%,Упаковка – 5%,Административные затраты – 4%,Обработка заказов – 3%
Факторы, влияющие на процесс товародвижения:Производственные:- Размещение и степень развития производства- Специализация производ-х предприятий- Сезонность пр-ва отдельных товаров- Объем пр-ва прод-ции- Мощность производ-го предприятияТранспортные:- Состояние транспорт-х путей сообщения- Расстояние между пунктами пр-ва и потреб-ия- Тр-ые тарифы- Виды тр-та- Виды перевозчиков- Виды тр-х ср-х для перевозки товаровСоциальные:- Плотность населения людей на заданной территории- Уровень денежных доходов- Половозрастной состав населения- Вкусы и предпочтения потребителей- Нравы, традиции, обычаи населения и т.д.Торговые:- Специализация и размещение предприятий торговли- Условия хранения- Степень сложности ассортимента товаров и их физ-хим св-ва- Наличие покупательского спроса- Уровень орг-ции товароснабжения роз-й торг-й сети- Размеры торг-го предприятия
Логистическая оптимизация процесса товародвижения – сознательное управление процессом перемещения товаров, обеспечивающее быстрое и бесперебойное доведение нужных товаров до потребителей при наименьших издержках.
Принципы логист-й оптим-ции товародвижения:
1. Выбор наиболее рац-х путей движения товаров и установление кратчайших расстояний между пунктами пр-ва и районами потребления:2.Выбор наиболее рац-ой тары и упаковки.
3. Выбор наиболее эффективной формы товародвижения.- Прямой контакт(транзитная)- Складская
Прямой контакт – это такая форма товародвижения, при которой товары от производ-ля до потреб-ля(роз-ое торговое звено) доставляются напрямую, минуя посредников.
Складская форма – форма товародвижения, при которой товары на пути от производ-ля до потреб-ля проходят через одно или несколько склад-х звеньев.
Преимущества прямого контакта:А) Фирма – производитель явл-ся организатором процесса товародвижения и может быстро реагировать на изменение требований покупателя.Б) Покупатель может активно воздействовать на поставщика в области улучшения ассортимента и качества прод-ции.В) Непосредственный контакт между производ-ем и потреб-ем обеспечивает сравнит-но низкие цены.Г) Сокращение звенности товародвижения.Д) Отсутствие излишних перевалок способствует сохранности тары и товара, снижению расходов на поргуз-разгруз работы.Недостатки прямого контакта:А) Большие транзитные нормы отгрузки.Б) Узость и однообразие ассортимента.В) Увеличение расходов потребителей на хранение товаров из-за больших транзитных норм отгрузки.Г) Возникновение риска образования неходовых и залежалых товаров.Д) Замедление оборачиваемости товаров и ден-х ср-в.Е) Необходимость содержать большие складские помещения для хранения нужных партий товаров.
Транзитная форма(прямой контакт) рекомендуется при обстоятельствах:- Осущ-ся закуп и поставка товаров простого ассортимента, не требующего подсортировки на складах.- Транзитная норма отгрузки производителя соответствует потребности покупателя.- Партия поставки товара покупателю достаточно велика, чтобы оправдать расходы производ-ля на прямой сбыт.- Имеет место концентрация рынка потребителей, что облегчает работу производителя с ними.- Продажная цена товара на много выше его себест-ти, что позволяет компенсировать расходы производ-ля на прямой сбыт.- Товар требует высокоспециализ. послепродажного комплекса.- Товар явл-ся узкоспециализированным по назначению или производится по заказу покупателя согласно его технич.документ.- Покупатель крупный и имеет достаточно большие складские площади для приема крупных транзитных партий товара.
1) Выбор наиболее рац-х маршрутов доставки товаров.Маятниковый маршрут – Веерный маршрут – Кольцевой маршрут –
4. Выбор наиболее экономичных видов тр-та и эффективное использование тр-х ср-в:
Критерии выбора тр-та: время (сроки) доставки грузов; частота отправления грузов; надежность; способность перевозить различные грузы; способность доставлять грузы в любую точку территории; стоимость перевозки.