Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны
Оглавление
Предисловие…………………………………………………………… | ||
1. | Менеджмент и организация геодезических и картографических работ в России………………………………………………………… | |
1.1. | Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны…. | |
1.2. | Характеристики организационных и экономических особенностей картографо-геодезического производства…………………………….. | |
1.3. | Информационная асимметрия и картографо-геодезическое производство……………………………………………………………... | |
1.4. | Особенности транзакционных издержек в геодезии и их влияние на принятие управленческих решений……………………………………. | |
2. | Менеджмент как система……………..……………………………….. | |
2.1. | Менеджмент – наука и искусство, эффект и эффективность менеджмента……………………………………………......................... | |
2.2. | Введение в теорию больших систем………………………………….... | |
3. | Законы, принципы, цели и задачи менеджмента……..…………… | |
3.1. | Законы развития объективного мира и законы менеджмента………... | |
3.2. | Принципы менеджмента………………………………………………... | |
3.3. | Цели, задачи и проблемы менеджмента……………………………….. | |
4. | Методы управления в менеджменте………………………………... | |
4.1. | Классификация и содержание методов управления…………………... | |
4.2. | Экономические методы…………………………………………………. | |
4.3. | Организационно-распорядительные методы………………………….. | |
4.4. | Социально-психологические методы и социально-психологический климат в коллективе…………………………………………………….. | |
4.5. | Делегирование полномочий……………………………………………. | |
5. | Функции управления в менеджменте…………………………….. | |
5.1. | Определение функций управления…………………………………….. | |
5.2. | Планирование и прогнозирование……………………………………… | |
5.3. | Регулирование и организация…………………………………………... | |
5.4. | Контроль, учет, анализ………………………………………………….. | |
5.5. | Мотивация в менеджменте……………………………………………… | |
6. | Современные концепции планирования………………………….. | |
6.1. | Внутрифирменное планирование………………………………………. | |
6.2. | Бизнес-план, его назначение и этапы разработки…………………….. | |
7. | Маркетинг………………………………………………………………… | |
7.1. | Определение маркетинга, его основные понятия и элементы………... | |
7.2. | Исследования, организация и планирование маркетинга…………….. | |
8. | Руководство, лидерство и этика в менеджменте……………………. | |
8.1. | Стили руководства и лидерское поведение……………………………. | |
8.2. | Лидер и менеджер. Качества организационного лидера……………… | |
8.3. | Менеджмент и этика……………………..………………………………. | |
9. | Организация как объект менеджмента………………………………. | |
9.1. | Виды организаций……………………………………………………….. | |
9.2. | Элементы организации. Жизненный цикл организации……………… | |
9.3. | Организационные структуры предприятия…………………………….. | |
9.4. | Информационное обеспечение процесса управления в организации... | |
9.5. | Принятие и реализация управленческих решений в организации…… | |
10. | Государственное регулирование деятельности предприятий…… | |
10.1. | Порядок государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей…………………………………… | |
10.2 | Реорганизация и ликвидация предприятий…………………………..... | |
10.3 | Общие вопросы налогообложения……………………………………… | |
10.4. | Постановка на учет в налоговых органах юридических лиц РФ……... | |
Список использованной литературы……………………………... |
Предисловие
Переход России на рыночную систему ведения хозяйства привел к коренной перестройке основ управления производством; появлению новой терминологии: в обиход вводится понятие "менеджмент организации", которое является эквивалентом понятия "управление организацией"; формированию новой для нашей страны профессии – менеджер, требующей специальной подготовки. Кроме того, жизнь требует знаний основ «менеджмента» и от специалистов с техническим образованием, в том числе и от тех из них, кто работает в области геодезии и картографии. Картографо-геодезическая отрасль занимает чрезвычайно важное место в экономике и обороноспособности страны, а в настоящее время она переживает период реорганизации.
Настоящее учебное пособие дает представление о менеджменте и организации геодезических и картографических работ в современной России и базовые знания по вопросам современного менеджмента. В пособии изложены ключевые положения теории менеджмента и вопросы практического управления деятельностью коллективов людей в процессе производства, представление о том, что такое «Бизнес-план», «Маркетинг», а также, кратко изложены аспекты государственного регулирования деятельности организаций.
Структурно учебное пособие состоит из 10-ти разделов и знакомит студентов с общими понятиями менеджмента; дает представление о больших системах и их свойствах,рассматривая менеджмент, как большую социально-экономическую систему; рассматривает законы и принципы, цели и задачи, методы и функции менеджмента, виды и элементы организаций, а также их организационные структуры. Особое внимание уделяется вопросам информационного обеспечения процесса управления, так как информация является предметом труда менеджера, а также основам деловых отношений в менеджменте, поскольку менеджеры должны постоянно взаимодействовать с работниками, способствуя наиболее полному раскрытию их потенциала.
Для представления материалов широко используются удобные компактные табличные формы, наглядные схемы и рисунки, концентрирующие внимания на главном и способствующие полноценному усвоению информации.
Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов технических специальностей, для которых дисциплина "Менеджмент" не является профилирующей.
Менеджмент и организация геодезических и картографических работ в России
Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны
Картографо-геодезическая отрасль, включающая картографическое, топографо-геодезическое, инженерно-геодезическое производства и геодезическое приборостроение, занимает свое важное место в экономике и обороне страны.
Средства на геодезическую и картографическую продукцию тратятся из государственного и муниципальных бюджетов, юридическими и физическими лицами. Эти средства ежегодно оцениваются несколькими десятками млрд. рублей. Государственное финансирование направлено на выполнение работ федерального назначения (создание опорных сетей на всю территорию страны, государственное картографирование и др.). Остальные средства затрачиваются на инженерную геодезию, землеустроительные и кадастровые работы, крупномасштабное картографирование локальных объектов, связанное с проектированием, строительством, и целый комплекс разнообразных инженерно-геодезических работ, связанных с созданием и научной эксплуатацией промышленных предприятий, инженерных и научных сооружений.
Естественно на рынке геодезической и картографической деятельности действуют тысячи организаций, занимающих свои ниши, но и конкурирующие между собой.
Современный этап становления в России рыночной экономики со всеми ее положительными и отрицательными проявлениями требует от предприятий постоянного внимания к своему положению на конкурентном рынке для принятия оперативных решений и обеспечения своего устойчивого положения и дальнейшего развития.
Отрасль геодезии и картографии обеспечивает потребности производственного, транспортного, социального, военного и других секторов национальной экономки в геодезических данных и картографических материалах. Без этой информации невозможно решать вопросы проектирования и строительства самых разнообразных инженерных сооружений, в том числе дорог, проведения изыскательских и маркшейдерских работ, эффективного использования земель, недвижимости и их кадастрового учета, проведения природоохранных мероприятий, экологической защиты окружающей среды и природных ресурсов, геологической разведки полезных ископаемых, обороноспособности страны и т.д.
Отрасль призвана обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления, юридических и гражданских лиц картами, географическими материалами и данными об объектах местности в графической, цифровой, фотографической и других формах, а также обеспечивать само картографо-геодезическое производство современными технологиями, техникой, приборами и инструментами.
Общий перечень геодезических и картографических работ федерального значения определен законодательно.
Развитие картографо-геодезической отрасли в течение последних десятилетий обусловлено доступностью космических технологий. Современная аппаратура позволяет достичь экстраординарных точностей геодезических определений.
За последние 100 лет картографо-геодезическая служба страны, призванная выполнять картографические и геодезические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное и межотраслевое значение, неоднократно подвергалась организационным изменениям.
В 1919 г. было создано Высшее геодезическое управление (ВГУ), в задачу которого входило изучение территории СССР в топографическом отношении с целью ускорения развития экономики страны.
В 1938 г. постановлением Правительства СССР было создано Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) в составе МВД СССР. В начале 60-ых годов ГУГК переподчинили СМ СССР (на правах отдельного министерства). Геодезия и картография были выделены в самостоятельную отрасль промышленности.
С 1992 г. Главное управление геодезии и картографии было преобразовано в Федеральную службу геодезии и картографии России.
В 2004 г. Картографо-геодезическая служба России была преобразована в Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) в составе Министерства транспорта Российской Федерации.
В 2009 г. картографо-геодезическая служба вошла в состав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В марте 2012 года обнародован Указ президента России о создании новой государственной структуры в форме открытого акционерного общества – «Роскартография».
ОАО «Роскартография» сформировано на фазе Московского Аэрогеодезического предприятия. Все федеральные государственные унитарные предприятия сферы геодезии, картографии и маркшейдерии, а также картографические фабрики, за исключением, ранее входивших в систему Роскартографии – ФГУП «ЦКГФ», ФГУП «ЦНИИГАиК», ФГУП «Госгисцентр» и ФГУП «Картгеоцентр», преобразованы в открытые акционерные общества. Последние, по распоряжению Росимущества от 28 апреля 2012 г. за № 640-р о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный картографо-геодезический фонд» (ФГУП «ЦКГФ») присоединяются к нему в форме федеральных государственных унитарных предприятий.
100% акций предприятий системы ОАО «Роскартография» минус одна акция каждого предприятия внесены в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал «Роскартографии».
Структура ОАО «Роскартография» представлена на рис. 1.1., где цифрами указано количество соответствующих организаций.
Рис. 1.1. Обобщенная организационная структура ОАО «Роскартография»
Ниже приведен полный перечень предприятий, за исключением Московского АГП, входящий в состав ОАО «Роскартография».
1. Астраханское Аэрогеодезическое предприятие.
2. «Аэрогеодезия», г. Санкт-Петербург.
3. Балтийское Аэрогеодезическое предприятие, г. Калининград.
4. Верхневолжское Аэрогеодезическое предприятие, г. Нижний Новгород.
5. Верхнеенисейское Аэрогеодезическое предприятие, г. Минусинск.
6. Восточно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие, г. Иркутск.
7. Государственный научно-исследовательский и производственный центр «Природа», г. Москва.
8. Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича, г. Москва.
9. Дальневосточное Аэрогеодезическое предприятие, г. Хабар.
10. Забайкальское Аэрогеодезическое предприятие, г. Чита.
11. Западно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие, г. Тюмень.
12. Красноярское Аэрогеодезическое предприятие.
13. Топографо-маркшейдерское предприятие «Кузбассмаркшейдерия», г. Кемерово.
14. Новгородское Аэрогеодезическое предприятие, г. Великий Новгород.
15. Новосибирская картографическая фабрика.
16. Омская картографическая фабрика.
17. Приморский информационно-аналитический центр геодезии и картографии, г. Владивосток.
18. Производственное картосоставительское объединение (ПКО) «Картография», г. Москва.
19. ПО «Инженерная геодезия», г. Новосибирск.
20. Северо-Восточное аэрогеодезическое предприятие, г. Магадан.
21. Северо-Западный региональный производственный центр геоинформации и маркшейдерии, г. Санкт-Петербург.
22. Северо-Кавказское Аэрогеодезическое предприятие, г. Пятигорск.
23. Сибирский научно-исследовательский и производственный центр геоинформации и прикладной геодезии, г. Новосибирск (бывший НИИПГ).
24. Средневолжское Аэрогеодезическое предприятие, г. Самара.
25. ПО «Уралаэрогеодезия», г. Екатеринбург.
26. Уральская картографическая фабрика, г. Екатеринбург.
27. Уральский информационно-аналитический центр «Уралгеоинформ», г. Екатеринбург.
28. Уральское топографо-маркшейдерское предприятие «Уралмаркшейдерия», г. Челябинск.
29. Центральное топографо-маркшейдерское предприятие «Центрмаркшейдерия», г. Тула.
30. «Экспериментальный оптико-механический завод», г. Москва.
31. Южное Аэрогеодезическое предприятие, г. Ростов-на-Дону.
32. Якутское Аэрогеодезическое предприятие.
Большое количество производственных Аэрогеодезических и топографо-маркшейдерских предприятий обусловлено огромными размерами страны и необходимостью, в связи с этим, равномерного размещения предприятий по стране по территориальному принципу.
Следует отметить, что в 90-е годы прошлого века Федеральное финансирование рассматриваемой отрасли было явно недостаточным в силу объективных причин, поэтому установленные Правительством РФ нормативы обеспечения территории страны в топографо-геодезическом отношении не выполнялись, что привело к старению карт и их не соответствию современному состоянию местности. Это послужило причиной создания дублирующих картографических производств во многих отраслях экономики. Эти мощности были задействованы на изготовление необходимой картографической и топографо-геодезической продукции для создания и ведения различных видов кадастра, карт и планов отраслевого и специального назначения.
Поэтому к картографо-геодезической отрасли прямо или косвенно можно отнести многочисленные организации различных форм собственности, выполняющие разнообразные изыскания инженерных сооружений, обеспечивающие нормальную работу промышленных предприятий, в том числе уникальных, научных и оборонных объектов, выполняющие в настоящее время большой объем работ по геодезическому обеспечению земельного кадастра и кадастра недвижимости. Эти хозяйствующие субъекты давно перешли к структурам, отвечающим рыночным условиям. Среди них много акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, работают и индивидуальные предприниматели.
Можно составить пирамиду экономического сектора картографо-геодезического производства, к которому в той или иной степени относятся хозяйствующие структуры верхнего, среднего и нижнего уровня (рис. 1.2.).
|