Маржинальный анализ финансовых результатов
В зарубежной практике для изучения факторов изменения финансовых результатов используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход (МД) и маржа покрытия (маржинальная прибыль).
Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции, товаров, работ и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию:
,
где В – выручка нетто; Зпер – переменные затраты на весь выпуск продукции;
Другими словами маржинальная прибыль (МП) – это сумма прибыли (П) и постоянных затратам на производство продукции (А): МП=П+А. Следовательно, П=МП – А.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.
Маржинальный анализ прибыли от реализации
В отечественной практике при анализе прибыли исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга. При этом для анализа прибыли от реализации i-того вида продукции используют модель: . Данная модель не учитывает взаимосвязь объема реализации продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается без изменения и наоборот.
В зарубежной практике для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли отдельных видов продукции и прогнозирования ее величины используют такую модель:
,
где - объем реализации i-того вида продукции; - цена единицы продукции i-того вида; - удельные переменные затраты; - постоянные затраты на весь объем i-того вида продукции.
Эта формула позволяет определить изменение прибыли за счет объема реализованной продукции, цены реализации и уровня переменных и постоянных затрат и более точно определить размер влияния этих факторов. Причем здесь учитывается и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата. Расчет в данном случае можно произвести способом цепных подстановок согласно общей методике.
Методика анализа прибыли усложняется в условиях многономенклатурного выпуска, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. Исходная модель выглядит следующим образом:
.
Расчет в данном случае также можно произвести способом цепных подстановок согласно общей методике.
Маржинальный анализ рентабельности
Рентабельность изделия по международным стандартам можно проанализировать по следующей модели:
.
Таким образом, на рентабельность изделия влияют четыре фактора: объем реализации изделия, цена его реализации, переменные затраты на единицу продукции, постоянные затраты. Рассчитать влияние факторов можно способом цепных подстановок согласно общей методике.
Для анализа рентабельности затрат в целом по предприятию используют следующую модель:
.
На уровень рентабельности затрат в целом по организации влияют следующие пять факторов: объем реализации, структура реализованной продукции, цена реализации, удельные переменные затраты и постоянные затраты.
Расчет влияния факторов по выше приведенным моделям можно произвести способом цепных подстановок без отклонений от общего алгоритма.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности – это то, что при ее использовании учитывается взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов, следовательно, – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.