Общие требования технической эстетики
К общим требованиям технической эстетики относят:
Выразительность — способность изделия своим внешним видом наглядным образом отображать качество, обеспечивая соответствующее эстетическое восприятие;
Оригинальность — совокупность своеобразных элементов формы и их отношений, дающих возможность отличить данную машину от ряда однотипных. Понятие оригинальности не исключает, а предполагает сохранение определенных признаков формы: национальных, отраслевых, фирменных;
Гармоничность — свойство формы машины быть органично согласованной с элементами формы, что достигается определенными соотношениями яркости, цвета, размеров и расположением различных элементов; требование гармоничности распространяется также на согласованность машины с помещением, где она эксплуатируется, в том числе, когда машина является частью ансамбля или функционально связанной системы;
Требование стилевого единства предъявляют к признакам формы машины, которые отражают исторически сложившиеся социально - экономические и идейно-эстетические принципы, а также художественно-конструкторские методы и средства их воплощения;
Современность стиля — согласованность между общим стилем машины и уровнем развития стиля мира материальной культуры. Ведущими принципами современного стиля формообразования являются: предельная общественная целесообразность, гуманность, демократизм, общий мажорный тон, чистота, ясность, изящество.
15. Форма конструкции и средства её создания
Предпринятый нами анализ методов формообразования, сформированных под влиянием искусства, инженерии и науки, показал, что ни один из применяемых методов не дает адекватного решения проектных задач целям дизайн-проектирования:
· инженерные методы формообразования
«плюсы» – наличие жесткого алгоритма проектной деятельности, безусловная реализация утилитарной функции, учет возможностей производства;
«минусы» – эстетическая выразительность объекта лишь попутный продукт формообразования, узкая специализация.
· художественные методы формообразования
«плюсы» – безусловная эстетическая выразительность и содержательность формы;
«минусы» – абстрагированность от системы производства, нет алгоритма проектной деятельности.
· научные методы формообразования
«плюсы» – логичность и комплексность решения задач формообразования, возможность автоматизации и оптимизации;
«минусы» – высокая трудоемкость, отсутствие проектной концепции.
16. Основные принципы и понятия художественного конструирования
Вновь созданное техническое изделие будет нужным, полезным, органически впишется в окружающую человека предметно-пространственную среду, если в основу его проектирования был положен принцип единства, неразрывной связи формы и содержания, а также принципы гармонической организации формы.Любая техническая идея должна вылиться в какую-то форму, любая кинематическая схема - обрести материальное выражение. Нельзя как принижать, так и преувеличивать значение формы, чтобы не скатиться ни к функционализму, ни к формализму. Во всем должна быть гармония.
Технический эффект приобретает функциональность, т. е. социально-культурную значимость, только будучи рассмотренным под углом зрения определенной человеческой потребности. В создаваемой форме должен как бы отмечаться образ человеческого действия, а то и сама морфология человеческого тела. Образ человека является одним из системообразующих принципов формообразования изделия. Перед создателем нового изделия встают проблемы комфортности и экологической гармонии, оптимального цветового климата для человека и многое другое.
В разрабатываемом изделии заинтересованы многие люди: и те, кто будет им пользоваться, и те, кто его продает, и те, кто поставляет сырье для его изготовления. Поэтому проектирование и формообразование основаны на изучении запросов заказчика, возможностей производства, рыночной конъюнктуры, требований потребителей, тенденций развития данной отрасли промышленности, путей выхода на международный рынок и т. д. Таким образом, проектируемое изделие является объектом самых различных целевых установок, в том числе и эстетических. Последние являются формой культурного отношения к создаваемому изделию в целом.
При создании хорошей формы изделия, благодаря которой обращение с ним станет простым и удобным и которая удовлетворит господствующие вкусы, в обязанности дизайнера входит исследование проектной ситуации, формирование творческого замысла, поиск и разработка формы.
Художественное конструирование может существовать только в системе комплексного проектирования - процесса создания проекта, прообраза заданного, предполагаемого объекта. Художественное и инженерное конструирование ведутся параллельно.
Проектировщик прежде всего должен усвоить назначение изделия, технические, эстетические и экономические задачи проектирования.
Основными категориями проектирования, кроме морфологии (конструкции), являются функция, технология, а также проектный образ вещи. Каждая из этих категорий отражает определенный подход к объекту, определенную точку зрения на него.
Проектный образ - это такая композиционная целостность формы, которая выражает смысловую структуру вещи и идейно-тематическое содержание проектной концепции.
Целостность предполагает обоснованность формы объекта его содержательностью и осмысленностью, в то же время целостность - эстетическое свойство, характеризующее построенность и завершенность образа вещи в проекте как художественном произведении.
Одним из основных принципов композиционного моделирования является принцип выразительности формы, позволяющий в спроектированной форме получить информацию о социальной значимости объекта, об отличительных свойствах его, о соответствии моде, стилю. Выразительность (художественная и информационная) и композиционная целостность являются двумя из трех основных принципов совершенствования изделия на всех стадиях его создания. Третьим принципом является рациональность изделия. Рациональность отражает соответствие формы изделия его назначению, способу работы с ним, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и примененным материалам, т. е. то, что закладывается в изделие при функциональном, морфологическом и технологическом проектировании.
17. Основные принципы художественного формообразования