Общие требования к технической эксплуатации судовых конструкций и технических средств

КНД 31.2.002.01-96

Область применения

Настоящие правила распространяются на судовые конструкции и судовые технические средства морских и речных судов всех видов (назначений), кроме судов с атомной энергетической установкой и устанавливают общие требования к техническому использованию и техническому обслуживанию судовых конструкций и судовых технических средств.

Требования правил не распространяются на СК и СТС специального назначения (для добычи и переработки рыбы и морепродуктов, для бурения скважин и добычи нефти и газа, для дноуглубительных работ и т.н.). Требования к технической эксплуатации этих СК и СТС не входят в состав правил и определяются действующими нормативными документами.

Правила предназначены для использования экипажами судов, техническими службами судовладельцев и управляющих судоходных компаний. В системе управления безопасностью на морском транспорте Украины (СУБ Украины), действующей в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), настоящие правила имеют статус инструкции.

Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие документы:

1) Регистр СССР. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. - Л.: Транспорт, 1990;

2) Регистр СССР. Правила классификации и постройки морских Судов. - Л.: Транспорт, 1990;

3) Регистр СССР. Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Дунайского бассейна). - Л., 1978;

4)Речной регистр РСФСР. Правила Речного Регистра РСФСР. -М.: Транспорт, 1989;

5) Кодекс торгового мореплавания Украины;

6) Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР. - М.: Рекламинформбюро, 1976;

7) Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР. -М.: Транспорт, 1983;

8) Устав службы на морских судах Министерства газовой промышленности. - М.: Мингазпром СССР, 1982;

9) Устав флота рыбной промышленности Украины. - Севастополь:

Госрыбхозпром Украины, 1993;

10) Правила безопасности труда на судах речного флота. - Л.:

Транспорт, 1988. Минречфлот РСФСР;

11) Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР. - М.: Транспорт, 1991;

12) Санитарные правила для морских судов СССР. - М.: Мортехинформреклама, 1984;

13) Санитарные правила для речных судов. - Л.: Транспорт, 1987;

14) Санитарные правила для морских судов промышленного флота СССР. - М.: Минздрав СССР, 1980;

15) Правила технической эксплуатации флота рыбной промышленности. - Л.: Транспорт, 1974. Минречфлот РСФСР;

16) Положение о технической эксплуатации флота рыбной промышленности. - Л.: Транспорт, 1980. Минрыбхоз СССР;

17) Правила ремонта судов речного транспорта Украины. - К.: ГАСК Укрречфлот, 1993;

18) Положение о ремонте судов флота рыбной промышленности СССР. - Л.: Гипрорыбфлот, 1989; Минрыбхоз СССР.

19) ГОСТ 19439. 3-74 Судовые эксплуатационные документы. Типовая номенклатура документов для морских судов и судов внутреннего плавания;

20) РД 31.00.97-87 Типовая номенклатура эксплуатационных и ремонтных документов для морских судов (временная) / Минфлот СССР.

21) РД 31.20.50 - 87 Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Минморфлот СССР;

22) РД 31.81.10-91 Правила техники безопасности на судах морского флота. Минморфлот СССР;

23) Положение по организации обеспечения судов МРФ РСФСР запасными частями. Справочник норм снабжения запасными частями серийных судов. - Л.: Транспорт, 1977;

24) Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Резолюция А.741 (18) И МО от 4 ноября 1993 г., ИМО.

Определения

В настоящих правилах применяют следующие термины и определения:

Техническая эксплуатация судов - совокупность мероприятий по техническому использованию, техническому обслуживанию и ремонту, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, эффективное техническое использование и исправное состояние судов.

Техническая эксплуатация судов реализуется как производственная, организационная, научно-техническая деятельность судовых экипажей, береговых подразделений судовладельцев, судоремонтных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Примечание - В настоящих правилах в составе ТЭ требования к ремонту не рассматриваются. Требования к ремонту судов см. [17]**, [18].

Техническое использование - совокупность мероприятий, обеспечивающих работу исправных СК, СТС и судов в целом по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными проектом судна или заданными судовладельцем.

Техническое обслуживание - совокупность мероприятий, обеспечивающих поддержание исправного состояния СК, СТС и судов в целом без вывода судов из эксплуатации.

Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Судоходная компания - судовладелец, чья основная деятельность связана с использованием судов для торгового мореплавания.

Управляющая судоходная компания - судовладелец, не являющийся собственником судов, чья основная деятельность связана с использованием судов для торгового мореплавания.

Общесудовые работы ТО - операции по поддержанию работоспособности и восстановлению исправности СК и СТС, технология производства которых не зависит от конструктивной группы и марки СТС, вида и конструкции судна.

Социализированные работы ТО - операции по поддержанию работоспособности и восстановлению исправности СТС, технология производства которых зависит от конструктивной группы и марки СТС.

Конструктивная группа СТС - судовые технические средства, объединяемые общностью основных технических решений, положенных в основу их конструкции: дизели, турбины, котлы, центробежные насосы, поршневые компрессоры и т.д.

Обслуживание - часть ТИ, совокупность операций, обеспечивающих поддержание заданного режима работы СТС или необходимое изменение этого режима.

Техническое диагностирование - оценка технического состояния судовых конструкций и судовых технических средств с целью поиска неисправностей и выявления их причин, прогнозирования остаточного ресурса, определения сроков технического обслуживания и предупредительного ремонта.

Морское судно - судно, построенное в соответствии с "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР; судно класса М-СП, М-нр и О-пр, построенное в соответствии с "Правилами Речного Регистра РСФСР", а также судно, построенное в соответствии с Правилами других классификационных обществ и получившее класс для плавания по морю.

Речное судно - судно, построенное в соответствии с "Правилами Речного Регистра РСФСР", кроме судов классов М-СП, М-пр, О-пр; судно, построенное в соответствии с "Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Дунайского бассейна)" Регистра СССР, а также судно, построенное в соответствии с Правилами других классификационных обществ и получившие класс для плавания по внутренним водным путям.

Инструкция по эксплуатации - инструкция по ТИ и ТО судовой конструкции или технического средства, поставляемая заводом-изготовителем вместе с оборудованием.

Обозначения и сокращения

АПС - аварийно-предупредительная сигнализация

АСС - аварийно-спасательное судно

ВМХ - вахтенный механик на морских судах, вахтенный помощник механика на речных судах или лица, их заменяющие

ВП - вахтенный помощник капитана или лицо, его заменяющее

ВРШ - винт регулируемого шага

ГД - главный двигатель

ДАУ - дистанционное автоматическое управление

ИТОР - индекс сложности судна, как объекта ТО и ремонта

КИП - контрольно-измерительные приборы

КС - корабль снабжения

КСТО - комплексная система технического обслуживания и ремонта

МХ - механик на морских судах, помощник механика на речных судах

МХЗ - механик на морских судах, помощник механика на речных судах, в заведовании которых находятся соответствующие СТС

ОВТО - осеннее и весеннее техническое обслуживание

ПБУ - плавучая буровая установка

ПГТО - план-график технического обслуживания или другая действующая техническая документация, определяющая номенклатуру, состав, периодичность и трудоемкость работ ТО

ПЖС - пожарное судно

НД - нормативный документ

СК - судовые конструкции

СНТО - система непрерывного технического обслуживания

СТ - старший помощник капитана на морских судах, первый штурман (старший или первый помощник капитана) на речных судах

СТМ - старший (главный) механик на морских судах, механик на речных судах

СТС - судовые технические средства

СЭ - судовой экипаж

ТБС - транспортно-буксирное судно

ТД - техническое диагностирование

ТИ - техническое использование

ТМС - транспортно-монтажное судно

ТО - техническое обслуживание

ТЭ - техническая эксплуатация

ЭМХ - старший электромеханик на электроходах и приравненных к ним судах, на остальных судах - первый электромеханик, электромеханик или лицо, его заменяющее

Общие положения

5.1. Общие требования настоящих правил и специальные требования правил технической эксплуатации к ТИ и ТО судовых конструкций и СТС разработаны с учетом того, что регламентируемая Правилами Регистра или другого классификационного общества (далее в тексте именуется "Регистр") номенклатура СК и СТС находится в эксплуатации под надзором этих обществ. Кроме того, функции контроля осуществляют другие органы надзора за судами.

Выполнение требований правил технической эксплуатации обеспечивает поддержание технического состояния СК и СТС на уровне, удовлетворяющем требованиям классификационных обществ, предъявляемым при освидетельствованиях судов, требованиям других органов надзора за судами, международных конвенций по безопасности на море и защите морской среды, ведомственных нормативных документов.

5.2. При ТЭ судовых конструкций и СТС необходимо соблюдать требования действующих правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии [10] - [14], [22].

5.3. ТЭ судовых конструкций и СТС должна производиться в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей и правил технической эксплуатации. В тех случаях, когда требования инструкций не согласуются с отдельными положениями настоящих Правил, должны выполняться требования инструкций. Нарушения обязательных требований инструкций и Правил возможно только в исключительных случаях, связанных с предотвращением угрозы человеческой жизни, обеспечением безопасности судна или предотвращением аварии.

5.4. При отсутствии инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей судовладелец определяет необходимость, порядок разработки и утверждения инструкции СК и СТС с учетом требований Правил.

5.5. При наличии достаточных технических обоснований, опыта ТЭ, судовладелец имеет право заменять или дополнять отдельные положения инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей. При необходимости должны быть выполнены расчеты в соответствии с действующей технической документацией и там, где это требуется, получено заключение органов технического надзора за судами. Все изменения и дополнения должны быть оформлены распоряжением соответствующей службы судовладельца и внесены во все экземпляры инструкций по эксплуатации.

В гарантийный период ТЭ СК и СТС должна осуществляться только в соответствии с инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей.

5.6. ТИ и ТО новых видов СК и СТС, не предусмотренных настоящими Правилами, должно выполняться в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей.

5.7. ТО судовых конструкций и СТС необходимо выполнять в соответствии с утвержденными судовладельцем ПГТО, определяющими номенклатуру, состав, периодичность и трудоемкость работ. При отсутствии ПГТО следует руководствоваться инструкциями по ТЭ заводов-изготовителей СК и СТС или указаниями судовладельца.

5.8. Определение технического состояния СТС при ТО методами технического диагностирования необходимо производить по методикам РД. 31.20.50 или другим действующим методикам. Периодичность контроля действующего состояния устанавливается ПГТО. При хорошей или удовлетворительной оценке технического состояния СТС по результатам технического диагностирования их разборка не рекомендуется.

5.9. Рекомендуется совмещать ТО судовых конструкций и СТС с плановыми освидетельствованиями их Регистром. При этом следует руководствоваться (1) - (4).

5.10. СТС должны быть оснащены исправными предохранительными и редукционными устройствами. В процессе ТЭ предохранительные и редукционные устройства должны проходить проверку в установленные сроки.

5.11. Каждое морское и речное судно должно иметь на борту комплект эксплуатационных и ремонтных документов, предусмотренных (5), ГОСТ 19439.3, РД 31.00.97.

На судне должен храниться один экземпляр актов технического осмотра судна органами технического надзора за судами, актов заводского и докового осмотров, судовых актов, а также заводских актов приемо-сдаточных, швартовых и ходовых испытаний.

5.12. Сведения о технической эксплуатации судна, СК и СТС, расходовании ресурсов в процессе ее осуществления заносят в документы первичного учета технической эксплуатации.

Основными документами первичного учета по ТЭ являются машинный журнал (на электроходах - электромеханический журнал), журналы учета технического состояния СК и СТС, ПГТО, судовой формуляр, книга учета запасных частей, расходных материалов, инвентарного снабжения.

Записи в машинном и электротехническом журналах (на электроходах) должны производиться в соответствии с инструкциями по ведению этих журналов.

В документах первичного учета по ТЭ судна помимо установленного машинным журналом и перечня информации по ТИ должны быть зарегистрированы следующие данные:

- о повреждениях СК, результатах их осмотра и дефектации;

- об отказах СТС и результатах периодически выполняемого их технического диагностирования;

- о результатах измерений деталей СТС, выполненных при ТО и ремонте;

- о работах по ТО и ремонту СК и СТС и израсходованных при этом материалах и запчастях из судовых запасов;

Информацию каждого вида вносят в документы первичного учета, предназначенные для регистрации соответствующих сведений (см. РД 31.20.01).

Ведение документации первичного учета по ТЭ судна обеспечивает СТМ и СТ.

5.13. СЭ в процессе технической эксплуатации осуществляет:

- ТИ судна во время несения вахт, выполнения вневахтенных работ ТИ, авральных работ и грузовых операций;

- ТО судна, выполняя планово-предупредительные работы по поддержанию работоспособности и восстановлению исправности СК и СТС, а также устранения последствия отказов.

При ТЭ судна СЭ руководствуется требованиями [6] - [9], действующих основополагающих, инструктивных, нормативных документов по ТЭ судов.

5.14. Руководство ТИ судна осуществляют:

а) корпусной части - СТ;

б) механической части - СТМ;

в) электрической части - ЭМХ.

Руководство ТО и ремонтом морских судов осуществляет СТМ, на судах речного флота и флота рыбной промышленности: судовых конструкций - СТ, судовых технических средств - СТМ.

Указания и распоряжения СТМ и СТ по вопросам ТО и ремонта судна обязательны для всех членов СЭ. Поддержание работоспособности и восстановления исправности СК и СТС в процессе ТО обеспечивают непосредственно МХЗ, ЭМХ и боцман.

5.15. Подготовка СК и СТС к предстоящему рейсу должна производиться в порядке, определенном [15], [16], РД 31.20.01. и Правилами.

Предусмотренные Правила операции ввода в действие, изменения режима работы, вывода из действия (остановки), проворачивания и разборки СТС должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц, как это определено [6] - [9] и РД 31.20.01.

5.16. При отсутствии принятого варианта загрузки в одобренных Регистром для данного судна Информации об остойчивости и Инструкции по загрузке должен быть выполнен проверочный расчет прочности и остойчивости.

Капитан судна обязан при каждой погрузке обеспечить контроль за укладкой и надежным креплением груза, размещением балласта и бункера. В особо сложных случаях, связанных с перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, должен быть выполнен расчет креплений.

В процессе грузовых операций необходимо принимать меры по обеспечению сохранности судна.

5.17. При обнаружении повреждений и неисправностей капитан обязан принять меры к устранению их силами СЭ. Меры по устранению повреждений и неисправностей, создающих угрозу безопасности плавания судна, должны быть приняты немедленно по их обнаружении.

Обо всех случаях повреждения, появления недопустимой вибрации СК, неисправностей СТС, создающих угрозу безопасности плавания, жизни и здоровью членов СЭ и пассажиров, сохранности груза, выполнению судном основного назначения, капитан судна должен немедленно известить судовладельца и судоходную компанию, в управлении которой находится судно.

Наши рекомендации