Глава 2. Выбор и обоснование метода организации ТО и ремонта автомобилей

В этом разделе необходимо определиться с методами организации работ ТО, диагностирования, ТР и ЕО. По каждому виду обслуживания и ремонту назвать способ проведения работ (на универсальных или специализированных постах, поточных линиях), совмещение работ (если таковое имеется) и обосновать, почему выбрали тот или иной метод организации работ.

Технологический процесс ТО и ТР автомобилей осуществляется на рабочих постах (рис. 2.1). В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах, которые могут образовывать поточную линию.

Глава 2. Выбор и обоснование метода организации ТО и ремонта автомобилей - student2.ru

Рисунок 2.1. Классификация рабочих постов

Метод технического обслуживания автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ данного вида ТО (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Первые в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2, а вторые – преимущественно при ЕО. При обслуживании на нескольких универсальных постах возможно выполнение на них неодинакового объема работ (или обслуживание разномарочных автомобилей, а также выполнение сопутствующего ТР) при различной продолжительности пребывания автомобилей на каждом посту. Недостатками этого метода при тупиковом расположении постов являются: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработавшими газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезд с них; необходимость многократного дублирования одинакового оборудования.

Метод технического обслуживания на специализированных постах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Соответственно подбирается и оборудование постов, также специализированное по выполняемым операциям. Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

При поточном методе специализированные посты могут быть расположены как прямоточно по направлению движения автомобилей, так и в поперечном направлении. Специализированные посты чаще всего располагают последовательно по прямой линии, образуя поточную линию. Этот способ организации процесса технического обслуживания сокращает потери времени на перемещение (автомобилей и рабочих), а также позволяет более экономно использовать площадь производственного помещения. Особенностью и известным недостатком поточной линии обслуживания является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусматривать для этой цели резервных «скользящих» рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для линии такте. Часто эти функции «скользящих» рабочих возлагаются на бригадиров.

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например, 1-й пост – механизмы передней подвески и переднего моста; 2-й пост – задний мост и тормозная система; 3-й пост – коробка передач, сцепление, карданная передача. Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Организация работ по такому методу дает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда. Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами.

В качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12–15 технологически совместимых машин для ТО-1 и 5–6 для ТО-2. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах.

Для нашего АТП с учетом суточной программы целесообразно выбрать метод обслуживания на специализированных или универсальных постах. Мы остановим свой выбор на универсальных тупиковых постах обслуживания. Универсальный метод обслуживания позволят нам при минимальном количестве постов в полном объеме производить программу обслуживания всего автопарка АТП. При этом возможно совмещение работ по обслуживанию подвижного состава разных типов.

Заключение

В результате данного курсового проекта по расчету производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта парка автомобилей, состоящего из 50 Камаз5320 и 180 автобусов Лиаз5256(большого класса) мы получили следующие результаты.

Наименование показателя Значение показателя (Камаз – 5320) Значение показателя (Лиаз – 5256)
Периодичность ТО-1 (км)
Периодичность ТО-2 (км)
Трудоемкость работ ТО (чел-ч) 11096.09 104225.94
Трудоемкость работ ТР (чел-ч) 17323.65 29943.9
Объем вспомогательных работ (чел-ч) 181792.188
Объем постовых работ по Д1 (чел-ч)
Объем постовых работ по Д2 (чел-ч)
Штатное количество производственных рабочих (чел)
Явочное количество производственных рабочих (чел)
Метод организации ТО и ТР универсальные посты

Наши рекомендации