Организация производственного процесса на водном транспорте
Целесообразная деятельность человека или сам труд, средства и предметы труда в процессе производства в своем органическом единстве образуют сложную систему взаимоотношений. Слаженность функционирования этих трех факторов характеризует организация производства, представляющая собой форму, порядок соединения живого труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска продукции, выполнения работ или оказания услуг. Основная задача организации производства на каждом предприятии – обеспечить наиболее рациональное соединение и использование во времени (производственный цикл) и пространстве (производственная структура предприятия) с одной стороны живого труда, с другой – средств производства.
Таким образом, производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для создания продукции, выполнения работ или оказания услуг; это пространственно-временная категория, эффективное построение которой предполагает сведение к минимуму затрат времени, пространства и ресурсов при получении необходимой продукции (товара, услуг).
Организация производства направлена, как правило, на создание добавленной стоимости, т.е. той части рыночной цены продукции (товара, услуг), которая создается (увеличивается, приращивается) непосредственно на данном предприятии.
Задача организации производственного процесса на водном транспорте заключается в том, чтобы, используя здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, топливо и энергию, физическую силу, навыки и умение рабочих, профессионализм менеджеров производить транспортную продукцию в соответствии с имеющимися потребностями и наивысшим качеством.
Производственный процесс на водном транспорте представляет собой транспортирование грузов и пассажиров по водным путям на специальных транспортных средствах – транспортных судах – и включает три фазы: начальную – все операции с момента покупки пассажиром билета или предъявления грузов отправителем до момента отхода судна из порта; основную – перемещение судном грузов и пассажиров; конечную – все операции с момента прибытия судна в порт назначения до передачи грузов получателям и высадки пассажиров.
Все фазы производственного процесса, как и входящие в них операции, взаимосвязаны. В транспортном производственном процессе они последовательно сменяют друг друга. В их взаимосвязи выражается единство транспортного производственного процесса, осуществляемого флотом и портами – основными производственными подразделениями водного транспорта. Такое единство рождает "естественный", технологический монополизм, а последний, в свою очередь, монополизм организационный.
В современных рыночных условиях хозяйствования для предприятий водного транспорта можно отметить:
– максимальную экономическую самостоятельность;
– полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
– конкуренцию транспортных предприятий;
– включение транспорта не только в рынок транспортных услуг, но и в рынки рабочей силы и финансовый;
– последовательную интеграцию предприятий водного транспорта во внешнеэкономические связи.
Важнейший принцип управления транспортом – строжайшее соблюдение единоначалия при широком привлечении работников транспорта к управлению и планированию. Эффективность управления и планирования на транспорте во многом зависит от правильного сочетания административных и экономических методов. Административные методы, т.е. распоряжения органов управления транспортом соответствующим исполнителям, не должны противоречить экономическим законам и методам руководства.
Производственный процесс на водном транспорте состоит из последовательных рейсов судов. Под рейсом понимается законченный производственный цикл перемещения грузов или пассажиров транспортным судном.
Производственный процесс водного транспорта подразделяется на технологические процессы работы его производственных подразделений. Кроме флота, в транспортировке грузов или пассажиров непосредственно участвуют порты. Другие предприятия водного транспорта – судоремонтные заводы, бункерные базы, вспомогательные суда – обеспечивают работу основных производственных подразделений – флота и портов. В обеспечении единого производственного процесса каждому из предприятий отрасли свойственен свой технологический процесс работы.
В производственном процессе различают также и трудовую сторону, представляющую собой совокупность действий исполнителей по осуществлению технологического процесса.
Обе стороны производственного процесса неразрывно связаны и влияют друг на друга, причем действия исполнителей определяются технологией, в то же время рационализация трудового процесса может потребовать совершенствования технологии.