Производительность труда и методы ее измерения на автотранспорте
Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной за конкретный период времени и исчисленной в натуральном или стоимостном выражении, в расчете на единицу времени или численности работников (затрат труда).
Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности работников АТП, и повышение эффективности соответственно заключается в уменьшении количества рабочего времени, затраченного на производство единицы транспортных услуг.
В зависимости от способа измерения продукции АТП производительность труда определяется следующими методами: натуральным, стоимостным, трудовым.
Натуральный метод на первый взгляд в наибольшей мере соответствует цели определения уровня производительности труда, так как при этом учитывается объем конкретных транспортных и других услуг предприятия. Натуральный метод нагляден и отражает уровень организации производственного процесса, степень механизации основных и вспомогательных операций, квалификацию кадров. Однако АТП разнохарактерны в своей деятельности, поэтому сфера применения натурального измерения продукции при расчете производительности труда весьма ограничена. Этот метод сложно применять в смешанных АТП, в предприятиях, выполняющих как перевозки, так и экспедиционные услуги, а также при несопоставимых условиях транспортной работы. Диверсификация деятельности АТП — предпосылка того, чтобы использовать этот показатель не в целом для АТП, а для отдельных видов его деятельности.
Приведем пример формул, которые можно использовать для оценки производительности труда водителей, ремонтных
рабочих и всех работников АТП натуральным методом за i-Й период:
где QT., Lр, P — соответственно объем перевозок в тоннах, пробег автомобилей, приведенный по трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей, и объем всех видов продукции АТП, приведенный по трудоемкости к грузообороту.
Стоимостный метод измерения производительности труда создает возможность определять и сравнивать ее не только для предприятий однородной, но и разнохарактерной деятельности, а также в целом по отрасли и народному хозяйству. Объем транспортных и других услуг в этом случае выражен в рублях дохода, что обеспечивает сопоставимость показателей производительности труда. Однако при использовании этого метода в уровне производительности труда отражается изменение доходов, происходящее не только непосредственно в результате деятельности работников, но и по независящим от АТП причинам, — это рост или снижение доходов в связи с ростом или снижением транспортных тарифов. Поэтому при сравнении уровня производительности труда за разные периоды времени целесообразно использовать единые тарифы.
Коэффициент к трудового вклада конкретной (i-й) категории работников в общий результат деятельности предприятия может быть рассчитан как на основе соотношения общей трудоемкости работ и трудоемкости работ, выполненных отдельными категориями работников, так и на основе соотношения обшей заработной платы и зарплаты, полученной работниками определенной категории.
Трудовой метод определения производительности труда, как и стоимостный, универсален. Он оценивается экономистами как наиболее объективный метод, так как основан на измерении фактического времени, затраченного на производство какого-либо объема продукции, и на сопоставлении этого времени с нормативным. Однако трудовой метод может быть использован только при наличии корректных норм труда и совершенной системы учета фактических затрат труда.
Ниже приведены формулы определения производительности труда водителей и ремонтных рабочих трудовым методом. Производительность труда при таком измерении оценивается в процентах:
где Q, P — соответственно нормативная трудоемкость перевозок и технических воздействий на подвижной состав; Тто, Ттр. — соответственно трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта; Tфакт., Тфакт; — фактическая трудоемкость выполненных работ.
Для водителей нормативная трудоемкость определяется по нормам времени на перевозку одной тонны груза (tт) и выполнение одного тонна-километра.