Характеристика товара и его свойств различие между тов формой произв и товаром Стоимость и определение
В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром, который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.
Понятие товара Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:
§ функциональное назначение;
§ эстетику самого товара и его упаковки;
§ безопасность в употреблении, безвредность.
Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.
Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.
Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.
Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.
Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.
Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).
Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.
Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая нарынке.
Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле подтоваром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.
Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.
Виды товаров
Все товары можно подразделить на две большие группы:
§ материально-вещественные (физические товары);
§ невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации.
Виды товаров схематично показаны на рис. 3.1.
Товары вневещественной (нематериальной, неосязаемой) формедостаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.
Виды товаров
Наличные ибезналичные деньги, валюта и ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные казначейские обязательства), являющиеся объектом сделок в финансовом предпринимательстве. Главная особенность этих товаров заключается в подверженности быстрому изменению курса в зависимости от многих условий (как связанных, так и не связанных с деятельностью предпринимателя).
Информация (сведения о чем-то), которая нередко становится самым востребованным и дорогим товаром, оцениваемым в зависимости от ее содержания, новизны, достоверности и своевременности. Предприниматель сталкивается с первичной и вторичной информацией. Первичную он добывает сам в результате каких-либо исследований, пользуется ею и может выступать се продавцом; вторичную получает от других лиц и организаций (научно-исследовательских, аналитических, статистических и др.) на платной основе.
Информация выступает в качестве специфического товара. Эта специфичность определяется неделимостью информации и ее относительностью (не всегда приносит прибыль своему владельцу). При передаче информации ее владелец не лишается права собственности. Экономически эффективна л ишь достоверная, полная и оперативная информация.
Таким образом, как товар информация обладает рядом специфических свойств:
§ в процессе потребления она не уничтожается и обладает возможностью многократного потребления многими пользователями. В процессе передачи потребителю она не теряется дня производителя;
§ производителю заранее неизвестен потребитель;
§ невозможна однозначная стоимостная оценка произведенного объема информации;
§ неопределенность и субъективность полезности информации;
§ особый механизм старения информации. Она не изнашивается, но со временем (за исключением специальных случаев) ее полезность уменьшается. Следовательно, важна ее актуальность;
§ информация характеризуется достоверностью, надежностью и доступностью.
При этом ее доступность различна для разных экономических агентов, т.е. эти агенты располагают неполной, ограниченной информацией. «Информация тем ценнее, чем малочислен нее ее обладатели».
Услуги различного рода - любое мероприятие или выгода, которые оказывает одна сторона (поставщик) другой стороне (клиенту). Полезность делает услугу предметом торговли, т.е. товаром.
Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде, а может и не связываться с ним.
Материальные товары — товары, имеющие вещественную форму:
§ твердые материалы — сталь, древесина, уголь;
§ жидкие материалы — лак, нефть, бензин;
§ газообразные материалы — водород, углекислый газ, гелий.
Характеристики товара
Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:
§ ассортиментную;
§ качественную;
§ количественную;
§ стоимостную.
Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.
Основными составляющими товара являются:
§ набор физических и потребительских свойств;
§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);
§ марочное название (торговая марка);
§ качественная упаковка;
§ сопутствующие услуги;
§ гарантии.
Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.
Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.
У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.
Набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности, представляет собойассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности.
Величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда. Единицей, с помощью которой можно определить количество труда, является время, но не индивидуальное (необходимое для изготовления товара на отдельном предприятии), а общественно-необходимое. Это время, необходимое для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Оно тяготеет к индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где производится основная масса продукции. Формирование общественно-необходимых затрат происходит в процессе конкуренции.
Стоимость товара изменяется в зависимости от производительной силы труда.
Производительность труда – это количество продукции, которое производится за единицу рабочего времени. С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается меньшее количество труда. Стоимость единицы продукции уменьшается, стоимость всей массы не изменяется.
Интенсивность труда – это затраты труда за единицу рабочего времени. Более интенсивный труд создает за единицу рабочего времени большую стоимость по сравнению с менее интенсивным.
Таким образом, величина стоимости прямо пропорциональна интенсивности труда и обратно пропорциональна производительности труда. Сложный труд – требует подготовки, простой – нет. Сложный труд создает за единицу времени большую стоимость, чем простой.