Глава 3. этапы развития логистики, проблемы и особенности становления ее в россии
3.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
Логистика является относительно молодой научно-практической деятельностью, хотя и, особенно в последнее время, бурно развивающейся. В становлении логистики и ее развитии можно выделить пять этапов.
Первый этап - это период до 1950-х годов XX столетия и его принято называть фрагментаризацией, когда идеи логистики как инструмента снижения общих затрат и системного управления материальными потоками в бизнесе не были востребованы, хотя отдельные логистические функции использовались для снижения отдельных составляющих затрат. Однако общие экономические условия, а также уровень развития технологии и управления в целом затрудняли проявление и использование логистических принципов. В этот период были сформулированы основы будущего расцвета логистической концепции. К ним можно отнести следующее:
возрастание запасов и транспортных издержек в системах распределения товаров;
рост транспортных тарифов;
появление и быстрое распространение концепции маркетинга;
развитие теории и практики военной логистики.
Этот период знаменателен активизацией работы в области военной логистики, прежде всего в США. К концу 1950-х годов была в основном сформулирована теория военной логистики. Разработанные логистические подходы были реализованы во время второй мировой войны, когда армией США достаточно успешно применялись принципы единого управления и координации снабжения, складирования и транспорта, а также обеспечения снабжения и перемещения огромных воинских контингентов, осуществляемых советскими военными специалистами. В эти годы появляются пер-
ые логистические организации и общества. Старейшей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (1915), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
Второй этап - период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризуется быстрым развитием как теории, так и практического применения принципов логистики. Философия маркетинга широко используется практически во всех сферах бизнеса. Пришло понимание нецелесообразности пренебрежения возможностями улучшения организации сбыта (дистрибуции) за счет снижения затрат в ней. Появление концепции общих затрат в физическом распределении предопределило стремительное вхождение логистики в бизнес на западе. Смысл этой концепции заключается в возможности так перегруппировать затраты в распределении товаров, чтобы общий уровень их при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшился.
Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических управленческих решений. Кроме этого появился ряд объективных экономических и технологических факторов, обеспечивающих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:
изменения в моделях рынка и отношениях потребительского спроса;
давление фактора затрат на производство;
прогресс в компьютерных технологиях;
изменения в стратегиях формирования запасов;
влияние наработок в военных сферах.
Наиболее ярко все это проявилось в 1960-х годах в США, где существенно усилили внимание к покупателям и стали производить большое число разнообразных товаров, удовлетворяющих сходные потребности, что привело к жесткой конкуренции. Все это заставило фирмы искать новые пути координации спроса и предложения, улучшения обслуживания потребителей, сокращения Циклов заказа и производства продукции. Разнообразие товаров сказалось на возрастании затрат по созданию и поддержанию запасов 8 системах распределения, что потребовало поиска новых путей со-Вершенствования товаропроводящих структур. Появление жесткой конкуренции заставило производителей всерьез обратить внимание
на повышение производительности труда, снижение затрат как в производстве, так в сбыте и реализации продукции.
Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран выявил проблему выбора приемлемого варианта среди многих альтернативных и решения оптимизационных задач. Эти задачи, как правило, достаточно объемные, не могли быть решены без компьютерных технологий и вычислительной техники.
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента управления (менеджмента), а в начале 1970-х некоторые фирмы начали успешно применять ее на практике в виде технологий MRP и ЛТ.
Третий этап развития логистики относится к периоду с конца 1970-х годов по 1980-е. Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки качественных сырьевых ресурсов, что повлекло за собой снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, т. е. акцент несколько сместился на производство.
К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его организацию, техническое и технологическое обеспечение. Существенно развивается производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных комплексов, широко внедряется контейнеризация перевозок грузов.
К этому же времени относят появление философии качества -TQM (Total Quality Management) - концепции всеобщего управления качеством. Эта концепция признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Согласно одному из определений, концепция всеобщего управления качеством - это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Эта концепция, взятая на вооружение многими ведущими компаниями мира, произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента.
Четвертый этап - период с 1980 по 1990 год характеризуется стремительным развитием современной маркетинговой и интегральной концепции логистики в индустриальных странах Запада. Кроме того этот этап называют эпохой персональных компьютеров и периодом «Ренессанса» для логистики. Малогабаритные и относительно дешевые персональные компьютеры стали непременной составляющей любого бизнеса (с наличием их практически на каждом рабочем месте) по управлению и контролю за производственными процессами материальных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков. Современное программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в процедурах интегрированного логистического управления (менеджмента) от закупок сырья до распределения и реализации готовой продукции. Новые поколения персональных компьютеров в начале 1990-годов еще более стимулировали внедрение информационно-компьютерных инноваций в логистике.
Совершенствование микропроцессорной техники и ее массовое использование во всех сферах экономики привело к революционным изменениям в информационно-компьютерных технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Решающую роль в становлении и распространении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи. Таким образом революционные изменения в информационных технологиях привели к пониманию того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими им информационными потоками. За этот период теория и практика логистики продвинулись далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущее десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полные логистические цепи (закупка-производство-распределение-реализация) для достижения конечной цели (получение прибыли) с минимальными затратами. Повсеместному распространению логистики в развитых странах способствовали серьезные изменения в мировой экономике, основными из которых являются следующие:
революционные изменения в информационных технологиях и повсеместное использование персональных компьютеров;
широкое распространение философии всеобщего управления качеством;
изменения в подходах к государственному регулированию инфраструктуры экономики;
рост партнерства и стратегических союзов;
структурные изменения в организации бизнеса.
Пятый этап развития логистики - современный период с середины 1990-х годов, когда активно разрабатываются и внедряются международные программы и проекты, т. е. период глобализации.
Расширение интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные фирмы стали применять глобальные стратегии, т. е. производить продукцию для мирового рынка в тех местах, где можно использовать дешевое сырье и дешевые трудовые ресурсы. Отмечен бурный рост союзов и альянсов в бизнесе, которые сменили практику недоверия, подозрительности, жесткой конкуренции. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.
Использование логистики и логистических принципов в развитых странах показывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе целого ряда предприятий, фирм, концернов, объединений и те, кто применяет концепции интегрированной логистики, существенно упрочняют свои позиции на рынке.
■ 3.2. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ
Целесообразность и, в конечном счете, необходимость использования научных подходов и практических методов логистики в России совпало с переходом ее экономики к рыночным отношениям. Становление логистической концепции в развитых странах говорит за то, что потребность в теоретических разработках и практическом применении логистики зависит от конкретной ситуации, определяющей уровень развития производительных сил, действующих технологий, политической и социальной обстановки, состояния ры-
ночных отношений. Поэтому возможности и темпы развития логистики и логистических подходов в России невозможно рассматривать в отрыве от имеющейся в настоящий момент социально-полити-ческой обстановки и хода экономических реформ.
Главным стимулом и главным, если можно так выразиться, «жизненным нервом» преобразований российского общества была и остается экономическая реформа, переход от планово-распределительной системы к современной цивилизованной рыночной экономике. Первые несколько лет экономическая реформа вообще топталась на месте. Неудачи реформ в значительной мере были обусловлены технократичностью мышления их зачинателей, неспособностью оценить значимость социокультурного подтекста трансформации экономики, сопоставить осуществляемый ими переход к рынку с предшествующими этапами российской истории, осознать соотношение сил поддержки и противостояния реформам. Экономическая политика переходного периода эффективна только при условии ее социализации, органичного взаимодействия с соответствующей этому периоду социальной политикой. Логистический подход к управлению позволяет увязать экономические, организационные и технологические аспекты, а также совместить интересы поставщиков и потребителей.
В России имеет место ряд принципиальных особенностей и трудностей на пути внедрения логистической концепции и логистических принципов.
Во-первых, мировой опыт показывает, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарных рынков, чего пока нет в России. Товарные рынки необходимы для создания условий поддержки необходимого соотношения между спросом и предложением, сокращения периода удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорения оборота капитала, снижения общего уровня - издержек в процессе товарооборота, формирования цивилизованной конкурентной среды. Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков преследует координацию деятельности различных субъектов экономики, т. е. комплексного системного подхода.
Во-вторых, напряженное общеэкономическое положение и тяжелая социальная атмосфера во всех слоях общества, высокий уро-вень монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях экономики, низкий уровень объемов производства и жиз-
ни большинства населения мягко говоря не способствуют распространению логистики в России. На многих наших предприятиях просто отсутствуют условия для использования и внедрения логистических принципов, так как они «стоят на коленях».
В-третьих, идеи логистики являются новыми для большинства российских предпринимателей и менеджеров. В России нет достаточно квалифицированных кадров, которые не были бы жестко привязаны к узкой отрасли, достаточно глубоко разбирались в логистике, понимали ее суть и конкретные задачи и цели.
В-четвертых, у нас имеет место недооценка роли сферы обращения, которая в странах с развитой рыночной экономикой занимает ключевую позицию в логистике. Сфера обращения в России всегда финансировалась по остаточному принципу и до настоящего времени у многих руководителей имеется стойкий психологический барьер в признании значимости и роли сферы обращения в экономике.
В-пятых, Россия отстает даже от среднемирового уровня в развитии инфраструктуры экономики в целом. Следует отметить такие негативные факторы, как:
отсутствие продуманной и четко обозначенной стратегии распределения товаров в промышленности, сельском хозяйстве, торговле;
недостаточный уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи;
дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующим комплексом сервисных услуг при наличии значительного числа складских помещений;
отсутствие практически на всех видах транспорта современного подвижного состава, отвечающего мировым стандартам, и высокая степень физического и морального износа имеющегося;
несовершенство тароупаковочной индустрии, слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки (доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, едва превышает 40 %, причем одна треть упаковки поставляется по импорту);
рынок транспортно-экспедиционных услуг формируется стихийно при дезинтеграции процесса, тогда как в мире идет процесс интеграции транспортно-складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные логистические центры.
В-шестых, российское законодательство недостаточно корреспондируется с международным в области международной торговли, продвижения товаров, транспортирования, в результате чего ряд логистических цепей рвется.
В-седьмых, внешнеэкономическая деятельность не увязывается с общеэкономической концепцией развития, что снижает эффективность рыночных преобразований и темп экономического роста.
И, наконец, в-восьмых, - Россия имеет недостаточный уровень взаимодействия с зарубежными логистическими организациями и в первую очередь с ELA - Европейской логистической ассоциацией.
Приведенные выше факторы и негативные моменты в значительной степени тормозят применение логистических концепций и принципов в российскую экономику, в связи с чем повсеместное практическое использование их невозможно в короткий срок.
Однако в'пессимизм впадать не следует, так как к 1990-м годам (с началом перехода к рыночным отношениям) в России имелись определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных отраслях экономики, которые целесообразно разделить на две группы: научно-теоретические и производственно-технологические.
Проблемы логистики следуют из потребностей экономики и бизнеса, особенно из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.
Научно-теоретические предпосылки зиждятся на вузовской подготовке специалистов по ряду учебных дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к логистике, а также научных трудах в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, теории исследования операций, массового обслуживания, управления запасами и др., составляющих теоретическую базу современной логистики. Российские ученые и специалисты внесли большой вклад в разработки по оптимизации материально-технического снабжения, оперативного управления производством, планирования потребности в материальных ресурсах.
Сейчас у нас принято ругать времена застоя (1970-1980). Тогда Мы мало знали о логистике, но фактически имели систему логистики, Нацеленную на массовое производство. Она существовала в рамках Госснаба, Минторга, Агроснаба и охватывала все сферы потребления и распределения со стандартной системой документооборота.
Известны примеры эффективного использования в промышленности отечественных микрологических систем типа РИТМ, КСОТО, а также систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов типа MRP.
Российские транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми пришли к выводу о необходимости использования современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки. Крупные транспортные и экспедиторские предприятия начали создавать собственные грузораспределительные и логистические центры, терминальные сети, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса.
Нашей стране необходимо и дальше, используя имеющийся зарубежный опыт и свой потенциал, быстрыми темпами внедрять современные логистические концепции и системы в рыночно ориентированных структурах экономики. Российские руководители и менеджеры различного ранга в своей практической деятельности должны ориентироваться на логистическое мышление, создавать в предприятиях и организациях отделы и службы логистики. Специалисты по логистике должны иметь солидные знания в области исследования операций, математической статистики, линейного и динамического программирования, то есть базу логистики. В связи с этим в рамках высшей школы должна быть налажена подготовка специалистов в данной области. Нужны логистические общества, журналы, семинары, школы, курсы, конференции, форумы, симпозиумы.
ВЫВОДЫ
1.Хотя логистика и относительно молода, но она прошла уже пять этапов своего развития, а именно: этап фрагментации (до 1950 г.); этап концептуализации (с середины 1950-х по 1970-е годы); этап концепции всеобщего управления качеством (с конца 1970-х годов по 1980-е годы); этап развития современной маркетинговой и интегральной концепции с мощной компьютерной поддержкой -этап "Ренессанса" (с 1980-х до середины 1990-х годов); современный период, когда развиваются международные программы и проекты, то есть период глобализации (с середины 1990-х годов).
2. Несмотря на негативные моменты в экономике России, которые в значительной степени тормозят применение логистических концепций, в последние годы сложились определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных отраслях экономики, особенно исходя из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите и охарактеризуйте этапы развития логистики.
2. В чем заключается основная особенность третьего и четвертого этапов развития логистики?
3. Какие Вы знаете принципиальные особенности и трудности на пути внедрения логистики в России?
■
Глава 4. ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рыночная экономика характеризуется децентрализованной системой планирования и управления процессом производства. В этом процессе роль государства определяется необходимостью создания тех условий, при которых производители продукции борются между собой за ее конкурентоспособность, испытывая постоянное давление потребителей в отношении цены, качества и сроков поставок необходимых товаров. Это воздействие на производителей реализуется через логистические системы, охватывающие процесс производства, распределения и сбыта продукции. Переход в рыночных отношениях от рынка продавца к рынку покупателя сопровождался повышением требований к качественным характеристикам системы товародвижения. Это вполне оправдано, так как на современном рынке подвергаются конкурентной проверке не только товары как таковые, сколько системы управления и планирования. Одерживает победу тот, кто лучше провел исследование рынка и разработал мероприятия по организации управления производством, сбытом, транспортировкой и товарно-материальными запасами.
Расширение сегмента рынка и увеличение прибыли с помощью логистики придало характерную черту конкурентной борьбе. В конкуренции стали принимать участие не только фирмы одиночки, а все участники логистического процесса, строящие взаимоотношения на основе гармонизации своих экономических интересов и работающих по единому плану. Конкуренция, по мере увеличения числа предприятий, взявших на вооружение логистическую концепцию, все более стала приобретать межотраслевой характер, когда в нее включаются не только однородные по профилю своей основной деятельности фирмы, но и посреднические и транспортные предприятия, которые нередко одновременно могут быть за-
действованы в работе конкурирующей фирмы. Распределенный между участниками логистического процесса межотраслевой эффект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолированно, так как межотраслевая конкуренция позволяет избежать многих затрат, изначально снижает потребности многих фирм в основном и оборотном капитале, необходимом для выполнения одинакового объема работ.
Отличительной особенностью логистических систем является их целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителя. На рынке продавца и покупателя логистика представляет собой комплекс средств и услуг, необходимых для решения задач развития расширенного воспроизводства. Целью развития любого вида производства товаров и услуг является спрос, который предопределяет эффективность и целесообразность функционирования логистической системы с учетом необходимых изменений или перестройки ее на оптимальный выпуск более конкурентоспособной продукции. Логистические системы имеют большие возможности по самосовершенствованию и гибкому саморегулированию под влиянием спроса и конъюнктуры рынка. Развитие предпринимательства, возникновение фермерства и переход к рыночным отношениям в России - все это является объективными предпосылками применения логистических подходов в экономических системах, так как прежде существовавшие единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы потеряли свое прежнее значение и каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решение. Лидерство же в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики и владеет ее методами.
Российская экономика по мере углубления реформ и формирования модели экономики особо остро нуждается в использовании логистических подходов и принципов.
Во-первых, в связи с высокой степенью концентрации и монополизации российского общественного производства. Это, с одной стороны, обосновывает постановку и решение больших логистических проблем государственного межсистемного координирования и регулирования отдельных хозяйственных субъектов, с другой стороны, повышает целесообразность применения логистики в решении Достаточно сложных задач внутрифирменной деятельности.
Во-вторых, Россия накопила опыт постановки, моделирования и частичного решения как локальных, так и глобальных логистических задач в виде оптимизации потоковых процессов общественного воспроизводства в рамках планово-организационных структур управления. Имеющиеся наработки по оптимизации управления отраслями и регионами могли бы быть задействованы и в настоящее время, конечно, при условии корректировки разработок с учетом рыночных критериев управления.
В-третьих, стабилизация и успешное развитие российской экономики может состояться только в том случае, если доходы и прибыль подавляющей части предпринимательских структур будут формироваться за счет производительных факторов, а именно: роста производства продукции и услуг, улучшения их качества, снижения себестоимости. Перечисленное выше, в свою очередь, существенно усложняет решение большинства как оптимизационных, так и информационных задач хозяйственной деятельности, так как без применения логистики решить их либо вообще невозможно, либо это приводит к серьезным отрицательным последствиям на объектах управления, либо существующие возможности не используются полностью.
Итак, логистика становится все более значительным и актуальным инструментом рыночного механизма, что находит свое подтверждение не только в совершенствований форм и методов логистического подхода, но и в непрерывном расширении сфер ее использования. Особенно наглядно это проявляется в так называемой смешанной экономике, которая с исторической закономерностью формируется в большинстве цивилизованных экономически развитых стран. Логистика стала использоваться для рациональной организации и управления потоковыми процессами всей общественной системы, обеспечивая тем самым целесообразное развитие ее в условиях рыночной экономики. С помощью логистики руководство страны может вырабатывать долговременную стратегию формирования национальной экономики и ее постепенного реформирования, тем самым, используя ее на общественном уровне управления, в значительной степени предопределять необходимые варианты и формы национального рынка, в том числе и таких важнейших компонентов как менеджмент, маркетинг, рыночная инфраструктура и многое другое. Появляется возможность реализации перспективных государственных программ, цели и задачи
которых вытекают из построения общественных логистических систем.
Логистика успешно применяется в смешанной экономике и в локальных рыночных структурах различных форм собственности и степени кооперированности, но уже в качестве бизнес-логистики или предпринимательской логистики как в сфере производства, так и в сфере обращения. В этих случаях логистика и маркетинг меняются местами и приоритетами. Маркетинг формирует систему целеполаганий и задач предпринимательских структур, опираясь на ресурсное обеспечение и потенциальные резервы своих микрологистических систем, а логистика выступает средством для реализации целей и задач политики предприятия.
Как уже говорилось, в основе логистики лежит системный подход, при котором обеспечивается эффективная комплексная организация всего процесса производства - от снабжения предприятия сырьем, материалами и покупными деталями до доставки потребителю готовой продукции на основе слияния материальных и информационных потоков. При этом суммарный эффект от оптимизации всего процесса в целом за счет системного подхода может значительно превышать прибыль от локальной оптимизации отдельных операций или видов работ. При определенных условиях может иметь место такое перераспределение затрат, при котором некоторое их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой и по системе в целом. Оптимизации здесь достигают благодаря применению метода целевых «конфликтов». Принципиальная схема целевого конфликта в логистической системе приведена на рис. 4.1.
Значение метода целевых конфликтов состоит в том, что с их помощью можно представить все задачи транспортного процесса по обеспечению предприятия необходимыми видами сырья и материалов, организации производства, сбыта продукции и обеспечения сервисного обслуживания.
Целевая функция любой логистической системы состоит в том, чтобы обеспечить своевременную, надежную и с минимальными затратами доставку в пункт назначения требуемого товара в сохранном состоянии. Выбор типа логистической системы, ее мощность и техническое оснащение базируются на ряде критериев, главнейший из которых надежность.
Энергоснабжение и минимальный расход материальных ресурсов в логистическом процессе могут быть достигнуты лишь
Суммарные расходы
Рис. 4.1.Схема целевого «конфликта» в логистической системе
на основе синергического эффекта, когда вследствие экономии и перераспределения затрат материальных и энергетических ресурсов у всех участников процесса обеспечивается наибольший суммарный эффект, который затем перераспределяется между партнерами в виде прибыли.
Рациональная организация транспортного обслуживания в логистических системах основана на различных формах организации и распределения грузопотоков и обычно характеризуется многоступенчатостью. Принципиально возможные схемы организации грузопотоков показаны на рис. 4.2.
Из этих схем наиболее предпочтительна транзитная (без грузо-переработки) в связи с разделением или объединением потоков. Однако на практике реализация такой схемы далеко не во всех случаях эффективна.
Практическое использование логистики как фактора развития в предпринимательской деятельности предполагает следование определенной методике, создание организационной структуры логистики на предприятии и наличие соответствующей квалификации руководящего персонала. Поиск оптимальных логистических решений осуществляется в виде разработки альтернативных вариантов и их сравнения с целью выбора наилучшего варианта. Последовательность выполнения такой работы представлена в виде блок-схемы, на рис. 4.3.
Следует заметить, что зачастую бывает весьма трудно формализовать все факторы, которые необходимо учитывать при разработке логистических систем с целью последующего решения логистических задач на ЭВМ. Однако работы в этом направлении
Рис. 4.3. Блок-схема разработки и оценки вариантов логистических систем
ведутся, и уже сейчас имеется достаточное число примеров, когда с помощью математических моделей и с применением современных программно-вычислительных средств удается добиться оптимизации логистических систем или их компонентов. Например, в промышленно развитых странах логистика уже длительное время выступает как важный фактор развития экономики и предпринимательской деятельности. Вместе с тем в России довольно большая доля предприятий вообще не знает, что такое логистика. Логистические функции в значительной мере децентрализованы, что вы-
зывает большие дополнительные издержки. Целесообразно в основу функционирования создаваемых логистических систем закладывать следующие концептуальные положения:
реализация системного подхода к организации высокоэффек-хивных хозяйственных комплексов путем межрегиональной интеграции и углубленной специализации производств;
комплексный автоматизированный учет совокупных издержек производства и обращения по всей логистической системе, с ориентацией на максимальное удовлетворение требований рынка;
создание и развитие сервисных центров и служб в регионах России, ориентированных на гибкость технико-технологического прохождения продукции и информации, обеспечивая тем самым высокую надежность и качество функционирования логистической системы.
ВЫВОДЫ
1. Суммарный эффект от оптимизации всего процесса в целом (от снабжения предприятия сырьем до доставки потребителям готовой продукции) за счет системного логистического подхода может значительно превышать прибыль от локальной оптимизации отдельных операций или видов работ.
2. При определенных условиях может иметь место такое перераспределение затрат, при котором некоторое их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой и по системе в целом.
Вопросы для самопроверки
1. В связи с чем российская экономика нуждается в использовании логистических принципов?
2. Какова последовательность разработки и сравнения альтернативных вариантов?
3. Какие концептуальные положения закладываются в основу Функционирования логистических систем?
Глава 5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
5.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Сложность и динамичность современной производственно-сбытовой деятельности предполагает решение многих проблем, связанных с взаимодействием ее элементов и внешней средой, а также режимов функционирования элементов материального и функционального содержания соответствующей деятельности. Для осуществления в таких случаях рационального логистического управления целесообразно использовать системный подход, т. е. подход к объектам исследования как к системам. Чтобы иметь объект (предмет) логистических исследований его необходимо синтезировать, т. е. умозрительно создать.
Система, прежде всего, - это объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое.
Система есть то, что решает проблему. Система определяется заданием системных составляющих, свойств и связей.
Общее определение системы состоит в том, что система есть идущий процесс. Составляющие процесс компоненты, необходимые для действия системы в целом, известны как подсистемы. В свою очередь, подсистемы могут состоять из еще более мелких подсистем. Всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.
С точки зрения целостности системы разделяют на простые и сложные.
По изменению во времени различают статические и динамические системы, которые в свою очередь могут быть вероятностными (стохастическими) и детерминированными (т. е. системы, в кото-
рых |
все параметры и внешние переменные определены с вероятно-
стью, равной - 1,0).
Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсистемы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутренние логистические подсистемы находятся в четких пространственных границах. Однако временные ограничения действуют как во внешней, так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом пространстве, в котором функционирует данная логистическая система, сроки осуществления логистических функций и логистических операций должны быть отрегламентированы. Их регламентация в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществления отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.