Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению
ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 210404,210406,230101)
1. Решение задач по анализу производства и реализации продукции. 2
2.Решение задач по анализу качества продукции и брака. 13
3. Решение задач по анализу использования основных фондов. 18
4.Решение задач по анализу обеспечения предприятия оборотными средствами. 21
5.Решение задач по анализу использования трудовых ресурсов. 25
6. Решение задач по анализу затрат по элементам и статьям себестоимости. 32
7.Решение задач по анализу прибыли. 36
8.Решение задач по анализу рентабельности производства и отдельных видов продукции 40
9.Решение задач по анализу финансового состояния предприятия. 43
Решение задач по анализу производства и реализации продукции
При проведении анализа производства и реализации продукции, как уже было отмечено, решается несколько проблем:
1) изучение динамики производства и реализации продукции;
2) оценка уровня выполнения планов по объемам производства и реализации, ассортименту продукции, ритмичности производства;
3) исследование влияния факторов на изменение этих показателей;
4) выявление и рекомендации по освоению резервов повышения эффективности производства и реализации продукции на предприятии.
Таким образом, перед аналитиком стоит проблема не только вычисления соответствующих индексов и коэффициентов, но и экономическое обоснование полученных значений, составление рекомендаций по улучшению этих показателей.
Стоит отметить, что любая система показателей включает экономические (объем производства, объем реализации, прибыль, заработная плата и т.д.) и статистические показатели (темпы роста, темпы прироста и т.д.), характеризующие динамику деятельности хозяйствующего субъекта.
Мощным инструментом при использовании метода сравнений являются индексы, расчет которых позволяет определить соотношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов производится сравнение с планом в динамике и пространстве. Например, индекс изменения отпускной цены (в ден. ед.) на продукт А в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил:
,
где I – индекс.
Если индекс больше 1, это свидетельствует о повышении цен на продукт (в процентном выражении – на 20%).
Помимо этого экономические показатели делят на абсолютные и относительные. В табл. 1 представлены блоки анализа производства и реализации с указанием используемых методов, в табл. 2 - расчетные статистические показатели.
Во всех случаях, когда необходимо оценить влияние факторов на исследуемый объект или отдельный показатель используется прием цепных постановок, а также прием абсолютных разниц (только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа) и прием относительных разниц (только для мультипликативных моделей).
Проведение вышеуказанных блоков анализа производства и реализации продукции позволит судить об эффективности организации производства, взаимоотношений с поставщиками и потребителями, ассортиментной и сбытовой политики. В табл. 1 были перечислены показатели, которые требуется рассчитать при проведении анализа. Формулы расчетов и обоснования их результатов приводятся в табл.2. Стоит отметить, что при проведении сравнений показателей за разные периоды, например, таких, как цены на продукцию в начале и конце года следует приводить значения показателей к тому или иному периоду, т.е. приводить все либо в цены базисного периода (начала года), либо в цены отчетного периода (конца года).
Используя табл. 1 и 2, можно решать практические задачи по анализу производства и реализации продукции на предприятии. Рассмотрим примеры (в табл. 3 и 5 курсивом отмечены исходные данные, обычным шрифтом – рассчитанное с использованием формул).
П р и м е р 1
Предприятие работает уже несколько лет, производится три вида продукции. На основе данных табл.3 проведем анализ динамики производства и реализации продукции в 2002-2005 гг. (в сопоставимых ценах), анализ ритмичности производства продукта А за четыре квартала 2005 г.
Приведем пример расчета базисного темпа роста объема выпуска продукции (производства) в 2004 г. по сравнению с 2002 (базисным):
Цепной темп прироста объема производства в 2004 г. по сравнению с 2003 г. (предыдущим) составил:
Т а б л и ц а 1.
Блок анализа | Сущность анализа | Используемый метод | Рассчитываемый показатель |
Анализ динамики производства и реализации продукции | Исследуются показатели объемов производства и реализации за несколько периодов (месяцев, лет), производится сравнение с базисным периодом | Построение аналитических таблиц, метод средних величин, индексный метод, графические методы (в частности, построение диаграмм) | Относительные величины динамики (отношение величины показателя текущего периода к его уровню в предыдущем или в базисном периоде): среднегодовой темп роста, темп прироста производства и реализации продукции |
Анализ уровня выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период | Определяется уровень выполнения плана, т.е. отношение фактического и планового уровня анализируемого показателя по данным отчетного периода | Построение аналитических таблиц, математические методы (расчет абсолютной и относительной разницы между фактическими и плановыми показателями) | Относительная величина выполнения плана (отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженное в процентах) |
Оперативный анализ выпуска и отгрузки продукции | Рассчитывается уровень выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции с учетом вида продукции. Учет сведений о выпуске и отгрузке ведется ежедневно нарастающим итогом с начала месяца | Построение аналитических таблиц, математические методы | Абсолютная величина отклонения от плана |
Анализ производительности | Исследуется количество произведенной продукции в единицу времени, на одну единицу оборудования, одного рабочего | Математические методы, метод сравнения | Производительность производства, производительность оборудования, производительность труда (отношение общего количества произведенной продукции к временному периоду (например, к числу дней), к количеству единиц оборудования или к количеству сотрудников предприятия) |
Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции | Определяется уровень выполнения плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию с учетом отдельных потребителей и видов продукции. Исследуются значения запланированной к поставке, фактически отгруженной и недопоставленной продукции. Невыполнение обязательств по поставке ведет к потере отдельных клиентов и рынков сбыта, наложению штрафных санкций на предприятие | Построение аналитических таблиц, математические методы, при необходимости – графические (построение диаграмм) | Абсолютная величина отклонения от плана по поставкам продукции в разрезе отдельных потребителей и видов продукции |
Анализ уровня оплаты отгруженной продукции | Исследуется состояние расчетов с покупателями | Построение аналитических таблиц, индексный метод | Коэффициент оплаты отгруженной продукции |
Анализ ассортимента продукции | Изучение состояния ассортимента продукции в отчетном периоде, выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период | Построение аналитических таблиц, индексный метод, при необходимости – графический метод (например, построение круговых диаграмм) | Коэффициент изменений в ассортименте продукции, коэффициент обновления ассортимента, коэффициент структурной активности |
Анализ ритмичности производства | Исследование равномерности выпуска продукции в соответствии с объемами и ассортиментом, предусмотренными планами | Построение аналитических таблиц, индексный метод, метод средних величин | Прямые показатели: коэффициенты ритмичности, вариации, аритмичности, удельный вес производства за каждые сутки (декаду) по отношению к месячному выпуску (за месяц – к квартальному выпуску, за квартал – к годовому выпуску) |
Анализ резервов увеличения объемов производства и реализации продукции | Определение резервов роста объема реализации за счет сокращения остатков нереализованной продукции и повышения объемов производства за счет улучшения использования трудовых ресурсов, основных средств, сырья и материалов | Факторный анализ, корреляционный анализ, графические методы, прием цепных подстановок, прием абсолютных и относительных разниц | Рассчитывается большое количество показателей, среди которых обеспеченность предприятия основными средствами, сырьем и материалами, трудовыми ресурсами и эффективность их использования |
Т а б л и ц а 2.
Наименование показателя | Формула расчета | Обоснование значения показателя |
Среднегодовой темп роста производства (или реализации),% | Если темп роста за несколько лет выше 100%, то объемы производства (или реализации) растут. Положительная тенденция для предприятия | |
Среднегодовой темп прироста производства (или реализации),% | Тпр=Т-100% | Темп прироста - это темп роста минус 100%, показывает, на сколько выросли или уменьшились объемы производства (или реализации) |
относительная величина выполнения плана, % | Если коэффициент выполнения плана положительный, значит, план перевыполнен отрицательный – план недовыполнен | |
Абсолютная величина отклонения от плана, + / - | Абсолютное отклонение от плана = Фактический объем производства реализации) – Плановый объем производства (реализации) | Положительная разница свидетельствует перевыполнении плана, отрицательная недовыполнении плана |
Производительность труда | Выражает объем произведенной продукции товаров, услуг) в стоимостном (при необходимости - в количественном) выражении на 1 человека – сотрудника предприятия | |
Производительность оборудования | Выражает объем произведенной продукции (товаров, услуг) в стоимостном (при необходимости – в количественном) выражении на 1 рабочее место (единицу оборудования) | |
Производительность предприятия (в день) | Выражает объем произведенной продукции (товаров, услуг) в стоимостном (при необходимости в количественном) выражении за 1 день | |
Коэффициент оплаты отгруженной продукции | Если Копл > 1, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности | |
Коэффициент изменений в ассортименте | Под фактическим объемом продукции здесь подразумевается сумма фактических объемов выпуска разных видов продукции. Если коэффициент отличен от 1, то произошли существенные изменения в объемах выпуска ассортимента продукции | |
Коэффициент обновления ассортимента | Если коэффициент равен 1, то произошло полное обновление ассортимента. В зависимости от полученной величины показателя можно судить об объеме обновления ассортимента продукции | |
Коэффициент структурной активности | где ΔУдi – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (реализации) за анализируемый период; n – число видов продукции | Чем выше этот коэффициент, тем активнее структурные преобразования на предприятии, а значит, руководство активно реагирует на изменения рынка, заботится об обновлении ассортимента продукции |
Коэффициент ритмичности, % | критм=уд1 + уд2 +…+ удn (сумма удельных весов выпуска продукции за каждый период (всего их n), но не более планового уровня) | Если коэффициент ниже 100%, значит, на предприятии наблюдается нарушение ритмов производства |
Коэффициент вариации | где – квадратическое отклонение от среднедекадного значения, п – число периодов, – плановый среднеквартальный выпуск продукции | Этот коэффициент – отношение среднеквадратического отклонения планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, средне квартальному) плановому выпуску продукции. Выраженный в процентах, коэффициент свидетельствует о том, насколько выпуск продукции в этот период отклоняется от графика в среднем |
Коэффициент аритмичности | Карит = Δx1 + Δx2 +…+ Δxn. (сумма положительных и отрицательных отклонений от плана за каждый период – день, неделю, декаду) | Чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие. Если показатель равен 0, значит, на предприятии фактические значения совпадают с запланированными |
Удельный вес производства за месяц к квартальному выпуску | Уд = (объем производства за месяц объем производства за квартал) х 100% | Показывает долю месячного объема производства в общем квартальном объеме производства |
Ежегодный темп прироста в данном случае рассчитывался как разность между базисными темпами роста двух лет, например:
Аналогично рассчитываются и показатели по объему реализации продукции.
Важное значение при анализе динамики производства и реализации за несколько лет являются следующие показатели.
Среднегодовой темп роста объема производства составил:
Среднегодовой темп прироста объема производства:
Среднегодовой темп роста объема реализации (аналогично):
Среднегодовой темп прироста объема реализации (аналогично):
В целом же предприятие работает достаточно стабильно, хотя по имеющимся данным нельзя с уверенностью говорить о росте объемов производства и реализации и, как следствие, увеличении доходов предприятий. Дело в том, что значительный рост наблюдается только в 2003г. Это отражают и показатель объема производства, и показатель объема реализации. В 2004г., напротив, объем реализации снизился, а объем производства повысился незначительно. Это может свидетельствовать об образовании остатков нереализованной продукции.
Общий рост объемов производства за анализируемый период составил 110,4%, рост объемов реализации – 109,7%. Это говорит о достаточно равномерном развитии производства, и реализации продукции, значительного разрыва в этих показателях не наблюдается. Для наглядности представления результатов анализа построена диаграмма динамики объемов производства и реализации продукции (рис.1).
Т а б л и ц а 3
Год | Объем производства, ден. ед. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Объем реализации, ден. ед. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||||
320000 | 310000 | |||||||
384000 | 390000 | 125,8 | 125,8 | 25,8 | ||||
390000 | 121,9 | 101,6 | 1,9 | 382000 | 123,2 | 97,9 | -2,6 | |
430000 | 134,4 | 110,3 | 12,5 | 409000 | 131,9 | 107,1 | 8,7 |
Т а б л и ц а 4
Изделие | VВП | Темп роста VВП, % | Структура производства, % | Vрп | |||||||
план, ден. ед. | факт, ден. ед. | + /- | % к плану | план | факт | план, ден. ед. | факт, ден. ед. | + /- | % к плану | ||
А | 200000 | 210000 | + 10000 | +5 | 48,8 | 199800 | 199000 | -800 | -0,4 | ||
Б | 140000 | 120000 | -20000 | -14,3 | 85,7 | 32,2 | 27,9 | 139700 | 140000 | +300 | +0,2 |
В | 95000 | 100000 | +5000 | +5,3 | 105,3 | 21,8 | 23,3 | 95000 | 70000 | -25000 | -26,3 |
Итого | 435000 | 430000 | -5000 | -1,15 | 98,9 | 434500 | 409000 | -25500 | -5,86 |
Рис.1. Диаграмма динамики выпуска и реализации продукции
П р и м е р 2
В табл. 4 представлены данные для анализа объема производства и реализации трех видов продукции с учетом ассортимента (в сопоставимых ценах).
Формулы для расчетов абсолютных (+ / –) и относительных (% к плану) отклонений от плана приводились в табл. 2. Расчеты темпов роста объемов производства по каждому виду продукции аналогичны вышерассмотренному примеру.
Остановимся на вычислении показателей структуры производства. Объем производства всех видов продукции составляет 100%. Путем деления планового показателя выпуска продукции А на общий объем выпуска можно найти долю продукции А в общем выпуске:
.
Аналогично рассчитываются плановые и фактические показатели структуры производства по другим видам продукции.
Проведенные расчеты показали, что выпуск продукции идет не в соответствии с планом (по каждому виду продукции обнаружены отклонения), хотя общее отклонение от плана по производству составило всего -1,15%. Однако руководству подразделений по производству продукции следует настоятельно рекомендовать следовать планам или корректировать их по мере возникновения проблем на производстве. Аналитик должен исследовать все факторы, которые могли повлиять на изменения объемов производства. Изменение объемов выпуска продукции может быть связано с трудовыми ресурсами (изменением численности персонала и/или производительности труда), средствами труда (основными средствами, их фондоотдачей), предметами труда (уменьшением или увеличением размеров материальных ресурсов, нарушениями поставок сырья и материалов, изменением материалоотдачи). Эти причины должны быть отражены в отчете о проведении анализа производства и реализации.
Особое внимание в данном случае следует обратить на провал в реализации продукта В: отклонения от плана составили -26,3%. Это очень высокий показатель. На предприятии образовались значительные остатки нереализованной продукции, служба сбыта (и/или маркетинга) плохо сработала в направлении реализации данного вида продукции.
П р и м е р 3
По данным табл. 5 проанализируем ритмичность выпуска продукта А за 4 квартала.
Коэффициент выполнения плана есть отношение фактического показателя выпуска продукта А к плановому показателю. Удельный вес продукции в I кв. рассчитывается по формуле
.
Аналогично рассчитываются все удельные веса.
Доля продукции, зачтенная в выполнении плана по ритмичности, составляет фактический удельный вес продукции за данный период, но не более его планового показателя. Так, во II кв. из-за нарушения ритмичности производства было засчитано только 26% объема выпуска продукта А, а не 28,57%, как было произведено фактически. Таким образом, сумма долей продукции, зачтенных в выполнении плана по ритмичности, показывает, насколько недовыполнен план по ритмичности. В данном случае отклонения составили 2,57% от общего объема выпуска продукта А.
Т а б л и ц а 5
Квартал | Выпуск продукта А, ден. ед. | Выполнение плана, коэффициент | Удельный вес продукции, % | Доля продукции, зачтенная в выполнении плана по ритмичности, % | ||
план | факт | план | факт | |||
I | 48000 | 50000 | 1,04 | 23,8 | 23,8 | |
II | 52000 | 60000 | 1,15 | 28,57 | ||
III | 45000 | 45000 | 22,5 | 21,43 | 21,43 | |
IV | 55000 | 55000 | 27,5 | 26,2 | 26,2 | |
Итого | 200000 | 210000 | 1,05 | 97,43 |
Для проведения анализа ритмичности необходимо найти значения таких показателей, как коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности согласно формулам в табл.2.
Критм = 23,8 + 26 + 21,43 + 26,2 = 97,43 (%).
Для того чтобы найти коэффициент вариации, определяется значение планового среднеквартального выпуска продукций:
Число периодов п = 4.
Это значит, что производство продукта А по кварталам 2005 г. отклонялось от планового графика в среднем на 7,6%.
Каритм = 0,04 + 0,15 + 0+0 = 0,19.
Напомним: чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие.
На основе представленных данных был проведен частичный анализ производства и реализации продукции в соответствии с условиями задачи. При получении отрицательных результатов анализируемых показателей требуется выявить причины, факторы, влияющие на них, и составить рекомендации по минимизации негативного влияния. И наоборот, положительные тенденции также следует изучать, чтобы поддержать их, тем самым способствуя улучшению результатов деятельности предприятия.
Задачи для самостоятельного решения
1. Проведите анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии за 5 лет. Определите базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста, сделайте выводы о полученных результатах. Для корректировки цен разных лет воспользуйтесь индексом цен.
Номер года | Объем производства, ден. ед. | Объем реализации, ден. ед. | Индекс цен |
1,0 | |||
1,05 | |||
1,08 | |||
1,03 | |||
1,06 |
2. На основании нижеприведенных данных определите абсолютные и относительные отклонения от плана по выпуску и реализации продукции; изменения в структуре производства с учетом ассортимента продукции. Используя метод цепных подстановок, определите влияние фактора изменения структуры продукции на объем выпуска в стоимостном выражении. Укажите возможные причины отклонений от плановых показателей, проанализируйте плановую и фактическую структуры производства.
Вид продукции | Цена за единицу продукции, ден. ед. | Объем производства, ден. ед. | Объем реализации, ден. ед. | ||
план | факт | план | факт | ||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Итого | - | ? | ? | ? | ? |
3. Определите удельный вес каждого продукта в анализируемых периодах, а затем - ритмичность производства с учетом различных видов продукции – А и Б. Укажите возможные причины отклонения фактических показателей от плана по ритмичности производства. Как влияет аритмичность на результаты деятельности предприятия и какие меры требуется применить для ее уменьшения?
Вид продукции | Объем производства, ден. ед. | |||||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | |||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
А | ||||||||
Б |
4. Проанализируйте выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции за 2005 г. в разрезе отдельных покупателей и видов продукции. Укажите возможные причины недовыполнения плана и рекомендации по улучшению процедур исполнения договорных обязательств.
Вид продукции | Код покупателя | Поставки, ден. ед. | Недопоставлено продукции, ден. ед. | Недопоставлено продукции, % | |
план | факт | ||||
А | |||||
Итого по А | – |
Вид продукции | Код покупателя | Поставки, ден. ед. | Недопоставлено продукции, ден. ед. | Недопоставлено продукции, % | |
план | факт | ||||
Б | |||||
Итого по Б | - | ||||
В | |||||
Итого по В | - | ||||
Г | |||||
Итого по Г | - | ||||
Итого | - |
5. Используя метод цепных подстановок, рассчитайте, на сколько изменился выпуск продукции за счет:
1) численности производственных работников;
2) среднедневной выработки на одного работника;
3) количества рабочих дней в году.