Финансирование инновационной деятельности
Цели и задачи системы финансирования инновационной деятельности
Финансы любого хозяйствующего субъекта, в том числе и ИП, охватывают денежные отношения этого ИП с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления.
В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень важные функции - распределительную и контрольную. Смысл первой состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования выступают самостоятельные предприятия, ИП, интегрированные финансово-промышленные структуры, территориальные органы управления, наконец, частные лица. Все они в той или иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и формируют конечный общественный продукт.
Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Важно, насколько эффективно они используются конкретным хозяйствующим субъектом. Анализ практики отечественных и зарубежных ИП показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной деятельности, в том числе и эффективность предпринимательства в инновационной сфере.
Принципы организации финансирования
Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, являются:
1) четкая целевая ориентация системы - ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
3) множественность источников финансирования;
4) широта и комплексность системы, т. е. охват максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
Содержание системы финансирования инновационной деятельности
В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют место в экономике нашей страны, финансы ИП занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где, собственно, и создается основная масса материальных и нематериальных благ (товаров производственно-технического назначения, предметов потребления, новой научно-технической информации и других интеллектуальных продуктов). В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.
Данная система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
1 Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки.
2 Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития.
3 Создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Элементами этой системы, взаимодействующими с ИП и объединениями, выступают:совокупность источников поступления денежных средств; механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвестиционные проекты и целевые программы; механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.
Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обеспечивать: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и ресурсными возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсob ИП; решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.
Формы финансирования
Бюджетные ассигнования.Система финансирования научно-технического развития представляет весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализонных источниках целевого назначения, которые образовывались в структуры управления по соответствующим жестким нормативам.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
• бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
• средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;
• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
• финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п),
• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
• конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;
• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
• средства национальных и зарубежных научных фондов;
• частные накопления физических лиц.
Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассигнований
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других аналогичных ИП. Средства фонда могут расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми ИП. Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добро-зольные взносы организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.
В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государственная структура — Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениямНТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.
Основными задачами данного фонда являются:
• содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП;
• отбор и реализация инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России;
• поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
• содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.
Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования.В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно технических проблем, а также мероприятий по освоению новых видов промышленной продукции в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ.
Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационных проектов в настоящее время выступают:
• собственные средства ИП; средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг; кредиты коммерческих банков; специализированные и благотворительные фонды; средства инвестиционных компаний, других ИП, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.
В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений).
Весьма важное место в финансовом обеспечении работы ИП отводится сегодня и коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь в данном случае идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.
Организация долгосрочного кредитования, как правило, базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности. Сегодня предприятию-клиенту предоставлено право открывать ссудные счета не в одном, а в нескольких банках. Важным признаком современной системы кредитования деятельности ИП является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банком и предприятием-заемщиком (субъектом кредитования). При решении вопроса о выдаче долгосрочного инновационного кредита банк анализирует перспективы экономического роста кредитуемого ИП, возможности реализации продукции и ожидаемый рост доходов.
Финансовый лизинг.Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энергетических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связи между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.
Современный рынок лизинговых услуг - один из наиболее динамичных и постоянно развивающихся. В США, например, на долю лизинга приходится примерно 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование. В современной хозяйственной практике под лизингом понимается «вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей». При этом право собственности на указанные материальные ценности на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе.
С экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с долгосрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов основных производственных фондов. Важно подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды, как правило, очень близок к сроку службы оборудования. Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель (ИП) имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для малых и средних предпринимателей. По истечении срока лизингового договора и выплаты арендаторам полной стоимости имущества и оговоренных процентов это имущество становится его собственностью или, если оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.