Взаимодействие Службы судебных приставов с налоговыми и таможенными органами

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО СПЕЦКУРСУ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Взаимодействие Службы судебных приставов с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Участие суда в исполнительном производстве сводится в основном к следующему. На суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения. Судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист.

В компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа; решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к взысканию; разъяснение судебного акта для целей его исполнения; отсрочка или рассрочка исполнения; изменение способа и порядка исполнения; поворот исполнения решения; отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с ФЗ Об исполнительном производстве.

Суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом ст. 128 ФЗ Об исполнительном производстве. К числу исполнительных документов, выдаваемых судами, относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Суд помимо выдачи исполнительных документов осуществляет текущийи последующий судебный контроль - основные формы взаимодействия суда и судебного пристава-исполнителя.

К текущему судебному контролю в исполнительном производстве относятся действия суда:

1. Восстановление пропущенного срока на выдачу исполнительного листа;

2. Разъяснение судебного акта;

3. Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка исполнения;

4. Отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения;

Приостановление и прекращение исполнительного производства.

Взаимодействие Службы судебных приставов с налоговыми и таможенными органами.

В целях организации взаимодействия ФССП России и ФНС России по реализации положений НК РФ, Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а также иных законодательных актов РФ заключено Соглашение ФНС России N ММ-25-1/9 и ФССП России N 12/01-7 от 9 октября 2008 г. "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов".

В соответствии с данным Соглашением судебному приставу-исполнителю одновременно с исполнительным документом предоставляется необходимая для принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов информация о должнике-организации или должнике - индивидуальном предпринимателе:

1) об идентификационном номере (далее - ИНН) должника-организации;

2) о номерах его расчетных, текущих и иных счетов;

3) о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты его счета;

4) о его финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности;

5) о его юридическом адресе и месте нахождения;

6) о фактических адресах, телефонах головной организации-должника и ее структурных подразделений;

7) о результатах мер по розыску должника и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу территориального органа ФНС России;

8) о наличии кассовых аппаратов.

Характеризуя формы взаимодействия судебных приставов и налоговых органов, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они в конечном счете определяются различиями в полномочиях налогового органа при взысканиях с налогоплательщиков - организаций и физических лиц и соответствующими различиями в процедуре осуществления такого взыскания, обусловленными положениями ст. 45 НК РФ, в соответствии с которой взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено законом, а взыскание налога с физического лица - в судебном порядке.

Важно отметить, что вышеуказанным соглашением предусмотрена возможность направления судебным приставом-исполнителем в соответствующий территориальный орган ФНС России заявления о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, если он обоснует, что арест и реализация имущества, а также иные меры принудительного исполнения позволят в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме.

Аналогичным образом осуществляется взаимодействие ФССП России с таможенными органами, обеспечивающими взимание налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, поскольку в этом случае на таможенные органы распространяются положения статей НК РФ, указанных в предыдущем параграфе.

Однако таможенные органы взаимодействуют с ФССП России не только как органы, обеспечивающие взимание налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, но и как правоохранительные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в данном случае дела о нарушениях таможенных правил, о взыскании таможенных платежей.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены:

1) с юридических лиц - путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке;

2) с физических лиц - в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если:

- требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ;

- размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (ст. 350 ТК РФ).

Согласно ст. 351 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке. Взыскание таможенных пошлин за счет имущества должника производится ФССП России.

В организационных вопросах органы и подразделения ФССП России и ФТС России руководствуются положениями Соглашения о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов, утвержденного Приказом ФССП России от 23 апреля 2008 г. N 474 <1>.

Наши рекомендации